Пацан

Я обычный сельский пацан. Коих в послевоенное время бегало босиком по селам много. Беспечное детство. С одним желанием вкусненького, как впрочем у всех детей. Любил мастерить. Что стоили самодельные удочки, с которыми мы с друзьями бегали на рыбалку. Это сейчас разнообразные дорогие спиннинги.  Тогда все просто палка, леска, крючок, червяк. Ведь ловилось в бесплатных речках и прудах, принадлежащих Великому Советскому Народу. Плел корзинки, чтобы ходить за грибами. Большие такие. Когда набирал полные, еле нес домой маме. Бегал за ягодами. На болота за клюквой. Сапоги были почти с меня ростом и на два размера больше. Я не унывал. Мама моя - красавица. В войну потеряла мужа. Осталась с дочкой на руках одна. Помощи ждать неоткуда. Во время войны познакомилась со своим будущем мужем и моим отцом. Долго не принимала его предложение. Все ждала и надеялась, а вдруг ошибка. Так и не дождалась. Не ошибка. Отец прошел всю войну. Был мужчина строгий, но справедливый. Незадолго до Победы был ранен. Писал моей маме трогательные письма из госпиталя. Потом вернулся домой и твердо решил добиться сердца любимой женщины. Бросил все в родной стороне и приехал к ней. Полюбил ее дочь, как свою. Так и получилась у них семья. Пошел работать на железную дорогу. Мама занималась хозяйством и на фабрике. Потом родился Я. Обычный пацан. Бегал босоногий по селу, полям, лесам. Был счастлив тем, что есть. Любил рыбалку, купаться, ходить в лес
 У меня было много друзей, считай все село. Мы дружные были. Иначе как дать отпор мальчишкам из соседних сел. Тогда стычки были частые. За территорию, за девушку. Да, я дрался. Приходил домой в садинах. Мать ругалась. Бегала по хате за мной с полотенцем. Отец говорил - Мужик растёт. Ты главное все делай по совести, по справедливости. Вон оно, как жизнь повернулась. Себя в обиду не давай и слабых защищай. За сестренку и мать скалой будь до последней капли крови защищай родных.
 Таким я и вырос. С этими словами и науками отца. Мы с ним много что делали вместе. Он мне свой опыт в делах передавал. Мог и подзатыльник дать, но я не в обиде. Все по справедливости было, за дело. С сестренкой ласков был, она девочка. Хотя мог и отругать, если задерживалась со свидания. Красивая была. Мальчишки на нее смотрели и наши, и соседские. Потом на практику стали из институтов приезжать к нам. Так вообще наши мальчишки озлобились. Смотрят на новеньких зло. Приехали городские наших девчонок уводить. Девочкам внимание приятно. Они флиртуют, кокетничают, прически делают. Мне пока и дела нет до их проблем. Я еще школьник, младших классов. У меня свои дела. Свои секреты. Я вот тут, так попал. Да еще и по глупому стечению обстоятельств.  Правильно говорят - на селе не спрятаться, все про всех знают. Маму расстроил. Отца подвел. Сам себя наказал. Вот скажите, кто придумал школу в мае? Это чтобы маяться? Это и мне оно неинтересно. Надо ли сидеть в бревенчатом домике, когда можно на рыбалку пойти. Вставал я утром, завтракал. Потом портфель собирал и в школу топал. Дойду до прогона, а дальше огородами и с обратной сторону шасть в сарай. Портфель в сено зарою. Беру удочки, банку с червями и ведро. Огородами, огородами сзади и на речку. Бегу рыбку ловить. Еще  котелок прихвачу с огорода, чтобы потом сварить уху и уничтожить улики своего прибывания там, где неположено. Учительнице сказал: заболел сильно, дома отлежусь недельку. Она хорошая, но наивная - поверила. Где вы такое видали, чтобы пацан болел весной? Так я уже вторую неделю рыбачу. Учительница про меня спрашивает. Друг говорит, что худо мне. Она головой качает. Передает мне пожелания скорейшего выздоровдения. Он мне честно все рассказывает. Я ей, спасибо передаю. По окончанию уроков честно домой бегу огородами  удочки бросаю, портфель откапываю. Обратно огородами и через прогон домой. Там все коз посут. Видят, что я из школы топаю домой. Домой приду перекушу. Портфель брошу. Иду гулять с другом к речке. Там мы ухи навернем. Он мне про школу расскажет. Я домашку узнаю у него. Спишу, что в классе говорили. Учился впринципе хорошо, почти без троек. Накупаемся и по домам. Вечером сижу уроки делаю. Все бы ничего. Только вот незадача вышла. Пошла мама в центр в выходной день. Там учительница гуляла с дочками. Они друг друга хорошо знали. Ровесники были. Пока война была друг другу помогали. Учительница возьми и спроси про мое здоровье. Мол, обеспокоена затянувшейся болезнью. Собирается к нам. Может помощь нужна. Мама вся покраснела от стыда. Правду сказала. Что не болеет сынок, в школу ходит, уроки учит. Так они и поговорили. Пришла мама домой. И как начала меня лечить. На всю жизнь хворостиной вместе с кропивой вылечила. Все выходные стоять было удобнее, чем сидеть. Отцу рассказала. Он со мной поговорил по взрослому. Удочки не тронул. Сказал, что доверяет. Я больше так не делал. Другу тоже досталось за вранье и за то, что выгораживал меня. Он настоящий друг. Не предал. Не подставил. Молчал, как рыба. Даже, когда его мать полотенцем охаживала.
 Он мальчишка был смелый. Ничего не боялся и никого, кроме цыган. Как по селу цыгане идут, он бегом в дом и под кровать. Так прятался. Был уверен, что там не найдут. Если к нам вбегал и сразу под кровать, значит цыгане в селе. Почему боялся не знаю. Его они вроде не обижали. Цыгане частенько наведывались. Гадать хотели, но в это особо никто у нас не верил. Двери закрывали. Они не хулиганили. Пели песни, плясали, если ничего им не давали за гадание просто уходили. Интересно было из окна за ними наблюдать. У их женщин такие яркие наряды. Длинные платья росшитые. Богатые украшения. Яркая косметика. Волос, как смоль, красивый. Мужчины в рубахах с гитарами. Целое представление. Потом парень из цыган полюбил одну из наших девушек. Они свататься приходили. Как же было интересно. Все село пришло посмотреть.  Родители невесты долго думали и он ее украл. Они в милицию. Там нашли их дочь. Все оказалось по взаимному согласию. Она добровольно сбежала, боясь не получить согласия родных. Чем дело кончилось я не знаю. Вскоре та семья уехала в город жить и мы их больше не видели. Цыгане и дальше ходили с песнями и плясками. Через какое-то время табор ушел. Стало скучно. Я привык к ним. Вот мой друг этому не огорчился. Вся эта история обрасла слухами и сплетнями, а как иначе в селе, где все знают все и даже больше обо всех.
Это меня и подвело. Кто из пацанов не пробовал в школьные годы курить. Нам всем хотелось казаться взрослее. Быть похожими на наших смелых предков. С возрастом понимаешь, что взрослеть не надо стремиться. Детство - лучшая часть жизни. У меня она была очень счастливая. Тогда в ларьках продавались папиросы. Отец часто просил купить ему. Мне продавали. Однажды мы с другом решили, что взрослые и нам пора начать курить. Купил я папиросы и спички. Сели мы с ним под мостом и закурили. Вдохнули полной, как говорится, грудью и..... кашель стоял на все село. Слезы из глаз ручьями. Так и оставили мы это занятие. Спустя много лет, под тем же мостом мой внук впервые с другом попробовал свою первую сигарету. Ему не повезло. Это действо увидела соседка и побежала к матери. Та его за ухо и в дом. Больше он не курил, в отличии от меня. В старших классах я опять взял сигаретку.  Курил в сарае на сеновале. Заберусь туда покурю, чтобы никто не видел. Однажды, это заметил мой отец. Ругать не стал. Дал папиросу и сказал - куришь, значит кури в открытую. Не надо прятаться. Так можно пожар устроить. Вот пачка бери, а самокрутки делать тоже не надо. Я их не делал, но проникся. Мне потом все село мальчишек завидовало. Мы с отцом курили вместе на крыльце. Я им гордился. Мудрый был батя. Может кто и осудит, но он все по уму, по честному сделал. Запрети он мне, я бы прятался и дальше, что толку обманом жить. Возраст такой. Я потом и дочери так сказал и ее друзьям. Они удивлялись почему, а потому что все равно будут, но так честно под присмотром и не бычки непонятные, а иначе всякое может быть. Так и доверие, и уважение между нами установилось, вместо запретов и страхов. Мы и курить с дочерью вместе бросили, но я не о том сейчас.
Отец тогда и матери сказал не ругать меня. Я при матери курить стеснялся. Бывало лежат около печи папироски, мать на кухне возится, а я взять не могу стесняюсь. Она видит. Выходит специально с кухни и я сразу пачку запазуху, а она сама себе улыбается. Потом только понял все сам.
Мы с отцом и крышу латали вместе. Раньше не было таких материалов, как сейчас. На все сноровка нужна и смекалка. Много чему отец научил меня и мать.
Плавать меня батя учил.  Речка у нас была с быстрым течением. Там много потонуло и ребятишек, и взрослых. Даже есть такой памятник  Колокшинский истукан или Рублевский тотем. Так я тоже тонул. Зимой под лед провалился. Хорошо у меня друг надежный. Очень важно, чтобы друзья были честные, надежные, смелые. Нам лет по пять было. Бежит по селу он в тулупе, валенках ноги путаются, ревет и орет дурниной. Непонятно что орет. Пол деревни на крик выбежало. К матери моей подбегает, хватает за подол и тащит. Пока они добежали, я бы утонул. Повезло мужики пили неподалеку. Услышали пацаны орут, решили глянуть. Смотрят один к домам побежал а второй в полынье. Кинулись спасать. Вытащили. Раздели. Водкой натерли, не пожалели продукт. И закутали в полушубок. Стали ждать, когда родители прибегут. Мать смотрит с пригорка, полынья пустая. У нее ноги подкасились. В легком халатике стоит причитает, всю трясет. Друга к себе прижимает, глаза ему закрывает, чтобы не видел, что опоздали. Мужики увидели, бегом к ней. Набросили телогрейку и к сараю, где я лежу укутаный. Мать поругалась на радостях. Потом нам с другом рассказали, что нельзя на воде делать, даже на замерзшей. Спасибо моим спасателям. Говорили потом, что мужики пить бросили после этого случая.
Историй много бывает в жизни пацанов. Мы так взрослеем, учимся жизни, познаем этот мир на своем опыте.  Учимся справляться с трудностями. Есть веселые истории, есть не очень. Не всегда я был прав, но всегда отвечал по чести за свои поступки. Так от собаки забрался на березу. Что греха таить, яблоки воровали в садах. Там пес гулял. Увидел меня, погнался. Я на березу забрался. Лазить научился, когда с родителями за березовым соком ходили. Час сидел. Пес внизу свои дела делает. Потом пса хозяин окликнул ужинать. Взял на поводок. Я на радостях затекшие руки отпустил и упал. Сознание потерял. Мужик меня привел в чувства. Отвел к матери, пожурил. Дал пакет яблок. Яблоки и у нас росли, но чужие вкуснее. Я на следующий день  извиняться пошел. Помог хозяивам урожай собирать. С псом подружился. Наука мне была. Никто меня не заставлял, сам осознал все и решил поступить, как совесть подсказала. Хозяева сада люди добрые оказались. Они зауважали меня за мой поступок. Потом часто угощали яблоками и грушами, просто так.
Вот еще одна история про кинематограф.
Помню как киношники приехали фильм исторический снимать. Мы всем селом пацанами в массовке были. Мои дети смотрели, так меня там не признали. Фильм старый, черно-белый еще, а я там был. Долго снимали. Все лето. Интересно было. Я такие костюмы видел впервые. Артисты приезжали знаменитые. Фильм увидел позже. Телевизора у нас не было дома. Все кино в клубе крутили. Этот фильм показывали. Всех мальчишек узнал. Кого-то уж и нет на земле. Тогда мы были счастливые. Чувствовали свою причастность к чему-то великому. Фильм исторический, по реальным событиям снимали. Я потом историю полюбил на всю жизнь. Она мне, как наука, очень пригодилась.
Пришло время я в армию пошел. В танковые войска. Батя и мамка мной гордились. Вырос пацан. Все дороги передо мной открыты.
Низкий поклон батюшка и матушка!


Рецензии