Любимая деревня

Деревенька ты моя, Слободка!
Как скучаю по тебе я, тоскую!
Бутерброд, пара удочек, лодка -
Часто вспоминаю жизнь такую!
Деревенька ты моя, эх, родная!
Через Рудомошь мост широкий,
Слева третья хата от краю,
И сарай дровяной кособокий...

Почти всё детство и весь подростковый период я провёл в своей любимой деревне Слободка, что в Кашинском районе Тверской области, и это были незабываемые времена!

Наверняка многие тоже могут похвастаться своей деревушкой, ведь деревня для городского человека - это обитель свободы, особенно, когда ты - ребёнок, и ездишь туда только отдыхать!

И каждый год ты с нетерпением ждёшь наступления лета, когда можно будет забросить подальше свои школьные дела, когда твои родители соберут чемоданы, вызовут такси до вокзала, и уютный плацкартный вагон повезёт тебя далеко из города - к бабушке с дедушкой! По крайней мере, так было у меня.

Мои бабушка и дедушка, родители моего отца Кумачёва Валерия Александровича, оставили нам в наследство потрясающее место отдыха!

Представьте себе: сплошные лиственные и хвойные леса, берёзовые рощи, сосновые боры и громадные поля с пшеницей, кукурузой, картошкой, капустой и прочими овощами, а посередине всего этого великолепия и богатства - шесть деревень, центром которых является село Слободка домов на пятьдесят, с большой фермой, кузницей, магазином, деревянной общественной баней (!) и клубом, где иногда показывают кино и выступают местные артисты! Когда-то, ещё до Великой Отечественной войны, там была и церковь, но время её, увы, не пощадило.

Практически через все шесть деревень протекает небольшая, метра в три-четыре шириной, речушка Рудомошь, которая, впрочем, по весне разливается так, что затапливает многие огороды, и даже дома. Недалеко от Слободки Рудомошь впадает в легендарную реку Медведицу, на берегу которой в далёкие времена возвышались стены древнерусского города Медведь.

Окружающие Слободку деревни: Хрипелёво, Воронцово, Плюгино, Никулкино и Шевригино по количеству домов, конечно, уступают нашей. Нет в них и магазинов с клубами, и ферм с кузницами - все их жители приезжают или приходят за всем этим в Слободку. В Слободке почти все и работают, частично и полностью отдаваясь сельскому хозяйству.

Помню, свежий хлеб в слободский магазин привозили всего два раза в неделю, и в эти дни, с самого утра, со всей округи сходились люди, и ждали прихода машины. А потом, целыми мешками из-под зерна хлеб увозили в свои деревни - семьи тогда были большие, по десять и больше ртов.

В тот период времени, который я помню (середина 80-х - начало 90-х), в Слободке и окружающих её деревнях проживало, в большинстве своём, коренное население - люди, там родившиеся и живущее целыми поколениями. Это сейчас уже коренных там практически не осталось - все вымерли и поразъехались. Да и сами деревни со временем гаснут, что и говорить. В Шевригино, например, уже давно ни кто не живёт, а все остальные сёла - это теперь почти одни лишь дачники.

Когда я был мелкий, наш сонм деревень представлял собой большой колхоз - СССР тогда ещё, пусть был и не на пике развития, но держался. Поскольку к бабушке с дедушкой меня привозили в самом начале лета, а то и весной, то я застал и посевные, и сборы урожая, и сенокосы на полях, и даже участвовал в некоторых из них, катаясь со знакомыми дядьками-водителями на ЗИЛах, тракторах и комбайнах.

Однако в начале 90-х, с крахом Советского Союза, рухнул и колхоз. Сельскохозяйственные работы велись уже не так активно, и с каждым годом дела с этим становились всё хуже и хуже.

Да и я стал приезжать в Слободку уже на гораздо меньший срок. В конце 80-х, с разницей в год, умерли мои дедушка с бабушкой, и отец стал возить меня туда лишь на один месяц, когда сам в отпуск шёл. Обычно это было в августе, так как - время грибное, а батя мой был заядлым грибником.

В деревне у меня было много друзей детства: это и местный Генка, и приезжающие, как и я, на лето - Ромка с Вадимом (два брата), Андрюха, Серёга, Женя... Были среди друзей и девчонки: Лида, Ольга, Наташка... Даже когда я стал приезжать всего на месяц, то друзья всё равно были там, и ждали меня. Было весело, было хорошо!

А сколько разных приключений у нас было в те замечательные годы! О многих из них я вам обязательно расскажу в этом подцикле.

Как только я увлёкся литературным творчеством, в частности - поэзией, то, конечно же, свою любимую Слободку я начал увековечивать в стихах и песнях. А как же без этого? Ведь деревня - это было для меня то место, где я вдоволь отрывался после почти целого года ненавистной мне школы и набившего оскомину мегаполиса, где я нашёл защиту от городской суеты и издевавшихся надо мной одноклассников. В Слободке я видел свою крепость, этакий неприступный бастион, полный романтики и приключений, о котором грех не сложить какую-нибудь легенду. Так я позже и поступил.

Например, песня "Рудомошка река" рассказывает о неугасающей любви на берегу одноимённого водного русла. Стихи "Деревенька моя" и "Слободская церковь" воспевают прелести Слободки и воздают память о её прошлом, вопреки настоящему. А почти все действия русского ужастика "Бесносвят", а также цикла произведений "Исповедь нежити" тоже происходят в слободской местности в конце 19-го - в начале 20-го веков. Есть у меня и другие произведения, прямо или косвенно связанные с родным селом.

Я до сих пор очень люблю свою Слободку! Люблю до такой степени, что езжу туда теперь крайне редко. Почему так, спросите вы? А потому, что она изменилась, и изменилась не в лучшую сторону. Того, что было и радовало меня, там уже давно нет: население обновилось, в самой деревне положили асфальт и сделали тротуары, сельское хозяйство полностью заглохло, мои друзья и подруги все выросли, и я уже перестал быть ребенком и даже подростком... Та Слободка, которую я обожал до глубины своей души, всем своим сердцем, осталась в прошлом. И чем больше я сейчас буду туда ездить, тем сильнее буду разочаровываться! Картинки в памяти будут обновляться, и становиться чёрно-белыми! Так пусть же моя родная деревня останется такой, какая была в моём прошлом – во всех цветах! Я помню её без тротуаров и асфальта, и мне категорически не нужна другая! Именно такой я и хочу её сохранить в своей памяти, и о такой хочу рассказать здесь вам, дорогие друзья!

Саундтрек к серии: Сергей Беликов - Снится мне деревня

Продолжение читайте здесь: http://proza.ru/2022/11/30/334
_________________________________________________

Литературный сериал "Мои девяностые" / Сезон "Слободка"
Официальное сообщество сериала "Мои девяностые" в ВК: https://vk.com/moi.devyanostie


Рецензии