Фиат Камазович

 В середине семидесятых годов прошлого века началось сотрудничество одного из прикладных научно – исследовательских институтов из города Владимира с народным предприятием «Синтезеверк», расположенным в небольшом городке Германской Демократической Республики под названием Шварцхайде. Проживали ученые мужи из Союза с семьями единой коммуной в одном из подъездов пятиэтажного дома этого городка на улице «Двадцатилетия Республики».
 
 Недаром ГДР считалась тогда витриной социализма на просторах стран Варшавского договора. Действительно жизнь там с точки зрения обеспеченности населения всеми необходимыми человеческими благами была намного привлекательнее очень скромного в то время быта советских людей.
 
 Нельзя сказать, что в СССР не обращали внимания на развитие научной мысли. Но как-то это происходило в основном за счет фанатичной надежды на светлое будущее работников умственного труда, которые несмотря на смешные зарплаты продолжали трудиться в НИИ. Все питали надежду на то, что после защиты кандидатских или даже докторских диссертаций им все труды воздадутся сторицей. Делегирование же специалистов в ГДР воспринималось как очень шикарный подарок судьбы. Да и зарплата была не в пример той, которую ученые получали в родном институте.

 В Союзе в то время практически все было в дефиците. Не говоря уж о том, что автомобили считались очень большой роскошью, а не просто средством передвижения. А автомобильные заводы основную массу своей продукции стремились продавать за кордон. Ну и конечно же в страны народной демократии, в том числе и в ГДР. Это сейчас в России молодежь, не раздумывая, меняет автомобили каждые три года. Тогда же приобретенный автомобиль советский человек лелеял лучше родной жены, ухаживал за ним и денно и нощно, зная, что ездить на нем придется, может быть, до конца своей жизни. Редко кто из простых работников института имел возможность приобрести легковушку. Являясь инженерами или младшими научными сотрудниками, они всегда проигрывали в невидимом состязании за очередь и уступали ее корифеям со званиями кандидатов и докторов наук, профессоров и членов-корреспондентов Академии наук, коим всегда отдавался приоритет в приобретении дефицита. А во-вторых, и зарплаты этих, как правило, пахарей от науки было недостаточно для такого дорогого приобретения.
 
 Ну а в ГДР уже в то время при неограниченных поставках автомобилей всех марок с недавно принятого в эксплуатацию тольяттинского «Автоваза» народ не отказывал себе в удовольствии часто менять транспортные средства. На рынке поэтому присутствовала масса машин. Подержанных, но в хорошем состоянии и по приемлемым ценам, даже для советских ученых без академических званий. Вот и бросился народ на поиски и приобретение таких машин. Ну а так как в Союзе никто из этого сословия, как правило, машин не имел, то и права на вождение автомобиля тоже почти у всех отсутствовали. А раз захотел приобрести машину, то права, «кровь из носа», нужны. Нашли и тут решение. При комбинате, где трудились работники умственного труда из Союза, имелась автошкола, с инструкторами которой и ее руководством и договорились об обучении. Многие тогда пошли учиться. Даже те, кто и машину не думал приобретать. Ну почему не получить права, если такая возможность имеется!

 Был среди обучающихся и Фоат Хафизович Самигуллин, который совсем недавно был делегирован на немецкий химкомбинат. Острыми на ум и слово учеными он быстро был наречен Фиатом Камазовичем. Эта кличка прилепилась к нему так крепко, что не отпускала его даже в бытность, когда он уже стал руководителем одной из ведущих лабораторий института.
 
 Учеба у него заладилась. Без проблем сдал теоретическую часть. А вот с практикой не очень задалось. Есть такие люди, у которых очень светлая голова, а вот с техникой у них проблема. Так и Камазович, будучи неплохим химиком, техники не то, чтобы боялся, но остерегался нажать в машине что-нибудь не то. Ну а если человек чего-нибудь остерегается, то с ним и происходит именно то, чего он боится. То при левом повороте покажет, что поворачивает направо. То двинуться пытается не с первой, а с четвертой передачи. Много разных проблем возникает у человека, когда он технику не понимает и с ней не может совладать.

 На одном из занятий по вождению произошел нелепый случай, байки о котором долго курсировали по всем коридорам, лабораториям и кабинетам как немецкого предприятия, так и владимирского института. Неплохо откатав за рулем городскую программу, и, видимо, чуть расслабившись, ученик в лице Фиата Камазовича подъехал к гаражу вместе с инструктором, которого звали Эгон, но все почему-то за глаза называли его Фрицем. Может быть потому, что он во вторую мировую воевал, имел ранение и чуть прихрамывал на левую ногу. А если вспомнить, то на той войне русские немцев кроме, как фрицами, и не называли. Фриц дал Камазовичу последнее на сегодня задание загнать машину задом в гараж. Фиат Камазович развернул машину задом к гаражу и попытался сосредоточиться. На чем уж он там сосредоточился одному богу известно, но вместо задней передачи он почему-то врубил переднюю и со страшной силой нажал на газ. На его беду дорога, на которой стояла машина, буквально в нескольких метрах резко поворачивала налево, а справа располагался уютный овраг, куда автомобиль к немалому удивлению обоих пассажиров и съехал. При этом он еще и несколько раз перевернулся, а потом встал на крышу. Камазович выбрался через окно первым и поинтересовался все ли в порядке со здоровьем у Фрица. Получив удовлетворительный ответ и немного успокоившись, вдруг услышал от Фрица просьбу принять из окна его ногу. Посмотрев в сторону окна, Камазович с ужасом увидел торчащую оттуда голую ногу в ботинке, которую Фриц держит в руках. Незадачливый водитель тут же от стресса рухнул в обморок, из которого его с грехом пополам вывел самостоятельно вылезший из машины инструктор. Оказалось, что у него был протез ноги, но выполненный настолько удачно, что мало кто подозревал, что он его носит и при этом почти не хромает.
Вот такие случаи в жизни бывают. А Фиат Камазович после этого происшествия забросил водительскую учебу и больше никогда не задумывался о приобретении личного автомобиля.
И скорее всего это происшествие с ним исключило появление еще одного неадекватного водителя, коих сейчас на дорогах не счесть. Иногда создается впечатление, что многие водители, бездумно и на неимоверных скоростях рассекающие просторы городов, деревень и сейчас уже неплохих дорог страны никогда и не обучались в автошколах, а приобрели водительские права за деньги.


Рецензии

Забавная история, Сергей! В советские времена приобретение любой техники было равносильно заоблачному счастью. Помнится, мой отец на свои многолетние сбережения купил ИЖ-ЮПИТЕР с коляской. Прислали его по почте, зимой, в деревянной упаковке. Я трогал его никелированные блестящие части с придыханием и радостям не было границ!.
Но вот наступила весна, просохли все сельские дороги и овраги...И вот наш самоуверенный зятек садится за руль, а в коляску сажает отца. С ревом и рывком с места мотоцикл помчался по широкой деревенской улице и скрылся за оврагом в лесочке ....Но вдруг все затихло! Почувствовав неладное я побежал за ними до опушки леса. При въезде в лесной массив, не вписавшись в поворот, зятек влетел в кряжистый дуб ...коляска с одной стороны дуба, мотоцикл -с другой, а пассажиры с поцарапанными и ободранными лицами по сторонам в кустах. Но живые, слава БОГУ! Оказывается зять не умел даже на велосипеде ездить!!!! Но заверял, что знает, как управлять мотоциклом!
Как оказалось, он тоже из той же категории, как и твой герой.
Жму зеленую!

Владимир Ендурайский   30.11.2022 23:05     Заявить о нарушении