Школа будущего
Давайте снова затронем тему школьного образования.
Про нынешнюю школу, за редким исключением, можно сказать, что это зря потраченное время. Польза от школы есть, но она минимальна и совершенно несоразмерна затраченному времени (10 лет!) и силам.
Давайте опросим выпускников и попытаемся узнать, что от школы осталось у них в голове в качестве прочных знаний, умений и навыков. Мало что осталось. А почему? А потому что все эти годы было откровенно скучно. Мало что меняется с годами… Все те же скучные и непонятные учебники, парты, куча немотивированного народа в классе и учительница у доски. Упомянул об учительнице и вспомнил, что у нас в классе девочкам учителя-мужчины нравились несравнимо больше, чем женщины-учительницы, соответственно и восприятие предмета было разным. Мужчин, конечно мало: трудовик, физ-ра, иногда учитель математики или физики, всё…
Школьный выпускник ничего не знает о жизни и ничего не умеет. К моменту поступления в ВУЗ он уже почти взрослый молодой человек, а знаний, умений, жизненного опыта нет от слова совсем. Учит ли школа действительно важным вещам: здоровому образу жизни, правильному питанию, гармоничному выстраиванию межличностных отношений и многому другому, учит ли учиться, развивает ли личность? На все один ответ.
Трудно заставить учиться, можно заставить сделать задание, но не факт, что информация останется в голове. Вот ребенок сидит за партой, он не включен в процесс, ему непонятно, что там у доски вещает учительница, ему непонятно и неинтересно, что написано в учебнике, он ждет звонка и вообще последнего урока – момента, когда настанет момент облегчения и радости. Ничего не цепляет его внимания, он не понимает, зачем ему все это нужно и внимание не включается. А как сделать так, чтобы ребенку захотелось идти в школу? Чтобы он с огоньком в глазах отвечал на вопрос родителей «что сегодня у вас было в школе?». Конечно, для этого потребуется переформатировать всю систему образования, подключить большой коллектив творческих людей (не из министерства) к созданию новых познавательных учебно-методических программ. Это большой труд, но все осуществимо и оно того стоит.
Да, от парт, учебников и учителей у доски никуда не деться, если говорить о таких предметах, как русский язык, иностранный язык, математика. Для предмета «литература» уже не парты, а нужен круглый стол, где упор будет на диалог, на поиск новых смыслов, на личные открытия и не ради оценки. А сейчас как выглядят уроки литературы? Надо вызубрить стихотворение, а потом выходить к доске и отвечать, боясь запнуться, забыть, то что действительно честно выучил. Да, тренируется память и стрессоустойчивость, но больше ничего. Вот сравните два урока: на одном все урочное время уходит на ответы 25 учеников и большую часть времени ребенок слушает как отвечают один и тот же текст, на другом – творческая атмосфера, ученики вместе с учительницей обсуждают прочитанное, преподаватель задает вопросы, предлагает поделиться мнением, помогает развить мысль, прийти к умозаключениям. И не ради оценки, а ради себя, обогащения внутреннего мира. Если ты что-то делаешь для оценки, то есть для отчетности, то от это ноль пользы, ты не растешь как личность. А домашним заданием является изложить свои выводы письменно, закрепить, так сказать.
В реальной жизни человеку требуются только навыки сложения, вычитания, умножения и деления в математике. Все остальное не учит мыслить. Нужно учить практическим знаниям и навыкам, которые точно пригодятся в жизни. Уроков математики достаточно одного в месяц на протяжении 10 лет обучения. Нужны отдельные специализированные математические спецшколы – вот там и будут готовить профессиональных математиков, тех, кто от рождения склонен к данной науке. То есть школа для детей из династий математиков, где папа – математик, дедушка – математик и т.д.
Или, скажите, зачем ребенку химические формулы, если он не разбирается в них вообще и не видит связи с реальностью? Некоторые предметы не нужно разделять и преподавать как отдельные дисциплины, пусть это будут комплексные знания. Вот простейший пример: показать детям документальную видеосъемку со дна реки или озера, показать документальный фильм, рассказывающий о ее обитателях. О рыбах – их строение (вот уже биология и зоология), как, когда и на что ловить (практический полезный навык), а здесь уже подключается химия – какие микроэлементы содержит рыба, для чего они нужны организму человека, познакомить с рецептами. Задать на дом проекты, которые можно делать как индивидуально, так и в паре или группой, а потом представить, снабдив своими личными иллюстрациями, рассказами, наблюдениями. И всем будет интересно.
Отказаться от процедуры, когда учитель вещает, ученики записывают, а потом должны это вызубритесь. Происходит механическое заучивание без осознания материала. Например, на уроке психологии сначала показывать видеофрагмент какой-либо сценки, затем, под руководством психолога, вместе разбирать ситуацию, как лучше поступить и к чему приведет принятие того или иного решения. Только после этого резюмировать, подкрепив теорией под запись. И снова обучение через диалог, через вовлечение в процесс каждого ученика. А сегодня что? Дети сидят за партой, не включаясь в работу, ждут пока прозвенит звонок на перемену. В школе будущего дети будут с досадой реагировать на звонок, со словами «какая жалось, что так быстро время пролетело!...». И прекратить уже вызывать к доске и ставить оценки – все это огромный стресс, а дети и так нервные.
Очень важно научить готовить еду детей и сделать из них специалистов, которые будут прекрасно знать и понимать, что с чем сочетается, что нет и почему. Они должны научиться разбираться в травах, ягодах, грибах, овощах. От этих знаний и практических навыков зависит и работоспособность и здоровье и продолжительность жизни.
Научить пользоваться компьютером и всеми необходимыми программами. Научить искать информацию, работать с ней, отсеивать недостоверные источники, в общем на практике обучить компьютерной грамотности и безопасности серфинга.
Школьники должны прекрасно знать анатомию и физиологию человека.
Сделать так, чтобы школьник, придя домой, мог бы поделиться новыми знаниями со своими родителями, бабушкой и дедушкой. Если это будет действительно что-то новое и полезное, то ребенок сам себя уважать будет, он иначе себя ощущать будет и его будут иначе воспринимать дома.
Научить рисовать, слагать стихи, красиво и четко излагать свои мысли, лепить, петь, играть в шахматы, го, и в домино тоже… Научить снимать видео, делать фотографии, давать творческие задания, например, снимать короткометражки, делать высокохудожественные фотоснимки. Это увлекательное занятие. Здорово, если школьник будет разбираться в искусстве, литературе, поэзии, будет культурным человеком, самое главное, творческой личностью, умеющим думать, принимать решения, брать на себя ответственность, порождать новые смыслы, приносить пользу себе, своей семье и обществу. Это целое искусство стать и быть человеком.
Тех, кто кур и т., выпивает, нар.оманит, обижает других, сквернословит, ведет аморальный образ жизни, нарушает законы, тех нещадно отсекать от ещё здорового класса. Один может испортить всех, или, по меньшей мере отравить жизнь многим, как говорится «ложка дегтя в бочке меда». Главная задача – это воспитать в школе творческих людей, нравственных, порядочных, ответственных, работящих и любознательных граждан. Научить бесконфликтной коммуникации, где учитываются интересы обеих сторон. И поменьше формализма.
Свидетельство о публикации №222112801416