Память раннего детства-3

Часть вторая
 
Наши пришли

Помню радость людей,когда немцы ушли и пришли наши части.Была зима.Солдаты были
в белых полушубках,валенках,с автоматами и винтовками.Как позже я уразумел,то
были сибиряки.Угощали из армейского пайка,пили много чаю.Был некий эксцесс.Внизу
кто-то чистил ствол и вдруг раздался выстрел.Пуля долетела к нам,попала в стену.
Они прибежали,ругали виновника.
   В городе дислоцировалась воинская часть.Маму устроили официанткой в офицерской
столовой,вечерами санитаркой в госпитале.Нам как семье офицера фронтовика выделили
комнату в ДНС-доме начсостава.А наш дом был аварийным.Питание улучшилось.Мама при-
носила то оладьи с чаем,то картофельное пюре.Оладьи с чаем были пределом моих же-
ланий.Я всегда порывался проникнуть в часть и попасть в кино.Однажды вечером это
обернулось плачевно.Я упал вниз по ступенькам и сломал ключицу.Потом долго носи-
лся.В части стояли набитые соломой чучела фрицев,на них бойцы отрабатывали прие-
мы штыкового боя. Нам выдали трофейные брюки и френч,и бабушка сшила из них мне
одежду.Дикую зависть во мне вызывали пацаны сыновья офицеров,у которых была по их
размеру офицерская форма с погонами,они очень форсили.Мама меня успокаивала:"зато
наш папа фронтовик".Отец к тому времени перевел нам денежный аттестат,иногда по
полвой почте присылал что-то из вещей.
   Бабушка старалась приобщить меня к религии.Она рассказывала о враге рода чело-
веческого.Я представлял его с копытами и в фрицевской форме.К тому времени я уже
узнал,что означает "бежать за маленьким".Мама как-то рассказала бабушке,что им с
девочками приходится далеко бегать за маленьким.Я представлял себе маленького
солдатика в большой пилотке,керзовых сапогах,как он улепетывает.А они бегут за ним.И не мог понять,зачем это они за ним бегут.
               
                Письмо с фронта
Полевая почта доставляла треугольнички писем с грифом "Проверено военной цензурой".Каждый раз мама с тревогой ожидала писем.Отца считали знакомые  бабушка угрюмым,необщительным,замкнутым.Одно отдельное письмо он написал для меня.Привожу его содержание.   
   ...Володя,здравствуй!_______________Какой ты большой вырос-скоро маму перерастешь.Как ты себя чувствуешь -ничего не болит?Ты все по хозяйству дома работаешь?Вероятно опять с мамой по дрова ходили.Смотри,не простудись,а то снова заболеешь,а мама будет плакать;бабушка принесет яблоко,а ты и кушать не захочешь. Вот скоро я приеду,тогда мы уедем где будет тепло и дров не надо,а то Вы с мамой замучились без дров.Мне тоже здесь не ахти как тепло -так тепло,что забыл поздравить тебя с наступлением 7-го года-делаю это ровно через месяц.Ежели ты будешь так быстро расти,я не буду успевать зарабатывать тебе на обмундирование и придется тебе для укрепления здоровья ходить летом в трусиках. Что-ты мне писем не пишешь.Или забыл меня? Ты бы там с бабушкой что-либо придумали и шарахнули мне внеочередное письмо,а то все мама и мама пишет,-ей и так спать нет времени. Так значит напишешь письмо?Ну давай,жду.Что,писать не умеешь?Как это так ,не умеешь? А когда же научишься?Чтоб пока я приеду писать научился.Ты мне напишешь чем занимаешься днем.Тебе там,вероятно,скучно-мамы целый день дома нет,бабушке также нет времени с тобой возиться, так что ты сам себе хозяин.Ходишь на улицу и подслушиваешь как ругаются.
Но не беда-вот я вернусь и мы с тобой и в Богодухове заживем:мама уйдет на работу,а мы удочки на плечи и пойдем рыбу ловить.Только ты об этом маме не говори,а то она скажет:"Вот папа у тебя-утешил".А как там у тебя насчет друзей?-есть кто-нибудь или ты один?Один как и мама твоя.Вернее,мама и ты,ты и мама и с вами бабушка.Ну,до скорого свидания.Целую тебя-твой папа.Володя,поцелуй бабушку,а к маме подойди тихонько,обними ее,крепко поцелуй в лоб и скажи:- Это тебе папа передал в моем письме._______________Это была зима 1945 года
               
                Потом пришла Победа
   Однажды утром вдруг
   поднялась беспорядочная стрельба вокруг
   из военного городка,гарнизонных караулов,постов
   из стрелковых стволов.
   В небо взлетели сотни ракет,
   распространяя ослепительный свет;
   гражданское население ужаснулось:
   снова война вернулась!
   но вскоре была объявлена
   радостная весть долгожданная:
   то был спонтанно проведенный
   несанкционированный салют Победы!

Дальше жили ожиданием возвращения фронтовиков,кому выпало выжить.Папа вернулся
поздней осенью 1945 года.Я мыл чугунок после каши,были обычные хлопоты.Отца я
смутно помнил и не представлял,как он выглядит.
          Однажды
          вдруг отворилась дверь настежь,
          появился верзила военный
          в длинной шинели,портупее ременной,
          кубанке серой смушковой
          без наушников,
          армейским вещмешком укладистым
          и чемоданной кладью.
          Мама, охнув, обмякла без сил,
          он ее подхватил,
          я рот разинул в полудогадке и шоке;
          бабушка крикнула мне:
          "кынь скребти той горшок - батько прыйшов!"
          Я проддолжал стоять скованный стеснением,    
          мы не спешили друг друга обнять,-
          требовалось время для ознакомления.
          Может,с тех пор появилась сдержанность чувств,
          но она не означала их охлажденья,
          ничуть.
(Из "Весна1945осень" - стихи.ру владимир шестаков7)
 Далее пошла другая жизнь,нелегкая тоже, послевоенная.Но это другая история.
("Батуми", - стихи.ру в.ш.7)








 .             


Рецензии