Просто косил от армии

Я наверняка подчас произвожу впечатление добренького человека, хотя это не вполне так: с некоторых пор все же научился говорить «нет». В постсоветское время в России вовсю стало привычным обманывать других, подрывая такую хрупкую штуку, как доверие. Я даже усвоил для себя полезное правило: если кто-то обманет тебя в первый раз, то виноват он, но если во второй раз, то виноват уже только ты сам.

С некоторых пор я стал избегать брать к себе в качестве аспирантов и соискателей  тех, кто не имеет для будущей диссертации соответствующего задела и навыков исследователя. Одного жгучего желания получить ученую степень явно мало, и ты подчас в лице молодого человека с пламенным взглядом можешь заполучить типичного «хронофага», бессовестно поглощающего твое дорогое время. Приведу примеры.

Владимир Тараненко, симпатичный и общительный коллега из Краснодара, как-то обратился ко мне с просьбой – взять к себе в аспирантуру его сына, назовем его Виктором. Его отец сразу же предупредил меня о своеобразной, еще со школы, привычке Виктора слушать собеседника, оперев голову на свою ладонь. Просил на это не обращать внимания, так как парень он толковый и хорошо бы его, работавшего менеджером в одной из коммерческих фирм, приобщить к науке.

При встрече со мною Виктор в основном молчал, лишь изредка снисходительно кивая головой, уютно разместившейся на его ладошке. Я обсудил с ним тему предполагаемой диссертации, наметил ее план и снабдил его малодоступной зарубежной литературой в бумажной версии, имевшейся у меня в единственном экземпляре.

Время шло, но Виктор, принятый в дневную аспирантуру, появлялся в нашем институте, чтобы получить положенную ему стипендию. Встречь со мной он явно избегал. Через год никакого отчета о проделанной работе от него не последовало. Пришлось, в конце концов, из аспирантуры его отчислить. Думал, что таким решением мой коллега Тараненко будет очень огорчен. Ничего подобного. Оказалось, что за минувший год опасность призыва в армию для Виктора миновала и что аспирантом быть ему уже не хочется. После этого я не раз звонил Виктору с просьбой вернуть мне предоставленные ему на время материалы, особенно редкую книгу, полученную мною от зарубежных коллег. Но Виктор был неумолим. Отвечал он мне по телефону примерно так:
- Я попробую привезти вам эти материалы, но вряд ли у меня это получится. Если бы вы знали – как я занят!..

Попробовал я вернуть свои бумаги, обратившись к его отцу. Тот пообещал поговорить с сыном на эту тему и объяснить ему, что так поступать нельзя. Не знаю, состоялся ли у них такой разговор, но материалы свои от Виктора я так и не получил.
В этой невыдуманной истории мне невольно пришлось сыграть роль пресловутого Святого Валентина, хотя я категорически против того, чтобы здоровые парни косили от армии, проявляя банальное малодушие. Напомню, что св. Валентин тайно венчал желающих жениться и за это был приговорен к смерти. Молодожены при этом нарушали запрет императора Клавдия II, который запрещал воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Косили под разными предлогами от службы в армии уже тогда…

Очередного соискателя ученой степени, ссылаясь на свою перегруженность, мне по старой дружбе подкинул заведующий кафедрой одного из уральских вузов. Соискатель оказался довольно энергичным и способным человеком. Слушал меня он гораздо внимательнее, чем Виктор, и буквально всё тут же записывал. Я ему изложил ряд идей, над которыми надо было работать при его довольно скромном заделе для написания диссертации. Виделись мы с ним редко, так как жил он на Урале и в Москву приезжал редко. Но как-то он позвонил и сообщил, что диссертация его уже досрочно готова и что он хотел бы ее поскорее защитить, чтобы не сорвать намеченную длительную поездку за границу. Прочел я его сырую работу и сразу же убедился в том, что над развитием моих идей поработал он мало, при этом смело написал, что защищает «комплекс идей», предложенных, разумеется, им самим. Диссертацию он защитил-таки, но больше мы с ним с тех пор не встречались.

Еще пример. На этот раз ко мне прибился в соискатели ученой степени Сергей, аспирант из другой организации. Он жаловался на своего научного руководителя, якобы не оценившего его способностей и откровенно считающего его балбесом, с чем он был категорически не согласен и просил меня помочь ему с выполнением диссертационной работы. Я не устоял перед его личным обаянием и согласился. Мы набросали план его будущей диссертации и наметили план работ. Сергей пропал надолго. Но когда мы с ним изредка пересекались на научных конференциях, куда его охотно включали в программные комиссии, он загадочно улыбался и говорил, что дело идет по плану.

Срок пребывания Сергея в аспирантуре подходил к концу, но вскоре умер его официально утвержденный научный руководитель. Сергей тут же приступил к защите своей наспех написанной работы, указав на автореферате покойного руководителя в черной рамке. Разослав нужным людям этот реферат, он стал им названивать с просьбой написать ему отзыв, разумеется, положительный. При этом он не забывал задать вопрос – успел ли его покойный руководитель позвонить с просьбой о поддержке своего протеже.

       Этот соискатель так же не устоял перед искушением защищать «комплекс идей», развить которые так и не удосужился.


Рецензии