Архаичное индоевропейское племя мурома

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

         В данной статье рассмотрим одно из изначальных арийских племен, остававшихся на Русской равнине и никуда не уходивших со своей прародины после ухода части арийских племен на юг, запад и восток. Начнем с арийского, индоевропейского племени мурома.

         О племени мурома в летописи имеется минимум информации: «Повесть временных лет» устанавливает территорию, занятую муромой: нижнее течение реки Оки, при ее впадении в Волгу. Под 862 г. хроника заявляет, что мурома были первыми жителями города Муром. Также написано, что мурома является отдельным языком, текст упоминает, что мурома платит дань Руси и ею управляет Рюрик.» (ПВЛ: Голубева 1987).

         Но откуда было знать летописцам, что языки близкие, но архаичнее санскрита нужно было относить к родственным славянским языкам (например, санскритские названия рек севера, названия им давали племена и народы, жившие на этих землях), ученые разобрались только к концу 19 века, что санскрит очень близок к русскому. Составители древних летописей тем более не могли этого знать, поэтому относили многие из перечисленных в ПВЛ племен, как племена с отдельными или иными языками.

          Муром древнерусский город: «Традиционно Муром называют одним из пяти древнейших русских городов, поскольку он фигурирует в списке городов Начальной русской летописи под 862 годом. Однако уже в самой летописи он обозначен как город, принадлежавший племени мyрома. Собственно, летописные сведения о племени этим и ограничиваются. При этом следует отметить, что ни одного муромского города, включая сам летописный Муром (IX в.), пока не обнаружено.» (Ю. М. Смирнов «Муром: Этно- демографические контакты.

          Раскопки Мурома: «Свидетельствуют, что с момента своего возникновения это было славянское поселение. Вероятно, и здесь в процессе взаимодействия славян с местным финноязычным племенем имел место перенос его этнонима на все древнерусское население Муромской округи." (В.В. Седов «Славяне. Историко - археологическое исследование»)

Считается, что свое название город получил в честь финно-угорского племени мурома, которое заселяла берега Оки. Здесь встречаются похожие названия гидронимов - озеро Муромское, река Муромка, Муромская Лука, ручей Муромец и другие.

          Приведем отрывок из статьи «О "финно-угорских" Ростове и Муроме.» (https://basil3.livejournal.com/244575..) «… Лингвист В. С. Кулешов О происхождении этнонима мурома и о топонимах муромской округи размещенной на официальном сайте Муромского музея:": «Обратимся к проблеме топонимии муромской округи (округи города Мурома). В литературе широко распространено мнение … о том, что большинство субстратных географических названий этой и смежных территорий Волго-Очья имеют финно-угорское происхождение. Однако, в какой-то степени справедливое для мерянских хор, для муромской округи оно должно быть признано «топонимическим мифом». Нам неизвестно никаких работ, где было бы доказано финно-угорское происхождение хотя бы нескольких топонимов Муромского Поочья»

          Приведем мнение доктора исторических наук П.Н. Третьякова из его работы «На финно – угорских окраинах Древней Руси»: «Пока работа по этимологизации топонимов Муромского Поочья (довольно, кстати говоря, немногочисленных) не проведена, нет никаких оснований говорить о присутствии в окрестностях древнего Мурома населения, говорившего на каком-либо финно-угорском языке и оставившего соответствующую топонимию. Нам в муромской округе достоверно финно-угорские топонимы неизвестны - скорее всего, по той причине, что их здесь вовсе нет. (Необходимо твердо заявить, что для утверждения об отсутствии чего-либо - констатации негативного факта - не требуется доказательств, тогда как любой позитивный факт - например, факт наличия где-то какой-то топонимии - должен быть доказан; в данном случае, эмпирически, простым этимологическим анализом). Даже самые осторожные и вместе с тем наиболее общие суждения о том, что топонимика что-то проясняет в муромской проблеме, ни на чем не основаны и ничего не значат.
Мы не без грусти должны констатировать, что лингвистический материал по муромской проблеме крайне ограничен и противоречив. С одной стороны, единственный дошедший до нас реликт «муромского языка» - этноним *morama - несомненно финно-угорский по бытованию: он, возможно, близок к мордовскому, хотя и является вероятным балтизмом, подобно тому как экзоэтноним мордвы является вероятным индоиранизмом. С другой же стороны, топонимически финно-угорская мурома неуловима, а топонимия муромской округи в целом рождает балтийские ассоциации." (скорее славянские, чем балтийские автор)

          Зададим вопрос- какое племя проживало на южной реке Муром? Ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова на Украине. Расстояние Муром - Белгород по прямой — 650 километров, то есть, племя Мурома там явно не проживало, а о союзе муромских племен нет никаких данных.

          Кроме того, на Русской равнине существует множество названий с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии (ВРГ III: 342, 345). На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдельных регионах — например, топонимы Муром, Муромка, Муромля, Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями, ее более широкое распространение не может быть исключено, связь последних с названием города Муром, и этнонимом мурома остается неясной.»( монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».)

          Есть другая версия названия Муром. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля найдем:«Мурава, мурава, мур, или пск. твер. муром м. муромь ж. (откуда и названье города) полива, глазурь, стекловатая оболочка на гончарной посуде, на изразцах, из глета и оловяного пепла.» (подробнее в нашей статье «Рюрик был приглашён на княжение славянами.»
          Обратим внимание, в словаре В. Даля отмечается, что по псковскому и тверскому говору муром, муромь, Псковская и Тверская губернии образовались на базе Тверского и Псковского княжеств, в которых основным населением были потомки кривичей. То есть название города связано с производством глиняной посуды, покрытой «муравской» поливой.

          Расскажем и третью версию, есть такая трава, трава- мурава, семейств гречишных, или спорыш, которая способная жить там, где с трудом выживают другие растения. Ещё её ласково называли в народе - травушка-муравушка, о ней говорится в русских народных сказках, есть и народная песня с таким названием.

Кандидат исторических наук Лидия Грот в статье «Русь и чудь в древнерусской истории» ставит под сомнение принадлежность племени мурома и чудь отнесенных к финно-угорским: «Представляется, что два отмеченных момента, содержащихся в Сказании о Словене и Русе: включение чуди в состав известных славянских племен без каких-либо оговорок и управление чуди словенскими князьями – могут быть приняты как начальные вешки на пути реконструкции истории народа чудь как носителя ИЕ.

          Полагаю, что со временем должна быть заново переосмыслена и историческая идентификация других летописных народов, например, таких как меря и мурома, которые якобы были «ассимилированы» славянами и в силу этого «исчезли» из истории. Современные исследования помогут уточнить, какие из летописных этносов были «иностранницы», а какие «от роду же» словенорусских князей.(Лидия Грот «Русь и чудь в древнерусской истории»
          В заключении приведем обезоруживающий довод из эссе «К вопросу о русско-славянском происхождении летописного народа меря» Сопоставление судьбы народа меря (добавим весь, мурома, чудь автор) с судьбами других народов Руси вполне очевидно показывает, что меря разделили судьбы именно славянских народов, поскольку только славянские летописные народы (кривичи, поляне и т.д.) исчезли со страниц истории в одну эпоху с меринами (весью, муромой, чудью автор) . Именно и только славянские народы, объединившись в единый русских этнос, потеряли необходимость в своей более ранней племенной сепаратистской идентификации и утратили ее.

          Все же финно - угорские народы в Руси, абсолютно все, сохранили свою неславянскую этническую идентификацию и сохранили свои языки до настоящего времени. Сама историческая судьба мерян (веси, муромы, чуди) убедительно свидетельствует, что это был славянский народ. ( https://zdrager.livejournal.com/73411.html)


Рецензии