Пушкин. Косма и Дамиан. Икона и легенды

В христологии и ее мифологии существует несколько версий легенды о двух братьях врачевателях Косме и Дамиане (Козьме и Демьяне у московитов и окрест)
- асийских
- римских
- аравийских
- киликийских

Идея легенды проста = бессеребреничество в служении Богу и врачевание бесплатное. Братья пострадали за верность Христу и веры в него с публичным отказом на судебной процессе  от поклонения языческим богам

Погибли за веру братья по разному :

- асийские умерли своей смертью, но в ссоре и верблюд, которого они задаром излечили от бешенства, распорядился похоронить их рядом, хотя Косма сильно осерчал = фра Дамиан нарушил строгий обет не брать мзду с безнадежно больных (он взял у женщины три яйца… всего то)

- римских братьев убил завистник-наставник: увел в горы якобы а по вызову, убил скальпелем и тела бросил в бурную реку…

- аравийских братьев казнили по приказу игемона отсечением головы вместе с тремя крестьянами =  Леонтием, Анфимом  и Евтропийем  ( см. рис. Казни) = на прогребение к ним, однако, величаво пожаловал верблюд из сказа асийского

***
В сети, мстинский мстительный фра, можно найти икону с Пушкиным и Далем, которая стилизована под легенду о св. врачевателях Косме и Дамиане (см. на титуле заметки)
 Эта икона, написанная в 1870-х годах, изображает святых Косму и Дамиана с лицами Пушкина и Владимира Даля. Хранится она в Музее истории религии в Санкт-Петербурге.
Возникает естественный вопрос: ху из ху
Это важно потому, что один брат асийский Дамиан нарушил принятый обет врачевать без мзды , взял у женщины безнадежно больной три ее яйца и … был проклят братом Космой
Дешифрируем символы сцены иконы:
- справа судя по жестам рук = Косма – он одной рукой указывает на Небо (Судию, Справедливость и Милость личного судного дня) и Рай небесный (Ган Эден), а другой - на могилу (ад  Геноим) для грешников без права переписки, бандеролей с жженкой и  УДО 
= ну, а слева тогда Косма (хотя справа куда косматее) = он в одеянии властности  и с крестом = символом распятия и спасения (отпущения любых  грехов чрез казнь),а если крестом –посохом, то символом избранничества и вседозволенности, ибо Спаситель Помазанный пришел в мир первым своим пришествием за грешниками, а не праведными …

***
А вот  зачем Пушкину-Дамиану нарисовали бороду…  версии нет … как и с проблемой «кто бабе (Венере) руки оборвал»
Хотя одно и долгое время римляне не носили бороды и усов:
Римляне начали бриться достаточно поздно. Примерно до II века до нашей эры жители города на семи холмах не считали бороду чем-то зазорным. Точно также, как и все их соседи. Радикально изменилось отношение к растительности на лице во время Пунических воин. Известно, что первым бриться каждый день из уважаемых римских граждан стал знаменитый Публий Корнелий Сципион Африканский. Куда важнее, что он заставил бриться каждый день всех легионеров, находившихся под его командой, дабы таким образом еще лучше подчёркивать отличие римлян от пунов – карфагенян, которые будучи потомками финикийцев носили роскошные бороды. После окончания Пунических воин мода на сбривание бород и усов окончательно закрепилась в римском обществе в качестве одного из способов подчеркивать свою инаковость и большую цивилизованность (как считали по всей видимости сами римляне). Причем подчеркивали свою чистоплотность сыны Марса не только при помощи сбривания бород и усов. Удалять следовало все остальные волосы на теле, являвшиеся третичным половым признаком. На римского мужчину с волосатыми руками, ногами, подмышками, грудью после II века до нашей эры в приличном обществе в лучшем случае посмотрели бы косо, а то и вовсе спросили: «Ты какой-то грек?» Оставлять волосы мужчина имел право только на голове. При этом стрижка должна была быть аккуратной и короткой.
Источник: https://novate.ru/blogs/220421/58706/

Значит нарисовавший Пушкина иконописец хотел этим сказать, что Наше Всё наш в доску = муж российский и греческой ментальности со здоровенной ориентацией

Кроме  того, борода = это ж символ мудрости завсегда


Рецензии