Притча о Мудрости

Жили как-то в одной деревне некогда добрые соседи. Почему „некогда добрые"? Да, потому что испортились у них отношения. А испортились они у них, из-за того, что Мудрость они не поделили. Но обо всем по порядку.

Итак, однажды давние предки жителей той деревни жили одним большим племенем, еду и добычу деля между собой поровну. И они все вместе собирали Мудрость – стяжали и преумножали ее своим общим трудом. Чтобы потомкам своим ее оставить много. Но потомки каждый брал себе из общей Мудрости столько, сколько мог унести, и уходили из племени. Правда, строили себе дома неподалеку, поделя таким образом потихоньку всю Землю и всю Мудрость между собой.

Больше всего земли и Мудрости досталось одному из потомков, который выстроил себе огромный дворец и даже объявил себя главным императором.  В том дворце родились у него дети – сначала старшие, двойняшки дочь и сын, которых звали Хитрость и Лукавство, а позже младшие, тоже двойняшки дочь и сын, Ложь и Обман. Они все стали аферистами-мошенниками, обводя вокруг пальца то одного, то другого, и воруя у них из их наследства  Мудрость. Другие же соседи, наоборот, трудились честно и старались собственным трудом свою Мудрость преумножить.

Был среди жителей той деревни Ваня. Одни считали его дураком, другие – гением, правда непутевым. Почему так? Да очень просто – он унаследовал от предков самый большой дом и самый большой участок при нем. И Мудрости от предков получил больше всех. Столько много, что изначально пользовался всеобщим уважением и именовался солидно – Иваном. Да, только растеряли он всю свою Мудрость постепенно, превратившись в простого Ваню.

А случилось все из-за того, что тогда еще Иван стал учеником того южного богатого и влиятельного соседа. Сосед был настолько великолепно образован, даже можно сказать, был ученым, богатым и красивым. И был очень влиятельным. Но, постепенно возгордившись из-за всех этих своих качеств, он растерял все свои богатства, упустил всю свою Мудрость „сквозь пальцы", да и сгинул со временем в безвестность. Даже имени его никто не помнил. А его дом и его землю занял другой, из чужого племени.

Хитрость же и Лукавство пришли и поселились в доме Ивана, как ученика их отца, а следом за ними пришли также и Ложь с Обманом. И стали они жить в доме Ивана, заявив на него права, ибо Иван считался учеником их отца.  Но эти братья-сестры-аферисты пришли не с пустыми руками – они принесли с собой крысеныша, родившегося во дворце их отца.

Попав в дом Ивана, крысеныш быстро разъелся, превратившись в большую, жирную Крысу. По началу Крысу в ее действиях направляли Хитрость и Лукавство. И питались она тем, что пожирала Мудрость в закромах Ивана. То есть, то, что еще не успели разбазарить братья-сестры-аферисты. Но со временем Крыса стала руководить действиями всех, кто жил в доме, направляя своих, уже ставших ее подручными, аферистов туда, где можно было еще поживиться. „Великолепная пятерка" – старшие, Хитрость и Лукавство и младшие, Ложь и Обман, руководимые Крысой – полностью опустошили дом Ивана, уничтожили всю Мудрость в нем. А самого Ивана переименовали просто в Ваню. И даже те крохи Мудрости, которые Ване с большим трудом удавалось все же добыть, все тотчас пожирала Крыса.

От такого положения дел поглупел Ваня сильно и, как следствие, стал очень агрессивным. Бросил камень, разбив окно в доме Вано, что жил на холме к югу от Вани. Да еще и пригрозил его соседу Ованесу, чтоб не вмешивался. А со своим братом и ближайшим соседом Иванком вообще повел себя как с заклятым врагом – сломал ему забор, избил Иванка и заявил, что отберёт у него дом, который Иванку достался в наследство от их общих родителей.

Когда же собрались соседи, желая его унять и образумить, то Ваня обещал скоро „разобраться" с Яном, а Йогану пригрозил, что отберёт у него полдома, как некогда сделал его отец (впоследствии Ваня отобранные вернул и извинился, но сейчас он в ярости захотел забрать все назад). Жан, Хуан и Джованни, стоявшие рядом, не в силах были ничего поделать -  Ваня так распоясался, что стал во всех своих бедах обвинять даже дальних соседей, двух кузенов Джонов. Один из них жил неподалеку на хуторе, и его прозвали Джон Хуторянин, а другой еще в давние времена переселился за рекчу, но оставался со всеми в добрососедских отношениях, и его прозвали Джон Заречный. Чтобы не путать их друг с другом. В свое время, кстати, когда еще Ивана постигла большая беда и его дом был почти разрушен, все соседи помогали ему в восстановлении имущества, а именно Джон Заречный оказал больше всех Ивану помощи.

Но сегодня у Вани как глаза застило,  он стал как одержимый в своем стремлении все порушить и всех подчинить себе - Крыса сожрала всю его Мудрость, а действиями руководили Ложь и Обман.

Собрались все соседи и решили пойти за советом, как поступить с Ваней, как исправить ситуацию, к старому и мудрому царю Мелхиседеку, который жил отшельником на высокой горе вблизи от деревни. Выслушал их рассказ Мелхиседек, задумался, а затем сказал:

„Дорогие мои, вся беда в том, что Иван попал под тотальное влияние преступников, аферистов и обменников. И потому потерял всю свою Мудрость. Но дело поправимо, однако лишь при выполнении трех условий:
Первое – надо убить Крысу. Но это должен сделать Иван сам. Ибо живет она в его доме.
Второе – одновременно необходимо Ивану изгнать из своего дома тех, кто поселился в нем вместе с нею. А Вы все не должны пускать этих изгнанников в свои дома ни под каким предлогом, даже на короткий отдых. Хитрости, Лукавству, Лжи и Обману не должно нигде находиться пристанища. Они должны быть объявлены изгоями во всех приличных домах по всей Земле.
И третье, очень важное условие, неисполнение которого сведёт на нет все предыдущие усилия. А именно – каждый из соседей должен дать Ване чуть-чуть, небольшую часть от своей Мудрости, унаследованной от собственных предков. Ведь, у Вани вся его Мудрость уничтожена Крысой и братьями-сестрами-аферистами. А если ничего нет, то и приумножать нечего.
И когда у Вани будет восполнен начальный запас Мудрости, дальше он должен самостоятельно ее стяжать и преумножить. Собственным трудом. И только так он сможет вновь стать тем Иваном, каким он некогда был“.

Таково было наставление мудрого и старого царя Мелхиседека. И еще одно сказал он на прощание соседям Ивана - слова о том, что Мудрость у их предков была общая, и пользовались они ею все вместе, и преумножали ее сообща. И пример с Ваней показал, к каким пагубным последствиям может привести потеря даже одним из соседей своей собственной части общей Мудрости.


Рецензии