Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 14 частЪ

    Брайан Кеннет Уэллс в своей диссертации,
посвящённой эпиграфическому исследованию хараппских текстов,
    отмечал дравидийскую (прото-дравидийскую)
       гипотезу Кнорозова среди прочих.

Ситуация с дешифровкой древнеиндийского письма
непохожа на ту, в которой оказались майянисты.

Ужев 1970-х годах стало ясно, что дешифровка зашла в тупик,
поскольку не был известен языковой контекст существования
    хараппской письменности, а краткость надписей
  исключала применение метода позиционной статистики
     или сильно ограничивала и одходы методов...

До 1990-х годов американистам было неизвестно,
на каком именно из языков майя были записаны
объёмные иероглифические тексты,- ибо юкатекская гипотеза
в конечном счёте оказалась ошибочной,
языком классического периода был древний чольти.

Однако это не повлияло на дешифровку и её результаты.
Ситуацию в хараппских исследованиях Уэллс сравнивает
  с микенологией до дешифровки линейного письма Б:
     множество равноправных гипотез и надежда,
     что дешифровка позволит определить язык,
            на котором написаны тексты.

Недостатком метода Кнорозова (как и других исследователей)
Уэллс называл то, что дешифровщики априори предположили
структуру языка, а также исходили из того, что знаки были
в основе своей пиктограммами, и пытались интерпретировать
знаки как отражение объектов реального мира, используя их
       именования в современных дравидийских,-
          алтайских, мунда и дргих языках.
 Естественно, что интерпретация знаков сильно зависит
  от взглядов и культурного окружения дешифровщика,
причём письменность предстала перед исследователями
уже сложившейся, то есть первоначальные логографические
      знаки стабилизировались и далеко отошли
        от своих предшественников-пиктограмм.

При дешифровке письма майя у Кнорозова была билингва,
так называемый «алфавит Ланда», пусть и очень краткая,
но позволившая получить ключ к фонетическому чтению.

Дешифровка Шампольона вообще демонстрирует идеальную ситуацию:
  на Розеттском камне были представлены идентичные тексты
       на хорошо известном и неизвестном языках.

Ничего подобного не наблюдается в находках из долины Инда.
Нет также никаких гарантий, что изобразительные символы
   на печатях вообще не связаны с письменными знаками
   и служили разным целям. Интерпретация изображений
   сильно зависит и от принятой парадигмы: несмотря
   на многочисленность сцен войн и жертвоприношений
    в майяском искусстве, почти полвека майянисты
поддерживали мифологическую картину мирных изолированных
центров цивилизации, в которых учёные жрецы наблюдали
            за звёздами с вершин пирамид
      и занимались календарными вычислениями.

\\* Фасцинация и теория сигнализации *//

В.А. Кузьмищев отмечал, что для Кнорозова дешифровка
письменности майя являлась «практическим занятием»
в более широкой сфере, называемой им «теорией сигнализации».

    Он разъяснял эту теорию следующим образом:
"…дешифровка исторических систем письма является лишь
частной задачей в общей проблеме формальных исследований текстов,
которая, в свою очередь, представляется одним из основных путей
изучения механизма возникновения осмысленной человеческой речи.
<…> Далее, процесс дешифровки неизвестных письмен, по существу,
    является обратным процессом, позволяющим восстанавливать
     ход возникновения письма, графически фиксирующего
            умственную деятельность человека.
А если так, то именно здесь лежит та тонкая и чрезвычайно
   сложная «тропинка», открывающая путь к моделированию
этой специфической деятельности, благодаря которой человек
      стал человеком, то есть разумным существом.

         На конференции по обработке информации,
  машинному переводу и автоматическому чтению текста
21—30 января 1961 года Ю. В. Кнорозов представил доклад
           на тему общей теории сигнализации.

Вячеслав Всеволодович Иванов в Институте славяноведения АН СССР
  после этого организовал «собеседование» на ту же тему,
           материалы которого увидели свет в сборнике
   «Структурно-типологические исследования» в 1962 году.
В обсуждении участвовали А.А. Реформатский и Л.А. Калужнин.

  В сентябре 1961 года Кнорозов участвовал в совещании
  по применению математических методов в изучении языка
художественных произведений, организованном в Горьковском
               университете при участии
    Горьковского физико-технического института.

  На одном из заседаний Кнорозов прочитал доклад
«Об изучении фасцинации», где и ввёл это понятие.
           В описании М. Альбедиль:
«Под фасцинацией он понимал такое действие сигнала,
при котором полностью или частично стирается ранее
принятая информация, при этом происходит преодоление
             антирезонансной защиты мозга.
Подобным действием обладает, например, ритм. Кнорозов…
   обращался к примерам инструментальной музыки,
    пения и поэзии в первобытном синкретизме.
Особое внимание он уделил семантической фасцинации,
полагая, что неясность и многозначность описания действует
как сильное фасцинирующее средство, и подчеркнув,
что с собственно семантической фасцинации и начинается
изобразительное искусство, которое он считал фасцинирующей
сигнализацией с использованием художественных образов».

Рассуждения Кнорозова были опровергнуты А.Н. Колмогоровым,
который указал на недостатки кнорозовской теории ритма...

  {{{{{{{{{{{*&&&&*}}}}}}}}}}}}}}   
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ
          *ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:   
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 1 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/19/1920
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 2 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/19/1929
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 3 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/28
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 4 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/63
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 5 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/1687
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 6 частЪ
   http://proza.ru/2022/11/20/1733
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 7 частъ.
   http://proza.ru/2022/11/20/1754
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 8 частъ.
   http://proza.ru/2022/11/21/19
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир. 9 ч.
  http://proza.ru/2022/11/21/94
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 10 ч
   http://proza.ru/2022/11/21/106
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 11 ч
   http://proza.ru/2022/11/26/1772
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 12 ч
   http://proza.ru/2022/11/26/1791
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 13 ч
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 14 ч
П\с - 2:
      Автор благодарен воспоминаниям учеников
Юрия Кнорозова Галине Ершовой и Маргарите Альбедиль,
как и другим ученикам и уважИтелям майяниста Кнорозова !


Рецензии