Первый рейс

Первый рейс.
После окончания мореходной школы нас отправили в отдел кадров морского пароходства,где быстренько оформили и распределили по инспекторам,которые уже и направляли непосредственно на суда.Я попал к самому нелюбимому среди моряков.Он направил  меня дневальным(официант,мойщик посуды и уборщик  в одном лице)на т/хВайгач.Я не сопротивлялся особо,хоть и заканчивал на моториста,мест пока не было свободных,а сидеть в резерве и ждать  было не резон,ибо денег не было за душой ни копейки,а на судне еда, вода и койко -место было бесплатно,плюс зарплата в  семьдесят рублей и в будущем ближайшем-валюта,когда  закроют границу.Судно стояло на Соломбальском рейде,я собрал вещички ,сел на рейдовый катер, и через пол-часика  стоял перед светлым ликом старпома(старший помощник капитана).Он указал  мне на кружки ,ложки и тарелки,сказал-хозяйствуй!Так началась моя морская жизнь.Обязанности мои были нехитрые-накрывать на стол для рядового состава утром ,в обед,вечерний чай и на ужин,помыть посуду и прибираться в салоне и помещении,где были раковины для мытья  посуды.Обслуживанием командиров занималась буфетчица Нинка,статная дивчина ,родом из Пятигорска.У нее была одна привычка,которая меня очень забавляла,она перед обедом наливала себе тарелку супа и сьедала ее.Но суть была в том,что такой тарелки я не видывал нигде,не в магазинах  ,не на  судне и даже у себя дома.Она была фаянсовая ,побольше обычной тарелки раза в три и чуть поменьше маленького тазика для стирки белья.Она наливала ее под краешек и сметала за  пять минут.Я смотрел на это с неделю,ибо  она сидела за столом в салоне для рядового состава ,потом не выдержал,-
---Нина,чего ты скромничаешь,налей в тазик супа,это будет в самый раз.
Нинка подхватилась и с половником в руке прогнала меня раз пять по кругу,от нашего салона до командирского,после чего спасибо старпому,он извлек половник из ее руки и увел на камбуз .Нинка долго еще смотрела на меня волком,но со временем жажда мщения в душе ее угасла.Мы постояли на рейде еще пару суток,приняли на борт провизию,топливо и пресную воду и двинули в порт Кандалакша на погрузку.Мне все было в диковинку-и экипаж, судно  и постоянный рокот двигателя,если шли в море.Но я потихоньку втягивался в эту новую пока для меня жизнь.Июльское море благоволило к нам,и спустя пол-суток мы швартовались уже к причалу.Нужно было погрузить продукты,картошку,капусту и винные напитки на борт для нужд Дудинки и Норильска-так называемый северный завоз.Еще пару дней погрузки,и мы вышли в море.Прошли горло Белого моря,самое узкое место,обогнули мыс Канин Нос и пошли в сторону островов Новая Земля к проливу Карские Ворота.Мне все было в новинку-и белые ночи,когда солнце не заходит за горизонт ,я даже видел чудное природное явление,когда и Луна и Солнце одновременно были на небе,и голые скалы с гомоном чаек над ними и где не видно не людей  ,не построек и не судов.Хотя с судами я ,похоже,погорячился.Выйдя из Карских Ворот  и пройдя миль сто, после обеда я услышал сильный удар в правый борт и сразу началась беготня и суета.Выйдя на палубу,увидел следующую картину-в наш правый борт воткнулся теплоход Кильдин,такой же как и мы.Был сильнейший туман,и что там у них на мостике случилось-нам неведомо,но факт остается фактом-в море ,где на сотни миль не души-встретились два одиночества.Мне потом наш секонд-второй помощник капитана -обьяснил,если бы у того судна была  бульба,а не был бы он ледового класса,лежать бы нам уже на дне Карского моря,у нас бы был пропорот балласт в районе второго трюма, и мы бы просто очень быстро опрокинулись.Ледовый класс судна-это когда от ватерлинии и ниже нос судна скошен внутрь-так легче прорезать лед,а бульба-это подводная часть  носа судна,выдвинутая вперед и  грушеобразная ,меньше сопротивление воды создается и судно меньше тратит топлива.Нам же Кильдин  только снес фальшборт у второго трюма.Пока  машинная команда во главе со сварщиком восстанавливала порушенное,мы тем временем вошли в Енисейскую губу(залив) и взяли лоцмана у поселка Караул.Еще немного пути по Енисею и вот она-неведомая мне доселе Дудинка.Началась выгрузка ,а вечером ребята пошли в город и потащили меня с собой.Я отнекивался,чего идти ,если нет денег.Они отмахнулись от моих отговорок,и я сдался.Пришли в бар,и на мое удивление ,там свободно продавалось пиво.В Архангельске в то время к киоску,где продавалось пиво,приходить надо было только с автоматом.Мы уселились за столик и наслаждались прохладным напитком  под вяленую местную рыбку,название   было какое-то интересное-то ли пелядь,то ли муксун.Город оказался вполне современным,были девятиэтажки,присутствовал ресторан и кафешки.На следующий день помполит (первый помощник капитана) обьявил,что все свободные  от вахт могут поехать на экскурсию в Норильск,он находился неподалеку.Жаль,мне не довелось там побывать,надо было кормить народ.Простояли дня четыре,выгрузка закончилась , и мы пошли в Игарку грузиться лесом на Александрию-такое пришло рейс-задание.После Дудинки  по берегам Енисея начали появляться  деревца ,а по мере приближения к Игарке лес по берегам стоял стеной.Мы встали  на так называемых бриделях в Протоке,много судов стояло на якоре на рейде на Енисее,несколько стояло у причала.Нам повезло,баржи с лесом  пришли уже ,и мы встали без очереди и томительной стоянки на якоре.Город светится огнями на берегу совсем рядом,а увы- не попадешь туда. Подогнали баржи и плавкран и началось-день и ночь пакеты перекочевывали с барж в трюма судна.Ребята опять вечером собрались в город и опять взяли меня с собой.Я не  сопротивлялся,хотелось посмотреть на этот городок,о котором они в курилке рассказывали массу интересных вещей.Оказалось,была старая и новая Игарка,в старой побывать не пришлось,а в новой  был интерклуб ,ресторан Север(впоследствии сгорел),пару кафе и то ли кинотеатр ,то ли Дом Культуры,окна которого были заколочены.Единственным неудобством был крутой спуск к проходной и рейдовому катеру,и если после ресторана ты возвращаешься сильно под хмельком,есть шанс прийти на судно с синяками и шишками.Вскоре погрузка закончилась ,мы вышли в рейс и началась рутина-менялись моря ,но не менялась жизнь на судне.Днем -работа  по заведованию,вечером -кино,а после него-шашки,шахматы,домино и шишбеш.Проводились турниры по этим играм.Мне же было интересно  быть на воздухе  и наблюдать,как меняется обстановка  за бортом на море по мере приближения к южным широтам.В Карском море водичка отливала сталью и плавали даже редкие льдины,в Баренцовом море на побережье белели шапки гор.Прошли мыс Нордкап,самую северную точку Европы,и после обеда вдруг шум двигателя стал стихать ,а потом совсем остановился ,и мы легли в дрейф.
---Случилось что?--спросил я побегавшего мимо моряка.
--Давай удочку бери и дуй на корму тресочку ловить.
Я недоумевал,снастей на судне  не видел,кроме двух спинингов,как ловить рыбу?На них много не наловишь.Выйдя на палубу,увидел,что народ рассредоточился по бортам,на палубе валялись круги лески ,а рыбаки метали в море какие-то болванки.Оказывается,удочка на треску-это леска с латунной болванкой и крючком -тройником на ней.  Мы  встали на банке,она называлась почему-то Трапеция,и глубина была до семидесяти метров.Поклевки пошли одна за другой,и вскоре на палубе уже трепыхалось с десяток рыбин.Оказывется,останавливаться на банках  -это в порядке вещей,особенно когда шли в Архангельск,можно домой принести свежатинки,а так-повар на судне делал много разной вкуснятинки из пойманной трески,пикши,зубатки,сайды и палтуса.Особенно ему удавались кулебяки с палтусом.Прошли Норвежское море,остались слева Лофотенские острова и Лофотенская впадина,вошли в Северное море и снова остановились на рыбалку на банке,которая называлась почему-то-Банан,видимо по форме  самой банки.Тут поймали поменьше ,и рыба была не такая крупная.Судов по мере приближения к Ла-Маншу становилось все больше,тут трасса была уже очень оживленная ,рядом почти были  крупные порты Амстердам ,Антверпен,а французский Дюнкерк был даже виден.За кормой остались белые скалы английского Дувра , и вот нас не ласково встречает Бискайский залив и Атлантика.Через три дня вошли в Гибралтар,перед носом судна резвились дельфины,то стремительно несясь в струе,то высоко выпрыгивая из воды.Море в Средиземке отливало бирюзой,справа был африканский берег,а испанский уходил к северу и тонул в мареве.Через три дня появился снова  берег и слева,это была Сицилия.Днем было очень жарко,кондиционер на судне был,но не работал ,и я вечерами выходил в долгожданную прохладу и наблюдал,как оранжевый диск катится к горизонту и исчезает за кромкой  воды  и сразу наступает кромешная темень,не видно ни зги,и лишь спустя какое-то время начинаешь различать звездочки на небе.Волна подкатывает к борту судна,заставляя его вздрагивать всем корпусом.Еще пару дней пути  и в солнечном мареве стали появляться белые стены домов и минаретов,взяли лоцмана,бородатого  араба,с огромными белками глаз,что-то весело лопотавшем на своем тарабарском языке,зашли в порт и пришвартовались.
--Ну вот и все!--сказал мне все тот же секонд,--выгрузимся и балластом в Архангельск.
И этот первый рейс всегда  в моей памяти стоит особняком,хотя потом  долгих сорок пять лет жизни я отдал морю.И глядя  с высоты своих почтенных лет, я помню поименно  свой первый экипаж и свое первое судно,на котором проработал целый год.


Рецензии