Акты трагедии одиночества
режиссёр Михаил Воронцов
в ролях:
Наталья ЗИНОВЬЕВА и Сергей КУЧКО.
Бар "Сухой Закон" - "Театральная Долина АРТМУЗЫ. Санкт-Петербург.
В спектакле «Эдит Пиаф. Padam!» Михаил Воронцов сосредотачивает внимание зрителя на образе одного из культовых персонажей популярной музыки двадцатого века, чья жизнь и творчество были и остаются объектом всемирного почитания, источником инспирации для создания произведений искусств всех видов всех направлений. В многоликом потоке различных произведений, созданных под влиянием этого образа спектакль «Эдит Пиаф. Padam!» стоит обиняком, так как в этом сценическом опыте исследования жизни великой Эдит Пиаф предпринимается попытка разгадки её феномена, того что выделяет её образ на многообразном и разноликом небосклоне звёзд популярной музыки. Магия этого феномена в нивелировании временных и географических границ, возможности поддерживать тепло огонька её песен, согревающего десятилетиями миллионы слушателей различных поколений во всём мире.
Этот особый феномен объединяет всё пространство образа и жизни Эдит Пиаф из которых он ваяет исполинский монолит, в массиве которого музыка и жизнь едины, а имя певицы и шансон синонемичны. Исследование этого феномена осуществляется в спектакле «Эдит Пиаф. Padam!» посредством направления взора зрителя внутрь пространства внутреннего мира Эдит Пиаф. Проникновение в это закрытое пространство осуществляется Воронцовым посредством сценического воплощения истории жизни самой королевы шансона, написанной ей в своей автобиографической манере. Эта история от первого лица, воплощённая в сценическом пространстве, выводит процесс познание за рамки энциклопедических и библиографических условностей, так как в нём наш взгляд на события жизни певицы и окружающий её мир направленным из глубин её разума и внутреннего мира. В спектакле её видение на окружающего её мира подобно острому хирургическому скальпелю, который прорезает внешнюю глянцевою оболочку явлений и людей, проходит через наносные фальшь слои лицемерия и достигает реальную цель, причину того или иного явления, истинное обличие человека пространства её жизни.
В спектакле сложную полную драматизма жизнь Эдит Пиаф мы изучаем в нелинейном порядке, при котором её изложение и начальная точка нашего познания не совпадают с биографической. В этом подходе начальный этап нашего изучения начинается с сюжетно-выделенного фрагмента её жизни, который далёк от начала её жизненного пути. Причиной этой конфигурации нашего познания и выделения заключается в том, что события происшедшие в его временных границах создают драматический излом жизни певица. В нём её чувства и эмоции достигают своего пикового значения, они создают ситуации, побуждающие Эдит Пиаф подвергнуть критическому анализу понимание пространства собственной жизни, переосмыслить её опорные концепции её мировоззренческой системы, её видение собственной роли в музыке и в мироздании в целом. В спектакле этот непродолжительный отрезок жизни Эдит Пиаф - это особая плоскость нашего познания, нацеленного на изучения феномена Пиаф, его вектор этого изучения разнонаправлен, он фокусирует наш взор на исследование этой выделенной плоскости и временного пространства за её пределами. Направление этого вектора позволяют зрителю увидеть прошлое певицы и всю её оставшуюся жизнь через призму событий, которые произошли на этом отрезке, через её опыт полученный в этом сюжетно-выделенном пространстве.
Исследование этого временного пространства, образующих её опорных компонентов и событий мы видим глазами Пиаф, это возможность предоставляется зрителю путём следования по стопам нарратива самой Пиаф. В нём она обращается к некому незримому собеседнику, которому она рассказывает о событиях и людях её жизни. Доверительная тональность этой истории от первого лица, подводит зрителя к пониманию, что Пиаф искренне верит в то что её история будет услышана, понята и принята её слушателем. Эта форма изложения позволяет выйти из концепции восприятия Пиаф, с её помощью мы заглядываем за жёсткую оболочка образа певицы и видим картину её внутреннего мира. Там, в скрытом от постороннего глаза пространстве, мы видим иной образ Пиаф и здесь она хрупкая, ранимая девочка с парижской окраины, пытающаяся излить свою душу в песне, стремящаяся обрести простое человеческое счастья в океане цинизма и ханжества, окружающего её мира.
В этом изучении феномена Пиаф, её нарратив расширяет пространство нашего познания, он направляет наш взгляд в прошлое, к событиям и людям, которые определяли её жизненное и творческое пространство в самом начале её жизненно пути. Это наблюдение позволяют нам увидеть Пиаф в её период её жизни, когда она делала свои первые робкий шаги к аудитории, в её первые моменты познания горечи и разочарований от ухабов, душевных ран, полученных от безжалостного и циничного окружающего мира. Картины этой жизни позволяют нам наблюдать формирование в ней некого защитного кожуха для её хрупкой, чувствительной натуры, в них можем видеть наблюдать формирование особой мировоззренческой системы Эдит Пиаф, её особой концепции восприятия окружающих её людей и мира. В этот начальный период своей жизни Пиаф определяет главную цель собственной жизни, свою творческую парадигму, главной опорной точкой которого песня – это её музыкальное посланий людям. В этом понимании песня её репертуара - это отдельное музыкально-драматическое произведение, сюжет и герои которого должны быть приняты аудиторией её слушателей, они должны сыграть на их эмоциональных струнах и достигнуть глубин их души, пробудить в них чувства. В этой концепции каждая песня Пиаф - это отдельное, художественное самодостаточное произведение - полотно, которого создаётся ей путём сложного синтеза, использующего всё богатство музыкальной и поэтической палитра, которые в финале этого процесса создают картину отдельной трагедии человеческой жизни.
В этом изучении темы трагедии человеческой жизни Воронцов открывает зрителю секрет любви аудитории к творчеству певицы, для них её талант и образ близок и понятен, так как она живёт той же жизнью что и её слушатели. Герои её маленьких трагедий - это не образы, рождённые музыкально-поэтической фантазией, они абсолютно реальны для аудитории слушателей. По своей форме и содержанию все они этюды, написанные с натуры, в них музыкально-поэтические лики людей, окружавших Пиаф в разные периоды её жизни. Одновременно все они создают множество индивидуальных проекции трагедий самой Пиаф, которая она познала на различных этапах своего жизненного пути. Характерной особенностью маленьких трагедий Эдит Пиаф в их особой аутентичности, все они максимально приближены к историям, которые живут в душе каждого её слушателя, пробуждают в каждом из них чувство сопричастности и особой эмпатии. Причиной этой эмоциональной вовлеченности аудитории в искренности звучания, секрет которой заключается в том, что Пиаф многократно познала глубины трагедии жизней персонажей её песен и эта про чувственность пережитого передаётся в каждом слове и звуке её песни.
В спектакле «Эдит Пиаф.Padam!» Воронцов многократно обращается к первоисточнику, к песням великой певицы и в этом изучении он использует её концепцию изложения трагедии одной жизни. В этом изучении феномена Пиаф композиция “Padam, Padam!” – это не только драматическая история одной любви, она рассматривается в качестве некого структурного приёма с помощь которого трагедия любви героини обретает шекспировские очертания. В ней куплеты песни – это акты, в каждом из которых события создают эмоциональное насыщение, достигающее своего драматического максимума. Эта конструкция –шаблон используется Воронцовым в изображении трагедии жизни самой Эдит Пиаф (Натлья Зиновьева), в которой каждый акт логически-завершен словами Padam, Padam!. Зритель в своём наблюдении эволюции трагедии Пиаф видит, что каждом её акте она переходит через точку невозврата.
В спектакле как в сценической проекции жизни великой певицы, её образ системообразующий, он центральный, но это силуэт одиночества человека, пытающегося разорвать замкнутый круг обреченности в своём устремлении познать счастье жизни. В спектакле счастье Эдит Пиаф двух компонентно, оно состоит мечте о большой взаимной любви, в которой она может спрятаться от суровых реалий окружающего её мира и возможности диалога со своей аудиторией, для которой она готова петь и создавать музыкально-драматические картины с образами и историями. Жизненное пространство Эдит Пиаф – это место где она приговоренная к одиночеству, в пространстве которого возникают мужчины её жизни (Сергей Кучко), каждое появление которых создаёт новый акт трагедии её жизни.
Их появление подпитывает её огонёк надежды, веру в то, что она сможет выйти из этого круга обречённости и одиночества, но жестокие реалии окружающего её мира вносят свои коррективы и определяют финал трагедии пьесы под названием Эдит Пиаф. Сценическая проекция её трагедии - это особое зеркало, заглянув в которое каждый из нас может увидеть лики одиночества своей собственной жизни, круг безысходности из которого каждый из нас пытается всю свою жизнь.
Видео фрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»:https://youtu.be/l5FVwEOaMbs
Свидетельство о публикации №222112701608