Вождь Бешеный Конь 2 часть

    В 1939 году в Южной Дакоте,в горах Блэк Хилллс состоялось торжественное открытие уникального тогда памятника.Прямо в теле горы Рашмор скульптор-монументалист Гатсон Борглум высек гигантские барельефы четырех президентов США-Вашингтона,Джефферсона,Линкольна и Рузвельта.На открытие невиданного монумента собрались тысячи людей-официальные лица,знаменитости.В числе прочих были и представители индейского племени сиу,некогда владевшие этими землями.Их вождь Генри Стоящий Медведь,да и другие вожди были поражены размерами и мощью памятника.Но в душах их закипела обида.Мало того,что американцы обманом завладели их племенными территориями,так они еще устанавливают тут монументы своим вождям.
    Но горы Блэк Хиллс были и остаются для индейцев священными,и у них тоже есть герои,достойные быть высеченными в камне.И сиу решили приложить все усилия и создать такой памятник своему великому военному вождю,который умер не побежденным.Ташунка Витко-Бешеный Конь,военный предводитель оглала и других племен сиу-лакота.Именно он разбил генерала Кастера в знаменитой битве у реки Литлл-Бигхорн в Монтане 25 июня 1876 года.Были и другие знаменитые вожди,но Бешеный Конь был выше всех.
   Замысел родился и его решили осуществить..Но как и кто может сделать такое?
В группе скульпторов,работавших на Рашморе,они усмотрели молодого человека,показавшегося им достойным столь великого дела.Его звали необычно для американца-Корчак Зюлковский(иногда пишут как Циолковский).Индейские вожди написали ему письмо с предложением взяться за столь необычную работу и создать памятник Бешеному Коню невероятных размеров,чтобы он затмил своим величием монумент на Рашморе.К их радости,Зюлковски горячо откликнулся на это предложение и готов был его обсудить детально.
   Теперь коротко о  самом Корчаке Зюлковски.Как явствует из его имени и фамилии,он не был англо-саксом.Родился Корчак в семье польских эмигрантов в Бостоне в 1908 году.Однако уже в три года остался сиротой и воспитывался в приютах Массачусетса.Трудовую деятельность начал плотником на бостонской судоверфи.Но самостоятельно освоил основы скульптуры,причем увлекался монументальным ваянием.И первая его работа уже поразила публику.Кочак высек из огромной каменной глыбы весом в 33 тонны монумент в честь создателя фундаментального словаря английского языка Ноа Вебстера.За эту работу молодого мастера наградили национальной премией США.Тогда его и приметил знаменитый  Борглум и пригласил в свою творческую команду.Однако уже через три месяца был вынужден уйти из-за ссоры с сыном Борглума.Однако определенный опыт он получил,и позднее станет не менее знаменит,чем его шеф.. Вот,что он записал в своем дневнике,после разговора с Стоящим Медведем:
   "Какая это честь для польского сироты из Бостона!...."
   И эту честь он не уронил до последних дней жизни.И всю ее он посвятил этому монументу.Такого фанатизма,такого горения идеей,такого самопожертвования никто и не мог ожидать от этого скромного человека.
   Но сначала была война,и Корчак прошел ее достойно,был дважды ранен,вернулся героем.И сразу же начал осуществление своей мечты,черты которой уже вырисовывались в его голове.
   Но Зюлковский не был слепым фанатиком или прожектером,он был человеком дела,не привыкшим отступать,но и наступать решался только предварительно все взвесив и  обдумав.Прежде всего надо было найти подходящее место,т.е скалу,из которой предстояло вырубить(в прямом смысле) гигантскую скульптуру.Как она будет выглядеть зависело от очертаний скалы и других ньюансов на местности.
   Но кто бы разрешил еще возвести такое?Однако по американским законам любой человек мог владеть участком земли,не занятым кем-либо до него,если обязывался вкладывать в него не менее 100 долларов ежегодно.А уже что он там будет делать-рубить уголь,искать золото или взрывать скалы власти не интересовало!
   Корчак и Стоящий Медведь пешком и на авто исследовали массив Блэк Хиллс,и нашли таки подходящее по всем параметрам место.Вернее гору,возвышавшуюся на 2050м н.у.м и на 200 м над основанием горной гряды.Корчак заплатил за участок собственные деньги.Этого принципа он придерживался всегда,отказываясь не только от благотворительных фондов,но и от государственных субсидий.Как потом подсчитают всего он  вложит в возведение памятника более пяти миллионов долларов.Почему вы спросите?Ведь казалось наоборот,каждый творец первым делом ищет спонсора для осуществления своего замысла.Но как мы знаем,спонсоры не только вкладывают деньги,они еще и вмешиваются ,чаще всего дилетантски ,в творческий процесс.А именно этого Зюлковский и стремился избежать.Ему,как художнику нужна была творческая свобода.А деньги он умел находить и без сторонних подачек.Впрочем,единственные ,от кого он принимал средства были сами индейцы,можно сказать генеральные заказчики проекта.А они создали фонд,в который вошли не только сиу.Вся индейская Америка откликнулась,и монумент Бешеному Коню,стал монументом всем индейским борцам с колониализмом.


Рецензии