Послушание Богу
Бог сотворил человека свободным «и оставил его в руке произволения его… Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» - Сир 15:14,17.
Свобода воли – это неотъемлемое свойство человека, часть образа Божия в человеке. Вне зависимости от того, хочет человек или нет, он проживает с этим свойством всю свою жизнь, реализуя свою свободу воли ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно. Даже отказ от своей воли – это также свободный выбор.
Жизнь для человека состоит в причастности к Источнику жизни, к Тому, кто Сам – Путь, Истина и Жизнь. В самом себе источника жизни человек не имеет, как не имел её и денница, сын зари, отпавший от Бога.
Полнота такой причастности – в любви к Богу. Бог любит своё творение и ожидает от нас любви к Себе.
«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». (2Кор. 5:15).
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин 4:16).
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14).
Путь любви к Богу – это сообразование воли человеческой с волей Божией (см., например, «Илиотропион» святителя Иоанна Тобольского).
«…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).
Сообразование это троякое:
- усвоение правильных понятий о Боге, человеке и мире (правая вера);
- согласование с волей Божией дел и слов (правая жизнь внешняя);
- согласование с волей Божией мыслей и чувств (правая жизнь внутренняя).
Такое согласование можно назвать послушанием Богу.
Как узнать Божию волю, чтобы согласовать с ней свою волю?
Всем известные источники – Священное Писание, Священное Предание и согласное мнение святых отцов.
Преподобный Антоний Великий: «…что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании» (Древний патерик 1:1)
Трудно согласовывать свою волю с Божественной волей среди безбожного окружения. Поэтому в первые века христианства стремящиеся к Богу люди, подвижники, стали исходить из мира и поселяться вне городов и селений. Чтобы в уединении подчинять свою волю воле Божией. Так появилось иночество.
Некоторые из них настолько преуспели в своём стремлении к Богу, что Бог послал им Утешителя и соделал их живыми сосудами Духа Святаго. Таким образом, появился еще один источник познания воли Божией – вопросить об этом духоносного старца.
Этот способ познания воли Божией открыл уникальный путь подвижничества – послушание духоносному старцу. А точнее, полного послушания Богу через старца. Когда послушник полностью отсекает свою волю и заменяет её волей Божией, действующей через руководство старца. Это самый прямой путь, лишенный поисков воли Божией, сомнений и недоумений. Самый короткий, самый быстрый путь.
Но, прежде чем ввериться старцу, следовало выяснить, является ли он живым сосудом Духа Святаго. «Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Лествица, 4:6).
Преподобный Симеон Новый Богослов: «Если захочешь отречься от мира и научиться евангельскому житию, то отдай себя не неопытному и не нечуждому страстей учителю, чтоб вместо евангельского диавольскому не научиться житию». «Всякий не видящий (слепой духовно), если берется руководить других, есть прелестник, и последующих ему ввергает в ров пагубы, по слову Господа: слепец слепца аще водит, оба в яму впадут (Мф. 15, 14)» - Добротолюбие, том 5, п. 32, 34.
Когда пустынников стало много, и пустыня населилась иноками, возникли общежительные монастыри, окормляемые духоносными старцами. И в них монахи спасались полным послушанием. Старцами по воле Божией были установлены уставы этих монастырей.
По мере оскудения мира духоносными отцами иноки в общежительных монастырях спасались послушанием благодатным монастырским уставам и добродетельным наставникам. Но затем и это оскудело.
Святой Нифонт Цареградский: (в последнее время) «занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более» («Руководство к духовной жизни», приложение, ответ 4).
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Не от кого ожидать восстановления христианства! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях» (собрание сочинений, т.7, «Письма к разным лицам», п.42).
«Вообще положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежния пристанища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти» (письмо от 1 декабря 1863 г.).
Есть еще один способ узнать Божию волю, особенно актуальный в наш духовно скудный век. Но он является дополнительным, когда человек не может найти ответ на свой вопрос ни в Писании, ни в Предании, ни в творениях святых отцов.
«Когда не можешь вопросить оного старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле, и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, – так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу». «Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, когда бывает трудно, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова» (Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников, ответы 362 и 363).
Преподобный Серафим Саровский:
«Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда диавольское, то смущается.
Сердце христианское, приняв что-либо божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что оно небесное: ибо ощущает в себе плоды духовные: любы, радость, миръ, долготерпeнiе, благость, милосердiе, вeру, кротость, воздержанiе (Гал. 5, 22).
Напротив же, хотя бы диавол преобразился и во ангела светла (2 Кор. 11, 14), или представлял мысли благовидные; однако сердце все чувствует какую-то неясность и волнение в мыслях» (Наставления преподобного Серафима Саровского, 13 «О распознавании действий сердечных»).
Итак, истинное послушание – послушание Богу, пусть даже через людей. Ложное послушание – послушание людям, но не Богу.
Свидетельство о публикации №222112701381