Все утопить

Пришедшие в парк Катков и Михаил, увидели Сергея, сидящего на скамейке возле фонтана и читающего какую-то книгу. Они подошли к нему, поприветствовали друг друга.
-Что читаешь? – полюбопытствовал Катков, садясь на скамейку. Рядом с ним сел и Михаил.
-«Фауст» Гёте. Когда-то начинал читать, но бросил. Как-то не пошло. А недавно человек, для меня авторитетный, сказал, что довольно часто обращается к этой книге. Вот я и опять взял почитать.
-Считается главным трудом Гёте, – сказал Михаил. – А с другой стороны, для пишущего – всё главное, раз уж он об этом пишет. Иначе не стоит и напрягаться.
-Вот брат говорит, что смысл жизни человека – в радости, – сказал Сергей, – а радость – в познании себя и мира, в творчестве…
-И что? Правильно говорит, – сказал Катков. – Человек находит радость в знании, в познании. В развитии своей личной природы. Он больше и дальше видит, тоньше и глубже чувстует, быстрее и лучше понимает. Расширяет свои возможности видения и понимания себя и этого мира. Становится более творческим, более продуктивным. Его жизнь становится более яркой, многоцветной, полной. Всё правильно…
-Но не всякое познание, не все познанные человеком истины приносят радость, – сказал Сергей. – Вот, тот же Фауст, страстно хотел знания. Долгое время много и упорно, самоотверженно трудился, постигал разные науки. Но это не принесло ему счастья.
Михаил сказал:
-Фауст сосредоточился на познании тайны человеческого бытия, тайны вселенной; хотел познать всё сущее в его основе; тайну жизни. Но потом понял, что знание, которого он хотел, никакие книги и никакой труд дать не могут. Что человек не может познать всё, что ему хотелось бы познать. Что человеческая природа имеет ограничения. Фауст ощутил ограниченность человеческой природы, увидел тщету своих трудов и обратился к магии, вызвал духа…
Катков сказал:
-Фауст, сидя за книгами, размышляя над ними, постигая науки, сам заточил себя в своей комнате-келье, вёл затворнический образ жизни, во многом отстранил себя от жизни. А это категорически неприемлемо для человека. Человек должен быть и оставаться в жизни; должен наблюдать мир и жизнь, общаться. Жизнь, мир, природа, люди, душевное общение с миром, с людьми – это самое первое, самое необходимое для человека. Это для него как воздух…
Потом Фауст ринулся в жизнь. Но это произошло уже с помощью призванного им духа и определёнными, взятыми на себя обязательствами…
Тут есть очень важный момент. – Фауст посвятил себя наукам, поиску «глубокого знания». Он большой труженник, он много трудился. И много чего добился. Но его душа была им забыта. Вот что важно.
Есть труд тела, мышц, есть труд ума, а ещё есть труд души. Труд имеет целью не только освоение чего либо или открытие чего-то нового в мире идей, создание образов, разного рода делание, но и развитие самого человека, делание человеком также и себя; делание себя лучше, духовнее, нравственнее. И это есть труд души. А этот труд невозможен вне активной жизни в мире людей, вне душевного человеческого общения. Труд души это сохранение и развитие в себе духа божьего.
У Фауста – труд ума, но нет труда души. А нет труда души – и нет и полноценной, радующей человека жизни.
-Это всё так, – согласился Сергей, – и всё же в познанном есть немало важного для человека, что его не радует, но огорчает. Например, таже ограниченность человеческого разума. Или ограниченность человеческой жизни.
Михаил сказал:
-Да. И в познанном человеком, и в жизни человека есть то, что может его огорчать. Огорчают и трагичность человеческой природы и, например, те или иные обстоятельства жизни, делающие человека невольным в своём поведении…
Катков сказал:
-И ещё огорчает порочность и слабость человеческой природы. Огорчает нищета божьего духа в людях.
Сильно беспокоят и напрягают постоянные и всё более усиливающиеся атаки воинства сатаны на божий дух в людях, всё более активное взращивание и развитие в людях сатанинского духа.
С некоторых пор стало уже очевидным упорное стремление одних из рода человеков загнать других из рода человеков в ловушку, установить новый миропорядок, полное, на века господство одних над другими…
Михаил сказал:
-Мы вот говорим о гётевском Фаусте, а я тут недавно вспомнил пушкинского Фауста. Помните, у Пушкина есть такая «Сцена из Фауста» – берег моря, Фауст и Мефистофель, «Мне скучно, бес…»
-«Что там белеет? Говори» – сказал Катков.
-Да-да. Скучающий Фауст, завидев что-то далеко в море, говорит Мефистофелю: «Что там белеет? Говори». И Мефистофель ему отвечает, что это испанский трёхмачтовый корабль с тремя сотнями мерзавцев на борту, бочками золота и разным товаром. И Фауст ему приказывает: «Всё утопить».
Почему пушкинский Фауст решает утопить корабль? На это можно посмотреть как на прихоть скучающего и злого человека. Но мне кажется, что Фауст смотрит на этот корабль с тремя сотнями мерзавцев, с бочками золота и богатым грузом, как на весь наш мир, в котором живут, конечно же, не одни только мерзавцы. Но немало мерзавцев стоят у руля корабля, определяют порядок на корабле и курс корабля.
Корабль в глазах Фауста – это такой мир людей – недостойных образа и подобия божия; людей, вовсе не в немалом количестве, никчёмных; людей, где одни чинят насилие над другими, а другие не противятся должным образом этому насилию. Это мир людей жизни которых – суета; жизни которых бессмысленны и ненужны.
Можно, конечно, подождать шторма, который опрокинет и поглотит весь этот корабль – очередного божьего гнева. Но Бог с некоторых пор отказался поражать всё живущее, как прежде это делал. Бог решил поверить в человескую природу, в возможность развития, исправления человеков. Построение ими лучшего мира. Он всё ещё надеется. Фауст, как будто, уже – нет. Он видит жизнь человека, в конечном счёте, бессмысленной, хоть человек и старается придать своей жизни тот или иной смысл. Он видит это как человек, исходя из возможностей своей природы. Он видит бессмысленными человеческие жизни, бессмысленным и ненужным весь этот мир человеков, и потому велит Мефистофелю потопить корабль. Что тот и делает с особым удовольствием и прилежанием…
Фауст разочарован в людях, во всём этом мире. По крайней мере, это его состояние в данную минуту.
Катков сказал:
-Я уже сказал, но скажу ещё. Есть много, что нужно познать человеку, над чем он должен работать. Но среди всего этого есть самое первое, чему он должен уделять постоянное и самое пристальное внимание – это отношения между людьми, устройство общества, мира людей.
Это происходит как будто само собой. Но на самом деле не так. И это уже давно очевидно. Есть люди, особый вид человеков, желающие властвования над всеми другими, над всем этим миром, желающие быть его хозяевами. И они уже много преуспели в воплощении в жизнь этих своих желаний, этого своего плана. Они сосредоточили в своих руках огромные ресурсы. Они, их агенты и ставлениики захватили многие широковещательные средства информации, первые места в правительствах многих стран, во многих самых влиятельных во всем мире организациях. Они уже близки к своей цели. И потому на сегодня самая первая, самая важная задача – это предотвратить ими замысленное. Надо, наконец, назвать всё своими именами. Надо крепить в людях дух божий. Надо всем светлым, здоровым силам объединиться против сил тьмы и зла. Дать им сокрушительный отпор…
Спохватятся ли люди, осознают ли нависшую над ними, над их детями и внуками, смертельную опасность? Сумеют ли, успеют ли предотвратить уготовованное врагами человеков будущее человечества? Должны успеть. Иначе – конец света…

(2021 г.)


Рецензии