Эскизы 2022-11

*
«Переживаемое нами «чрезвычайное положение» – не исключение, а правило»
(Вальтер Беньямин  «Тезисы об истории»).
*
Суицидники или Взорвать Вселенную!
«Мыслящие существа, исполняя свой космологический долг и жертвуя собой, произведут сознательно космическую катастрофу – вызывая процесс, обратный «тепловому умиранию» космической материи»
 Какая прелесть! Это цитата из работы  совкового «философа»  Эвальда Ильенкова «Космология духа» /1956;  публ – 1991/. И дело не только в том, что специалист по «диалектическому материализму»  руководствовался опровергнутой позднее теорией «тепловой смерти вселенной» и предлагал достигшему вершин духа человечеству  устроить вселенскую цепную реакцию, расщепив самую элементарную из частиц, дабы разогреть вновь остывший Универсум. Ну, в самом деле, может ли гуманитарий грамотно оценить гипотезы современной физики, которые в будущем, возможно,  будут выглядеть примерно такими же сказками, как устройство космоса в дантовой «Комедии».  Нет, тут  есть  и безумные претензии и диаматчиков» на знание и понимание всего на свете (после овладения единственно верного учения», которое «всесильно, потому что оно верно» и чтения Энгельса, которого представитель философского факультета МГУ все же поправляет, не считая, что человечество погибнет вслед за остывшим Солнцем, а будет развиваться еще миллионы лет (!), но, в конце концов все же пожертвует собой, чтобы запустить новый вселенский цикл!). Но наряду с таким фантастическим безумием (на фоне которого космическая фантастика Ивана Ефремова или Сергея Снегова – это просто какое-то крохоборство мечты), тут проглядывается  и одержимость советской культуры идеей и даже идеалом Смерти. Наряду с констатацией сумасшествия ведущего представителя коммунистической «диалектической логики», тут и биография фронтовика, видевшего массу смертей, и существование в царстве ужаса и террора сталинского тоталитаризма и отчаянная попытка «мыслящего духа» вырваться в «царство свободы». Конкретно для Ильенкова это закончилось суицидом (он зарезал сам себя), а для Ефремова, например, преждевременной смертью и нереализованными творческими планами – фантаст развивал свою философию в форме художественных произведений. Однако этот дух мортидо никуда не исчез и подспудно присутствует в бекграунде здешней культуры, что намекает на одну из  подспудных причин популярности указанных авторов, так и в милитарном масскульте, лозунгах «можем повторить» и т.п. с соответствующей практической реализацией.
Без обнаружения глубинных корней этого «инстинкта смерти», тяги конкретного социума к (само)уничтожению, ждать миллионы лет, чтобы подорвать галактики не придется. Мышление, как «высшая форма движения материи» на очередной «Зирде» (планете черных маков из знаменитого ефремовского романа) прекратит свое существование гораздо раньше...
*
Концлагерь, возникший в ходе реализации какой-то «идеи» – решающий аргумент против неё. Почему многие у нас игнорируют этот аргумент?
*
Тоталитарные режимы ХХ столетия – это «цветочки» по сравнению с нынешними устремлениями превратить людей в «муравьев-термитов» под управлением ИИ.
*
Идеи определяют жизнь. Безумные – безумную.
Причины перманентного бардака многообразны. Но если мы попробуем поискать их группу в области идей,  то придем к некоторой группе «философов». Несколько чудаков, бедных, несчастных, бесправных, оторванных от реальности и не имеющих возможности на нее воздействовать хотя бы в рамках уже достигнутой цивилизационной нормы – они – чем беспомощнее были, тем смелее фантазировали.  И почему-то их фантазии и «заморочки»  получили у части публики статус «философии» и т.п. Пока этот статус у них сохраняется, а данные писатели не обретают закономерного определения городских сумасшедших (разумеется, представляющих определенный интерес для изучения эпохи) – безумие будет воспроизводиться с пугающей регулярностью
*
«Ученый международник»
Обслюнявил весь простатит (уб.)
*
Молодые  современные дебилы живут в виртуальном сне. И – не хотят просыпаться.
*
Факт.
В Кемерово открыли мемориал – точную копию памятника в Трептов-парке. Только выше.
*
4 ноября
Кажется, конкретное историческое бытие подходит к финалу.
*
Впереди – крутой поворот,
Впереди – жареный лёд…
*
Формула Ф.А.Степуна
«Не бороться, но и не признавать» (большевиков)
*
Сыграет ли какую-то роль «четвертая волна» или нет?
Ведь когда они выпрыгнули с лодки, а «она утонула».
*
Национальная альтернатива либерализму оказалась несостоятельной. Даже в названии «национал-демократический»  надо поменять порядок слов.
*
«Проблема Идеального».
В мохнатые совковые годы десятки и сотни кандидатов, кандидаток, докторов «философских наук», а также некоторое количество студентов-аспирантов философятин натирали себе от проблемы «идеального».  Любомудрики разделились на партию  сторонников И. и партию Д. Казалось, что «идеальное» - это главная рыба в омуте как бы мыслящего совка. Ведь остальные  ответы были уже пойманы  на страницах томов единственно верного учения, а проблемы уже были решены «классиками», оставалось только «критика» тех, кто не понял и обучение тех, кто еще не знал. И чего же они так ярились?..
Однако, проблема «идеального» имеет и другой аспект – более важный, на наш непросвещенный взгляд. Любимым фокусом отечественного безответственного сознания было сравнение своего «идеального» с реальным, как правило, чужим. Естественно  возвышенное «идеальное» торжествовало. В фантазиях и догмах.  Это мог быть «коммунистический идеал» из глянцево-голубого сборника ильенковщины-косолаповщины или, потом, когда «философия» снова свихнулась на залежалых «религиозностях», «всеединствах», «столпах», «космизмах» и прочей мистико-романтичесой чуши, –  появляется «небесная Россия». Главное – подальше от реальных проблем.
А реальность пусть остается без канализации, ну, или существует в ней.
*
Непонятно почему, но зачитывался несколько дней сочинениями Ф.А.Степуна. Нет, его «философия», попытка скрестить неокантианство с соловьевщиной, меня нисколько не заинтересовала. (хотя критика иррациональной славянофильской публицистики, приводящей к «мрачной деспотии взаимно порабощенных сторон духа» местами неплоха).  «Культурология»  лучше, особенно про Шпенглера (попавший в руки Федора Августовича экземпляр «Закат Европы» стал детонатором высылки интеллигенции из «совраски» в 1922 году и тем самым многих спас). Критика тоже любопытна (о Бунине, Белом, Зайцеве и пр.). Сам Степун неплохой беллетрист («Переслегин», «Ревность»). Но более всего он ценен в моих глазах как замечательный рассказчик-мемуарист. А название воспоминаний у него какое замечательное – «Бывшее и несбывшееся»! Из «бывшего» самое любопытное – это учеба в Германии в начале прошлого века и предреволюционная Россия. Особенно интересно читать о поездках молодого лектора в российские провинциальные города. «Общественность» тогда было не пустым словом, и множество энтузиастов трудилось над тем, чтобы сделать Россию нормальной страной. Вопреки самодержавной полицейщине  и тупой бюрократии(которые сейчас ряд «нацпатриотов» восхваляет!) или революционной горячке на фоне страшенной культурной непросветлённости.  А потом – злосчастная война! Не успели. Многое так и осталось «несбывшимся».
Эта упущенная историческая возможность представляется  такой грандиозно-прекрасной. Но вдруг и это иллюзия и более вероятно было подобие испанского варианта (неучастие в мировых войнах не уберегает страну от гражданской войны и диктатуры)? Как знать. Остались только чаяния, воплощенные в текстах недостижимой ныне культурной высоты. Но и они тоже суть идеальные миражи. А на практике – не в коня корм.
*
Цитата:
«Положение домашнего животного влечёт за собой положение рабочего скота» (Э.Юнгер).
*
Юнгеровское.
Пассажиры «Левиафана» становятся пассажирами «Титаника».
Или: Ковчег становится Левиафаном, а потом становится Титаником.
*
«Мы продукты преднамеренного и случайного самоодомашнивания» (Джеймс Скотт «Против зерна»).
*
Анархистское.
«Учредительно оформленная разновидность грабежа и вымогательства и утопического проекта». (О государстве).
*
Ситуация. «Безнадежно затяжной характер».
Самое тяжкое – в полной бессмысленности
*
Эзотерика и прочая «духовность» в СССР – это как мираж с оазисом в пустыне.
*
ООО
Общество оглушено. Отключка.
*
«Отчаяние – это отсутствие надежды» (П.Тиллих).
*
Вряд ли продуктивно рассматривать образчики из «истории философии» с точки зрения «буквы» и относиться серьезно к этим «творениям духа». Скорее, тут нужна культурология контекста, как, скажем, рассмотрение мифа о смерти/воскрешении в контексте становления аграрного общества.  Системы философов по нынешним временам, это что-то вроде мифом – не принимать же их содержание за чистую монету.


Рецензии