Борис Михайлович Неменский

    Борис Михайлович Неменский – выдающийся советский и российский художник-живописец, педагог, профессор, Академик АПН СССР, Академик РАХ, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии III степени, Государственной премии России, Премии Президента Российской Федерации в области образования, автор выдающихся живописных полотен, посвященных Отечественной войне 1941-45 гг.
Хотелось бы мне знать, многим россиянам  от 16 лет и старше знакомо имя Б.М. Неменского? Что-то мне подсказывает, что многие мои соотечественники  впервые слышат это имя. Что поделаешь, современная отечественная пропаганда либо совсем не научилась популяризировать достижения в русской культуре, либо намеренно старается предать их забвению.
Моя встреча с Борисом Михайловичем Неменским произошла, как и с Д.Б.Кабалевским, в Москве, в институте художественного воспитания в конце 80-х прошлого века. К тому времени я уже хорошо была знакома с произведениями этого художника во время посещения Третьяковской галереи в Москве и в других художественных музеях страны. Его художественные полотна «Мать», «Машенька», «Безымянная высота» и др. не могли оставить меня равнодушной.
И вот я вижу знаменитого художника что называется «вживую», на расстоянии вытянутой руки, слышу его спокойную, негромкую речь.  Борис Михайлович в ходе этой встречи представлял слушателям курсов свою Программу по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Из слушателей (это были курсы по МХК) далеко не все были учителями рисования. Присутствующие в аудитории на время занятия  превратились в учеников 1 класса. На столах перед нами лежали листы бумаги, баночки с красками и кисточки для рисования. Мы на практике знакомились с тем, чем и как работает художник. Тысячи учителей изобразительного искусства потом начинали свои уроки в школах именно с этого архиважного познания, погружающего ребенка в мир изобразительного искусства.
Потом мне довелось побеседовать с Борисом Михайловичем об искусстве, о методике преподавания ИЗО в школе, о мастерстве педагога в работе с детьми, об особенностях художественного восприятия. Я была счастлива от понимания того, что во многом наши взгляды и суждения совпадают. Борис Михайлович сказал, что по приглашению Краснодарского ИУУ он собирается  приехать к нам в Краснодар.
В 1990 году Борис Михайлович приехал в Краснодар.
На встречу со знаменитым художником и автором программы по ИЗО, которая в историю современной педагогики  вошла под названием «Программа Неменского» пришли не только учителя изобразительного искусства, но и учителя других гуманитарных дисциплин и начальных классов, директора школ, руководители отделов народного образования – все, кто в той или иной степени занят эстетическим образованием и воспитанием школьников. Встреча состоялась в средней школе № 42. В ходе этой встречи мой сын, в то время начинающий журналист, взял у Бориса Михайловича интервью. Потом статья с этим интервью была опубликована в краснодарской молодежной газете «Комсомолец Кубани».
Борис Михайлович, как мне показалось, по своей натуре – совсем не публичный человек, а, наоборот, спокойный,  скромный и склонный к тихой кабинетной работе в одиночестве. Таких трудоголиков-одиночек можно встретить исключительно в среде художников и писателей. Я заметила, как в ходе дискуссий он совсем не рвется что-то кому-то доказать, навязать. Он предпочитает сначала выслушать, а потом сказать. Свою позицию он отстаивает силой убеждения и примера.
 И вместе с тем он очень коммуникабельный человек, С первой же минуты общения он располагает к себе неподдельным вниманием и добродушием всякого человека, будь то ребенок, подросток, взрослый или старец.
Выступал перед нашей  аудиторией Борис Михайлович без всяких бумажек. Чувствовалось, что говорил о наболевшем, о том, что прочувствовал всей душой, в чем был абсолютно убежден. И поэтому люди тянулись к нему, верили и были с ним полностью солидарны.
Мне нравилась его прекрасная образная русская речь. Каждое слово он подбирал и выговаривал, будто выписывал на полотне кистью. Не оставляя без внимания детали, он не терял линию сюжета, четко выстраивая свою речь. Борис Михайлович и в художественных полотнах –большой мастер композиции.
На вопросы слушателей Борис Михайлович отвечал сразу же, без каких-либо долгих раздумий. Хорошо помню, что на вопрос о том, что его, известного художника, привело к занятиям педагогикой, Борис Михайлович ответил:
- Желание донести искусство до самых широких масс. Вопреки ленинскому утверждению, что «искусство должно принадлежать народу», на самом деле подлинное искусство пока народу не принадлежит. Народ его просто не знает и не понимает. Как приобщить массы к духовным ценностям? Только через систему гуманитарного образования и воспитания. И прежде всего в школах».
Вот ответ истинного творца, патриота, великого человека, неравнодушного к судьбе народа, сыном которого он является. Очень беспокоило Б.М. Неменского состояние нашей культуры, которое гибло уже тогда все сильнее и стремительнее. В письме ко мне от 25 сентября 1990 года он  писал: «Все, что мы делаем – это борьба с умиранием нашей культуры. С гибелью культуры гибнет народ, её породивший. А эта опасность сейчас стоит перед нами. И никакая экономика не заменит культуры».
Понимают ли это беспокойство гения наши чиновники, застрявшие в кабинетах министерств культуры и образования?
 Даже если бы Борис Михайлович не был гениальным художником, написавшим целую галерею шедевров живописи, а только создал бы уникальную универсальную Программу по ИЗО, и в этом случае его имя следовало поставить в один ряд с самыми выдающимися творцами современности.
Именно поэтому Борис Михайлович Неменский – единственный художник в нашей стране, который в 2003 году специальным Указом был удостоен Премии Президента Российской Федерации в ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.


Рецензии