Народ еще напишет свой ненаписанный роман
Роман начинается с описания импровизированного застолья молодых литераторов, более похожего на поминки чьей-то несбывшейся мечты (сабантуй, между прочим, проходит в домике, где отбывал ссылку «отец народов» И.В. Сталин в Вологде). Произведения дебютантов только что крепко пожурили «мэтры» отечественной словесности после обсуждения на очередном семинаре. Молодым еще невдомек, что остатки советской системы по пестованию начинающей творческой интеллигенции на этом и закончатся, а новый компрадорский режим после развала Союза вообще выкинет их на помойку и забудет про них навсегда.
Впрочем, они лишь часть «потерянного поколения» 90-х. Да, они еще не знают об этом, поэтому здесь звучат и модное, непривычное доселе «вольнодумство», порой пижонистое, и специфический нигилизм, и ниспровергательство нового времени.
Надо отдать должное - Виктор Борисов пишет об этом с юмором и даже легкой иронией. А мне вдвойне интересно читать, потому что многих персонажей, послуживших прототипами, я знаю, что называется, в лицо, и вижу, как портреты их Виктор Борисов талантливо «срисовывает».
Вот из этих вроде бы не обязывающих ни к чему разговоров на досуге и рождается дальнейший пафос романа. Почему «ненаписанный роман»? Потому что новая социальная система создание романа о народовольцах, задуманного литератором Глебовым, сделает бессмысленным. Поскольку в чести; отныне не революционеры, а личности совсем иных устремлений.
Тем не менее, почти все дальнейшее повествование посвящено именно деятельности «Народной воли», так что роман все-таки написан. Однако тема, в которую посвящает Глебов еще не догадывающихся о своем будущем литераторов, вызывает дискуссию. И конечно, позднее обязательно всплывет знаменитая цитата из Достоевского о слезинке ребенка, ради которой «не стоит весь мир, его благосостояние». Еще бы! Ведь народовольцы не были белыми и пушистыми, и в противостоянии с царским самодержавием использовали террористические методы. Между прочим, В.И. Ленин, критикуя методы и цели народовольцев, все же высоко оценивал их политическую борьбу (Соч., т. 8, стр. 47, 54, 55; т. 4, стр. 217).
Справедливости ради, следует сказать, что эта подпольная организация до сих пор вызывает интерес историков и идеологов не только с точки зрения праздной познавательности, но и с позиции критического изучения революционно-освободительного движения в борьбе за социализм и уничтожение эксплуатации человека человеком. Той эксплуатации, которая в современной России ХХI века приняла чудовищно-извращенные формы, когда 90 процентов собственности и доходов концентрируется в руках 10 процентов пятой колонны из узурпаторов и международных преступников, скупающих партии и органы управления, этих пресловутых «персон мира» из журнала «Форбс», мирового правительства и «Комитета трехсот», солитеров, высасывающих из страны последние соки, прячущих наворованные триллионы в оффшорных зонах, что ставит под угрозу существование самого государства и народа.
Но вернемся к повествованию. Следует отдать должное автору в знании и профессиональном изображении событий и реалий эпохи народовольцев, а также в стремлении обозначить характеры исторических персонажей. Не случайно здесь появляются главы о Достоевском и даже об императоре Александре II, где они воспринимаются вполне живыми, осязаемыми людьми.
Характерно приводимое автором высказывание издателя Достоевского Алексея Суворина: «Сейчас в общественном сознании, во всей нашей обыденной жизни происходит умаление государственной идеи. Её заменяет все больше идея наживы и меркантилизма. Сверху донизу идея наживы ведет к либерализму, или правильнее назвать, к ничегонеделанию. А по мере того, как слои общества проникают к административным центрам, они сами сразу становятся тунеядными…»
Не правда ли, как будто про омерзительное горбачевско-ельцинское наследие сказано?..
Да, многие народовольцы были казнены, многие закончили свою жизнь на каторге. Да, их действия вызывают сомнения и споры. Но они стали предтечей великих преобразований, которые позволили исторической России, которой и был Советский Союз, стать величайшим государством мира.
Впрочем, я не навязываю свое мнение. Но именно так прочитал я роман Виктора Борисова. А виртуальный «ненаписанный роман» еще напишет народ, который рано или поздно «воспрянет ото сна» и провозгласит Слово правды. И в нем обязательно будет обозначен примат русской государственной идеи над буржуазным либерализмом.
P.S.
Виктор Авенирович Борисов – председатель Вологодской региональной общественной организации «Союз писателей-краеведов», художник, автор нескольких сборников повестей и рассказов. Его роман «Седьмое чувство» издан в Вологде.
Свидетельство о публикации №222112801199