Кира- жена Сапгира... Светлая память

      
                Трагичное известие…  скорблю...
Известная русская писательница Кира Сапгир скончалась в Париже на 86 году жизни... не могу прийти в себя. Столько планов строила я на новую встречу в Париже, вынашивая идею книги «Кира- жена Сапгира» - их было громадье. Но жизнь учит не откладывать ничего на завтра.

 И вот ее нет. Звездной Киры, поэта, переводчика, прозаика, журналиста и художественного критика, человека с потрясающей жизнестойкостью и чувством юмора, воспоминания о которой и нашем общении в Париже на Русском литературном салоне в 2016 году - такая теплая часть моей жизни… и горько от того, что лишь неделю назад на юбилее Константина Александровича Кедрова-Челищева рассказывала, как общались с ней накоротке и так дружелюбно тогда в Париже.


            На Русском литературном салоне - наши столы с книгами стояли «плечо к плечу», и на ее столе лежали в ряд: книга Кедрова, книга Сапгира, книга Айги, и книги самой Киры. Увидев книгу Генриха Сапгира, знакомого всем с детства писателя, и однофамилицы его - Киры, я, не умея скрыть восторга, спросила ее (у немолодой уже  женщины): Ой... а Вы его дочка? И этой моей почти детской непосредственности хватило мгновенно растопить ее сердце. «Нет... я его вдова!» - пробасила она, широко улыбаясь. ))


Через несколько минут общения, которых не хватило извиниться за неудобно лежащий на столе и мешающий ей локоть, я успела поведать о том, что Нобелевский номинант, поэт Геннадий Айги, книга которого сейчас у нее на столе, и я - родились на чувашской земле, а книга Генриха Сапгира «лежит между» Кедровым-Челищевым и Айги: - двумя номинантами на Нобелевскую премию. А на Кире сейчас чувашское национальное украшение,  в виде искусно плетеной широкой серебряной цепи, вовсе не шейное туркменское, как она думает,  а поясное чувашское, и чуваши называют его «чепчушка», что в моем понимании есть производное от русского: «цепочка»)).

И как тесен мир - где, что называется, Париж, и где Чувашия)).  Чем могла бы запутать любого, но Кира пришла от всего этого в дичайший восторг, и тут же пригласила меня на вечерние гости в свою уютную двухкомнатную квартирку в центре Парижа на французское вино. Мне так и было объявлено: «На французское вино».  А потом сдвинула книгу Генриха Сапгира, и скомандовала: «Клади сюда свою - между двумя Нобелевскими номинантами и желание загадывай.» ))

Кира...Кира... потрясающего чувства юмора и живинки человек... Блистательный рассказчик и эрудит. Яркая, как Бетельгейзе, неподражаемая своей уникальной самостью... А потом мы ни минуты не сидели спокойно, болтая по-девичьи об эпохе андеграунда в СССР, Кириной эмиграции, любви и ревности, судьбе и Родине… и много еще о чем.

Мы говорили о ее Сапгире, поэтах и писателях, художниках и прочих творцах, о величии и ничтожности таланта и у меня родилась идея книги с очень подходящим Ей названием, практически в рифму:
« Кира - жена Сапгира», и эту идею я озвучила ей тогда, и она тут же согласилась на откровенное интервью, но время мероприятий в рамках Русского литературного салона было четко расписано, и вечером этого дня мне принесли билеты от организаторов в Лувр в его крупнейший выставочный зал Carrousel du Louvrе на открытие очередного международного фестиваля современного искусства Art Shopping, с банкетом, разумеется, на котором традиционно собирается весь Парижский бомонд…и как я могла пропустить такое мероприятие?

И на следующий день: хоть разорвись между приглашением к великой русской балерине, Ксении Артуровне Триполитовой, отметившей свое столетие, в ее особнячок под Парижем (она скончалась 9 апреля 2020 года в возрасте 104 лет, после того как успела побывать в России, в Москве с целью получить паспорт гражданки Российской Федерации, понимая, что скоро ее не станет - так важно для нее было уйти подданной Родины) и приглашением почитать стихи у памятника Пушкину в Булонском лесу. И так далее и так далее…

А дальше - день отъезда…  И мы договорились с Кирой встретиться через год , так же на Русском салоне и осуществить замысел…Но именно в этот год Русский литературный салон в Париже официально прекратил свое существование…. Объяснять не надо какие настроения царили тогда в правительственных кругах Франции, после присоединения к России Крыма. Но я надеялась, что все еще «уразумеется» и  продолжала мечтать о новой встрече с ней, ибо имена людей, которые упоминались Кирой в статусе ее друзей, кружили голову мыслью: О, господи, успеть! ЭТО ТАКОЙ ПЛАСТ!

И планов было громадье. А жизнь учит не откладывать ничего на завтра.
И вот ее нет!  Звездной Киры...такой теплой части моей жизни.
Я не успела...

Дорогая Кирочка, светлая память! Не забуду ... на всю жизнь люблю…

А подаренная ею книга стихов Геннадия Айги лежит сейчас  передо мной на столе…
А надписанные мной и подаренные ей - мои книги стихов - стояли в ее квартире на книжной полке.

Но квартиру она вернула, как муниципальное жилье управе Парижа за пансион в Русском старческом доме.

Может быть,  у кого-то не поднялась рука и книги целы? Хотя так популярная сейчас на Западе отмена русской культуры – не дает мне права и на малую надежду…»


Рецензии
Вечная память Кире и Царствия ей Небесного.Спасибо Кире за достойную жизнь и труд.

Вам,милая Елена,большое спасибо за память о Кире.

Всего самого доброго Вам.

С уважением и теплом.

Любовь Арестова   28.11.2022 15:35     Заявить о нарушении
Вечная память...да. она была уникальным человеком. ей было восемьдесят, когда я назвала ее дочкой Генриха Сапгира, прекрасно зная, в какое время он творил. это не было намеренным комплиментом. я действительно подумала, что она его дочь)

Елена Талленика   02.12.2022 19:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.