Древность союзов славянских племе

Древность союзов славянских племен. Фактор повлиявший на их образование и границы на Русской равнине


Михаил Леонидович Томилин г. Клин

          В данной статье попробуем показать какой фактор главным образом повлиял на образовании союзов славянских племен и их границ на Русской равнине.

          Считается, что восточные славяне в древности состояли из 13 союзов племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

          По- мнению исследователя XIX века Зориана Доленги - Ходаковского к союзу славянских относилось и племя голядь в своем труде «Сравнительный словарь географических названий», отмечал «местность, где протекали речки Голядь и Голяденка, сохранившие в названиях память о древнем славянском племени голяди, с которым воевал князь Владимир I».( подробнее в нашей статье «Голядь 14 племя восточных славян?»
          В Большой Российской энциклопедии (над статьями которой работали академические историки) подчеркивается, отношение голяди к так называемым «днепровским балтам» и то, что ар­хео­ло­гические сле­ды голяди дис­кус­си­он­ны!

          Когда появились союзы славянских племен?

          Древность славянизации Русского Севера раскрыта в работе специалиста по исторической географии Виноградова Алексея Германовича «Архаичная славянская этно и гидронимия и проблема славянизации русского севера» (https://www.knt.org.ru/Vinogradov.htm) (который в соавторстве с кандидатом исторических наук С.В. Жарниковой написал книгу "Арьяна – Гиперборея - РОССИЯ", и несколько интересных совместных работ по Русскому Северу)

          А.Г. Виноградов пишет о том, что если: «Археология помогла уточнению границ племенных союзов славян для времени их отмирания (Х-ХII вв. н.э.), то вполне закономерно обращение к археологическим данным для определения территорий племенных союзов эпохи их зарождения ….»

          Он отмечает, что: «Основной процесс широкого расселения праславян падает на время после существования сколотского единства. Следовательно, исконные топонимические названия племенных союзов и сами эти союзы могут быть датированы первой половиной или серединой I тысячелетия до н.э.

          Русский филолог-лингвист Б.В. Горнунг ещё более определенно говорил об обособлении праславян в середине II тысячелетия до н. э. и прямо связывает праславян с тшинецкой и комаровской (более развитой вариант тшинецкой) культурами.»

          А.Г. Виноградов делает вывод: «Таким образом обширная область тшинецкой культуры «В её окончательном виде снова возродила представление о славянском массиве от Днепра до Одера в полном согласии с новейшими лингвистическими данными о времени выделения славян. Мы можем признать область тшинецко-комаровской культуры первичным местом объединения и формирования, впервые отпочковавшихся праславян, оставшихся на этом пространстве после того, как затихло грандиозное расселение индоевропейцев - «шнуровиков». Эта область может быть обозначена несколько туманным словом «прародина».

           Комаровскую культуру датируют 1500-1200 годами до н.э. или XVI-VIII вв. до. н.э., тщинецкая культура датируется XV-XII вв. до. н.э. (Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., Наука, 1987).

           По - нашему мнению «туманное слово «прародина» вторична по отношению к Русской равнине так, как предки праславян ушли с севера и центра Русской Равнины в междуречье Днепра и Одера.

           В свете новых данных и исследований, по - мнению кандидата исторических наук Светланы Жарниковой: «Не выявлено исторических причин, которые, могли бы вызвать обязательный, всеобщий уход ариев из своей прародины. Скорее всего большая часть арийских племён осталась дома на Русской равнине в северной и средней её части, став предками народов этой земли, в том числе и древними предками русского народа.» («Наследие С.В. Жарниковой Исторические ремарки» Максименко Юрий http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/ 1207-mk.pdf)

          Об этом переселении славянских племен на свою прародину говорит сформулированная на основе последних данных новая парадигма: «Согласно современным данным палеоклиматологии, антропологии, лингвистики, этнографии и других сопредельных наук на территориях европейского Севера России к моменту прихода славян проживали в основном потомки древнего индоевропейского населения, сохранившего архаичнейшие общеиндоевропейские культурные традиции, архаический тип лексики и архаический приледниковый антропологический европеоидный тип.» (сборник научных статей кандидата исторических наук Светланы Жарниковой «АРХАИЧЕСКИЕ КОРНИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО СЕВЕРА»
https://www.booksite.ru/fulltext/zharnik/text.pdf)

           Нужно отметить, что история носителей гаплогруппы R1a на Русской равнине уходит в седую древность. В нашей статье «Преемственность археологических культур центра Русской равнины. Предки древних русских» https://dzen.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/ было показано, что практически от времени окончания Валдайского похолодания и далее от Верхневолжской ар­хео­ло­гической куль­ту­ры ран­не­го не­оли­та в Верх­нем По­вол­жье и Вол­го-Ок­ском ме­ж­ду­ре­чье (кон. 6-го – 1-я четверть 4-го тыс. до н. э.). От­кры­та Д. А. Край­но­вым в 1972 году.» Волосовской археологической культуры, через Фатьяновскую, Абашевскую до Дьяковской и поздней славянской прослеживается преемственность родственных племен, племен одного расового типа. Менялись лишь со временем предметы быта, орнаменты на них, украшения, типы жилищ и способы захоронения, а племена оставались те же самые.

          Еще задолго до племен ариев, древние предки русских жили, и до сих пор их потомки живут на своей прародине, свидетельством тому являются данные днк.

          В Карелии при раскопках найдены останки наших предков гаплогруппы R1a c датировкой 7265±250 лет назад, которые были обнаружены на Южном Оленьем острове, а самая древняя известная на сегодняшний день гаплогруппа R1a определена у представителя культуры Веретье жившего примерно 10785—10626 лет до н. э., то есть почти 13 тыс. лет назад, на озере Лаче (Каргопольский район Архангельской области (подробнее в нашей статье «Самый древний носитель R1a ме­зо­ли­тической куль­ту­ры Веретье В. Северная прародина.

          Необходимо отметить открытие советского геолога Василия Георгиевича Чувардинскогоского и его антиледниковой концепции, которая показывает, что: «Истоки цивилизации уходят всё дальше на север Европы и отодвигает возникновение европейской цивилизации на север России и возможно подтверждают существование Гипербореи, как прародины нынешнего человечества.»

          Когда племена славян с запада и юга Европы в середине первого тысячелетия н.э. пришли на Русскую равнину на ней проживали племена потомков древнего индоевропейского населения, которые главным образом повлияли на образование упомянутых нами 14 союзов славянских племен, и их границ так, как они были хозяевами на своей земле.

          Названия союзов племен по- мнению Виноградова, согласно лингвистическим исследованиям могли дать вновь прибывшие племена, прообразы союзов которых появились еще у праславян в междуречье Вислы и Одера. Сделаем уточнение названия только части племен, так, как: «Их контакт (потомков древнего индоевропейского населения) и взаимовлияние со славянскими группами, продвигавшимися на данные территории, были облегчены наличием близости языка, антропологического типа и многих культурных традиций, доставшихся и тем и другим от их общих индоевропейских предков.»

          О близости языков племен пришедших славян и племен потомков древнего индоевропейского населения говорится в книга Андрея Александровича Тюняева «Древняя Русь словами очевидцев XI –XII веков. Древняя Русь устами жителей XI –XII веков» (книга имеет более короткое название – «Словарь берестяных грамот XI –XII веков»): «Современная наука полагает, что в XI –XII веках существовал некий древнерусский язык – общий предок (праязык) русского украинского и белорусского языков, сформировавшихся в VI- VII веках на основе восточно - славянских диалектов распадающегося праславянского. Однако в берестяных грамотах русский язык XI –XII веков представлен вполне современным языком …. Нет в древнем русском языке и намека на «корни» украинского и белорусского языков»

          Ошибка лингвистов по 4 диалектным зонам русского языка, по его мнению, связана с тем что до открытия берестяных грамот они изучали язык по церковным текстам, написанным на койе.

          Доказательства того, что племена чуди, веси, мери, муромы являлись племенами изначальных ариев (или древними индоевропейскими племенами) найдем в берестяных грамотах: «Особенно следует отметить, что в русских берестяных грамотах нет никаких примесей посторонних языков – нет ни римского, ни балтийского, ни германского, ни тюркского, ни финно – угорского, ни кавказского. Это может говорить о том, что с перечисленными языками и их носителями не было контакта, либо перечисленных языков в XI –XII веках еще не существовало».

          Еще одним свидетельством близости пришедших славянских племен и племен потомков древнего индоевропейского населения является распространение на Русской равнине топонимов весь, и топонимов с корнями мур и мер.

           Топонимы весь можно найти по всей Русской равнине. Например, село Весь в Суздальском районе Владимирской области. Весь деревня в Иссадском сельском поселении Волховского района Ленинградской области. Веськово – село на территории Переславского района, река Весьегонск. Есть и город Весьегонск - самый северный город Тверской области.

           На Русской равнине существует множество названий с корнем мур: «Имеется река Мурещин Яр, впадающая в один из притоков реки Подгорная, и река под названием Верхняя Муравлянка в Воронежской губернии (ВРГ III: 342, 345). На основе существования сходной топо-основы Мур(о)м(V)-в отдельных регионах — например, топонимы Муром, Муромка, Муромля, Муромское на Украине и в Беларуси с близлежащими территориями, ее более широкое распространение не может быть исключено, связь последних с названием города Муром, и этнонимом мурома остается неясной.»( монография Нерознак В.П «Названия древнерусских городов».) Добавим и реку Муром, ее исток расположен южнее села Муром в Белгородской области, она впадает в реку Харьков недалеко от города Харькова.

          Топонимы с корнем мер так же часто встречаются на огромной территории Русской равнины: "Мерьские болота - записано в Красноборском районе Архангельской области на правом берегу Северной Двины, Мерские болота в Мантуровском районе Костромской области и болотце Мерьское в документе 1504 г., относящемся к Звенигородскому уезду. Зафиксированы еще названия ручья Мерьков в Вилегодском районе Архангельской области и луга Меричевых Чища в Шекснинском районе Вологодской. Примечателен и другой факт из области этнической ономастики. При полном отсутствии этнотопонимов, образованных от наименования меря, в бассейнах Юга и Сухоны."(А. К. Матвеев «К проблеме расселения летописной  мери»  )

          Распространения таких топонимов на огромных территориях Русской равнины связаны с архаичными племенами индоевропейцев, изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине после ухода части племен ариев, это племена: мери, веси, чуди, муромы. ( подробнее «Имена племён изначальных ариев, оставшихся на Русской равнине - предков русского народа»

          Племена изначальных ариев: мери, веси, чуди, муромы участвовали в образовании союзов славянских племен и их границы определяли они же, почему так распространены указанные выше топонимы.

          По частоте распространению этих топонимов можно определить с какими племенами славяне образовывали свои союзы племен.


Рецензии