Пушкин - это наше всё?

Светлана Сафронова под редакцией прот.Леонида Сафронова

                «ПУШКИН  -  ЭТО НАШЕ  ВСЁ» ?
          
   2 ноября 1721 года (триста лет назад) была провозглашена Российская Империя.
          
   А ЖИВЁМ МЫ С ВАМИ, ДРУЗЬЯ МОИ, В ИНТЕРЕСНУЮ ЭПОХУ… Все ждут ухода Путина. Активно  ждут. Про  какой-то трансфер власти рассуждают. И вот свершилось. Почти что. По крайней мере, в немногих, по российским меркам, головах. «Свадьба мирового масштаба», «имперская свадьба» (по мнению «Царьграда») прошла в Питере. Ну, и что тут было мирового? Красивый город со своими дворцами и даже Исаакиевский собор были обращены в декорации к комедии «Свадьба в Малиновке». Позолоченное духовенство под запах ладана наобещало пожилым иностранцам чадородия. Те, в свою очередь, от радостного смятения подмели пол собора лоскутом белой ткани с российским гербом. Потешный полк помахал сабельками. Дружно обрадовалась толпа мужиков в лентах и баб в перьях. Боже мой! Какая пошлость! А между тем «народ безмолвствует» … И, слава Богу!
 
   Думалось, эпоха самозванцев осталась в далёком прошлом, а, оказывается, она в самом разгаре, как «страда деревенская». Можно царя на любой вкус подобрать…

   Ну, какой из Георгия Романова-Гогенцоллерна претендент на российский Престол?! «Царьград», Малофеев, очнитесь! Ну, что это за бред: «за неимением других наследников Романовых мужского пола (ой ли!) Владимир Кириллович провозгласил свою дочь Марию Владимировну наследницей российского Императорского Дома» (по сведениям «Царьграда»).  Ну, это известное дело: на безрыбье и рак - рыба. 

   Монархизм – это состояние русской души, это, если хотите, образ русской души, но зачем на этом спекулировать?! Был такой писатель, в 1938 году расстрелянный, - Артём Весёлый. Он в своей книге «Россия, кровью умытая», словами одного из персонажей, старого казака, сказал об этом состоянии души: «Стыдно жить без царя». Почему стыдно, нам, расхристанным, уже и не понять, поэтому мы, зачастую, просто «клюём» на звучную наживку: «мо-нар-хия». Но это какую же разруху нужно иметь в голове, чтобы вот это чудо в перьях принять за монархию?! Кто эти амбициозные люди, которые дожили до сорока лет и не посчитали нужным выучиться более-менее прилично говорить по-русски, чтоб хоть как-нибудь на людях внятно изъяснить своё желание взять ответственность перед Богом за Россию?! Похоже, что дедушка  Владимир Кириллович «царевичу» сказки Пушкина не читал, про разбитое корыто не рассказывал… Мало стать царём – надо ещё, чтоб в голове царь был.

   В общем, эта комедия в Исакие  удалась настолько, что о «продолжении банкета» и речи быть не могло: планировавшееся турне «наследника» по России не состоялось: пандемия – она такая… непредсказуемая и коварно разрушающая все планы.

   Ну, хорошо: Георгий Романов – хороший человек, с замечательными способностями (которых только на овладения русским языком не хватило) и даже друг Малофеева… Пусть так, тут никаких претензий быть не может. Дружите на здоровье!  Но: одно дело дружить с человеком и совсем другое – навязывать этого человека народу в качестве национального достояния. И, скажите, как внук генерала СС будет принимать парад Победы 9 мая? И хорош же будет этот наш «национальный лидер»  в «Бессмертном полку» с портретом своего деда-эссэсовца! И как тогда нам понимать: «Можем повторить», а? А как же георгиевские ленточки, господин Малофеев? Да, конечно, «сын за отца не отвечает». Может быть, может быть… Но мой отец, участник Великой Отечественной войны, в гробу перевернётся, если я только подумаю поклониться внуку эсэсовца как законному и достойному правителю России.  Все дядья, двоюродные-троюродные братья моей мамы, в составе первых сибирских дивизий, полегли, защищая Москву, где по другую сторону фронта «подвизался» дедушка нашего новообвенчанного героя. Кстати, на примере своей семьи, я сделала вывод, что значительная часть сибирских дивизий состояла не только из сыновей колчаковцев, но даже и из самих бывших колчаковцев. Ну, и что ж они не бросились тогда в 1941 году воцарять «законных» наследников престола? Ведь случай был куда как удобный. А вместо того взяли, да и накостыляли и особам императорской крови, и их германским воцарителям.  Если уж тогда в 1941 году Кирилловичей разбитым корытом накрыло, то сейчас – к чему это «много шума из ничего»?  Я думаю, что записному патриоту Малофееву  неприлично примерять штанишки «мальчика из Уренгоя».

   Интересен перечень присутствующих на «венчании» гостей  из всякого рода владетельных домов, от которых, впрочем, к сегодняшнему дню остались одни только экзотичные названия. Это «эпохальное» венчание - «свадьба мирового масштаба» (по мысли «Царьграда» и его владельца Малофеева) - интересно не тем, что там было и кто там был, а тем, кого там не было. А не было там представителей королевского дома Великобритании. Как бы ни пыжились устроители этого петроградского действа, но статусность мероприятия зависела не от Малофеева и даже не от Глазьева (который тоже – увы! - там был) и уж тем более не от Ксении Собчак, а от старенькой такой, как бы немощной, королевы Великобритании Елизаветы II.  Королева Елизавета посчитала ниже своего монаршего достоинства обратить внимание на всю эту политическую щеклею, резвящуюся на мелководье своих амбиций.

   И да, кстати, Виндзоры тоже родственники Романовых. Георг V и его двоюродный брат российский император Николай II походили друг на друга, как две капли воды. И, как знать: может, вся эта комедия на Неве и была спровоцирована самими британцами, как повод для того, чтобы российский народ обратил внимание на Виндзоров как альтернативу Гогенцоллернам. Свои виды на российский престол британцы особо и не скрывают. Только кто ж это видит? Разговоры  только о Скрипалях да о наших былинных героях: Петрове и Боширове.
 
   Пока новостные каналы развлекали нас Петровым и Бошировым,  в интернете нет-нет да как бы невзначай  сообщат, что там творится у этих Виндзоров. Уже,  со времён падения Советского Союза  королева Елизавета II   стала мелькать в узких кругах в так называемой «Владимирской» диадеме, когда-то принадлежащей Российскому императорскому дому…  А в последнее время  в диадеме, очень похожей на Владимирскую, которая носит имя «Узелки любви»,   форсит  Кейт Мидлтон, супруга принца Ульяма.  Кстати, Меган Маркл, будучи ещё только невестой принца Гарри, поссорилась с бабушкой: американская хабалка хотела венчаться непременно в головном уборе, имеющим отношение к России, но английская королева указала Меган её место, намекнув, что некоторым российская диадема, или похожая на российскую, подходит, как корове седло.  Кстати, на время венчания принца Ульяма (Ильи) и Кейт (Екатерины) в Вестминстерском аббатстве были расставлены православные иконы. Интересно, что принц Чарльз, наследный принц Великобритании, сын королевы и отец принца Ульяма, – частый гость на Афоне, оказывает помощь в восстановлении монастыря Ватопед, и даже наши Соловки он тоже посещал. Так что у Виндзоров с Православием всё в порядке.  Кузен королевы Елизаветы II Майкл Кентский назван в честь Великого Князя Михаила Александровича, брата Николая II. Он известен своими симпатиями к России. На его личном сайте есть даже раздел «Россия». Много-много раз бывал в России. Даже на фоне дипломатического скандала Лондона с Москвой из-за Скрипалей Его Высочество, тем не менее, тайно (хотя, конечно, странно, как это у него получилось? Петров и Боширов нервно курят в сторонке) ездил в Россию, очень хорошо говорит по-русски. И да: королева Елизавета II – ветеран Второй мировой войны на стороне Советского Союза.   

   Так что,  все эти телодвижения  монархических  настроений в Исаакиевском соборе - это   лишний повод подумать и сравнить гогенцоллерновское   недоразумение с российским гербом ниже пояса с приятными во всех отношениях Уильямом и Кейт (Илию с Екатериной). 

   Вот наткнулась на любопытный и весьма симпатичный пропагандистский  ролик https://zen.yandex.ru/video/watch/6145f1478a833355e7657788 с такими вот рекламными лозунгами : «Почему мы так любим британскую монархию», «Британская монархия – это красиво», «Британская монархия – это стабильность», «Британская монархия – это образ идеальной семьи». Вряд ли, конечно, Ульям и Кейт знают по-русски. Но тут тоже ничего страшного нет. Маленькая, сухонькая королева-бабушка наденет какое-нибудь своё фисташковое платьице и в неофициальной обстановке как зыркнет на герцогов из-под шляпки – через неделю они по-русски без акцента заговорят. Королева – она такая…

   Если учесть, что такого рода качественная пропаганда идёт на фоне  непомерно-глобального обучения детей , едва ли не с ясельного возраста, английскому языку,  в ущерб изучения родной речи (не без рекомендаций российско-британского института, т.н.,«Шанинки»), то  волей-неволей приходишь к выводу, что кроме Виндзоров занять российский престол просто некому. Как никогда многовековые интриги британской короны сегодня могут увенчаться ошеломительным успехом. Но что это будет означать для России? Расцвет, согласно духовному закону ответственности царя за народ перед Богом, или прозябание в качестве колонии?   Насколько понятие царской власти британцев согласуется с духом русского народа? Могут ли они вместить в себя Образ России. Есть большие сомнения на этот счёт. И да – сказки Пушкина здесь детям тоже не читают… И как семейные ценности британских монархов сочетаются с сообщениями о неких британских фондах, которые у нас в России силятся защищать извращенцев?

   Можно, конечно, сказать об Елизавете II, что Её Величество гордячка, «что англичанка гадит», что она стремится по своим династическим каналам прибрать Россию к своим рукам. Но, тем не менее, нельзя отрицать того, что английская королева, в силу своего положения,  лучше всех знает, что такое монархия и, конечно же, может отличить настоящее сокровище от поделки из передачи «Очумелые ручки». Кстати, в 1965 году Елизавета II встретилась с Императором Эфиопии Хайле Селассие. Так вот: королева Британии поклонилась императору Эфиопии, признав, таким образом, его превосходство над собой. Что такое - Британия? И что такое - нищая Эфиопия? А вот, поди ж ты, – поклонилась! Больше за всю свою жизнь Её Королевское Величество королева Великобритании не кланялась никому.  Значит, есть что-то большее, чем политическая значимость и богатая казна…

   И вот тут самое время рассказать, кто такой император Эфиопии Хайле Селассие.

   Династия  эфиопских царей – самая старинная правящая династия и она же – самая старинная из христианских династий. Она просуществовала почти три тысячи лет.
 
   Библейская история повествует, о том, как царица Савская, славившаяся своей мудростью, прослышала про божественную мудрость царя Соломона и отправилась в Иудею, чтобы удостовериться в том, что кто-то может быть мудрее её самой. И действительно: ей пришлось признать превосходство царя Соломона над собой… При расставании Соломон подарил царице свой перстень. По прибытии в свою страну, царица родила сына Менелика, от которого пошла династия эфиопских правителей. Случилось это без малого тысячу лет назад до Рождества Христова.  И на протяжении всего существования династии из поколения в поколение передавался перстень царя Соломона. Один из  титулов  эфиопского императора звучит как «Лев-победитель из колена Иудова, избранник Бога, царь царей Эфиопии».

   Последним императором, кто владел перстнем царя Соломона, был Хайле Селассие Первый (в переводе его имя означает Сила Пресвятой Троицы). Он правил с 1930 года на протяжении 44 лет. В 1959 году Хайле Селассие посетил СССР. Встретился с Патриархом Алексием I, который наградил его церковным орденом Великого Князя Владимира первой степени.

   История падения православной эфиопской монархии 12 сентября 1974 г. очень напоминает падение российской монархии. Там тоже не обошлось без предательства и трусости родственников. И там было влияние внешних сил (прискорбно осознавать – но это нехорошее дело свершилось на деньги Советского Союза). Там тоже император был предан  священноначалием: патриарх Теофилософ благословил смутьянов, но отказал в благословении императору. А после свержения императора началась гражданская война – всё, как в России. Предатель-патриарх впоследствии был задушен революционерами-коммунистами, теми, кого он благословлял на свержение монарха…

   Один из офицеров при аресте императора потребовал у того номера банковских счетов, на которых он, якобы, держал деньги на случай отставки.  «Отставки!? У императора Эфиопии не бывает отставки! Его отставка – смерть!»

   После низложения и ареста Хайле Селассие перевели во флигель, окруженный садом, в котором он мог прогуливаться. Там была церковь, но бывшему императору запретили её посещать (по-видимому, запрещение исходило от патриарха Теофилософа), и во время Богослужения Хайле Селассие (Сила Пресвятой Троицы!) всю службу выстаивал под окном. В ночь на 25 августа 1975 года бывший император не спал: плакал и молился. В ту ночь император Эфиопии был задушен подушкой, а тело его было брошено в отхожее место, куда по нужде наведывался коммунист-узурпатор Менгисту. С той поры кольцо царя Соломона оказалось на пальце Менгисту…

   В 1992 году мощи императора Хайле Селассие были найдены, и с 2000 года они покоятся в склепе при соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе.

   В 2008 году бывшего президента и генерального секретаря ЦК Рабочей парти  Эфиопии Менгисту приговорили заочно к смертной казни за учиненный геноцид собственного народа.

   Ну, вот, а теперь займёмся Россией.


   «Была та смутная пора,
   Когда Россия молодая,
   В бореньях силы напрягая,
   Мужала с гением Петра».   А.С.Пушкин

   Александр Сергеевич Пушкин был, как известно, потомком арапа Ганибала. Этот факт не скрыть, потому что он, так сказать, налицо. А вот факты из жизни этого арапчонка так упрятаны, что Пушкин вынужден был о них молчать, или делать вид, что молчит.

   Пушкин умел выражаться иносказательно так, что в одном слове мог уместить несколько смыслов, умел незаметно дать подсказку, а умел смысл-разгадку расположить на видном месте да так, что никто и не заметит.  Впрочем, и было что скрывать. Я вкратце изложу то, что написал сам Александр Сергеевич в повести «Арап Петра Великого» и в «Начале автобиографии» (т.8 Собрания сочинений). Я только заострю внимание на моментах, которые мне показались интересными и, некоторым образом, сокрытыми.

   В 18-19 веке арапчата были в моде. Уважающий себя боярин старался заполучить в услужение именно арапчат. Несколько арапчат было и у императора Петра I. Среди них был и предок Александра Сергеевича. Восьмилетнего черномазенького мальчонку Ибрагима для императора раздобыл Савва Рагузинский, русский посланник в Стамбуле. Александр Сергеевич Пушкин сообщает интересную подробность о происхождении своего предка. Он пишет, что тот был «аманатом», то есть заложником у турецкого султана. А в заложники брали только лиц знатного происхождения. Александр Сергеевич так и пишет, что Ибрагим был сыном «владетельного князька». То есть Ибрагим не был куплен на невольничьем рынке, как обычно приобретались арапчата, но каким-то образом был добыт из-под стражи турецкого султана.  По всей видимости, здесь имела место захватывающая и рисковая детективная история с подкупами, погонями, дипломатическими коварствами… Зачем Рагузинскому, а главное: Петру  было нужно ввязываться в эту опасную политическую и, притом,  очень дорогостоящую авантюру?

   Потом: император(!) Петр становится крестный отцом (у Пушкина сказано: «крестил», - тут может быть двоякий смысл: или царь приказал окрестить мальчика, или   стал ему крестным отцом) арапчонка и присваивает ему своё отчество, отныне Ибрагима будут звать: Абрам Петрович Ганибал (кстати, крестные отцы крестникам своего отчества не дают). Взаимоотношения императора и Абрама отличались от отношения господина и раба. Это, скорее, были отношения воспитателя и воспитанника.

   …В Россию с Африканского континента приезжал старший брат Ибрагима и предлагает русскому царю выкуп.  Надо думать, что величина этого выкупа была баснословной, превыше издержек, которые понесла российская казна, приобретая стамбульского «аманата». Естественно, не в карманах этот выкуп помещался. Значит, за Абрамом Петровичем прибыло целое посольство с  многочисленной охранной. Но царь Пётр не прельстился предлагаемыми богатствами и оставил мальчика у себя.

   Повзрослевший Абрам Петрович был отправлен царём на обучение во Францию. Там он какое-то время служил даже во французской армии, но, самое интересное: он был принят в высшем свете, тем более, что крестный отец (?) не жалел денег на его содержание. И вот, наконец, Петр I потребовал его назад в Россию. Но это требование не было приказом – в письме император в самых тёплых выражениях просил приехать своего воспитанника. Ганибал был тронут до глубины души и  отправился в Россию. Достигнув российских границ, на станции, он вдруг находит императора (!), который без малого двое (!) суток ожидал его прибытия.

   …Петр I скончался со словами: «Отдайте всё…»

   После смерти Петра Великого Ганибал подвергся гонению со стороны Александра Меншикова, который сделался всесильным благодаря помолвке своей дочери Маши с юным императором Петром Вторым.  Отчего-то Ганибал очень мешал всесильному «светлейшему» князю Александру Даниловичу устроиться в жизни…

   Абрама Петровича услали  в Сибирь, и не просто в Сибирь, а на край Сибири с приказом измерить Великую Китайскую стену - более красивого пожелания послать куда подальше и не придумаешь. Там в Сибири у него были отобраны какие-то документы… Может быть, свидетельства о его происхождении, переписка с императором Петром?

   Положение Абрама Петровича в Сибири было плачевным. И если б Меншиков сам не попал в опалу, вряд ли Ганибал вернулся бы из Сибири живым.  Меншиков был сослан в Берёзов, а  российскими делами стал управлять генерал-фельдмаршал Бурхард Миних, соратник Петра Великого, тот самый, который сказал: «Россия управляется непосредственно Господом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует». Роль и значение этого немца было столь велико для России, что  Екатерина II, воцарению которой Миних всячески препятствовал, тем не менее, отозвалась о нём так: «Не будучи сыном России , он был одним из её отцов».  «Миних спас Ганибала, отправя его тайно в ревельскую деревню, где и жил он около десяти лет в поминутном беспокойстве. До самой кончины своей он не мог без трепета слышать звон колокольчика» (Пушкин А.С).  Ганибал вышел из своего небытия только при Елизавете Петровне, написав ей письмо. Елизавета призвала его ко двору и осыпала милостями. Под конец жизни Абрам Петрович написал мемуары, но  чего-то испугался и эти записки уничтожил… А не имел ли император Петр I  мысли повенчать Елизавету с отпрыском древнейшей династии? Впрочем, такой брак крестника с дочерью крёстного, как близкородственный, был бы не благословлён Церковью. А если Петр только дал своё отчество, но крёстным Абраму не стал?..  Пушкин, во всяком случае,  о духовном родстве царя и пращура написал как-то очень смутно.
 
   Вспомним закон сохранения и превращения энергии, который гласит: «Энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает; она лишь переходит из одного вида в другой или от одного тела к другому». По сути дела, «закон сохранения энергии» - это закон брачных династических союзов.  Чтобы благодать византийских императоров перешла на русских царей,  Иоанн Ш женился на Софье Палеолог, последней византийской царевне. Москва стала Третьим Римом, а Великий князь стал Цезарем (царём).

   Может, и не совсем были уничтожены записки Ганибала, а может, семейные предания сохранили то, что не сохранилось на бумаге. Во всяком случае, Александр Сергеевич Пушкин был уверен, что его предки имели прямое отношения к библейскому рассказу о Соломоне и царице Савской. И, как бы в напоминание об этом, он носил перстень с какой-то древнееврейской, как он думал, надписью. И хотя перстней у Александра Сергеевича было несколько, но именно к этому перстню он обращается, как к нечто живому: «Храни меня, мой талисман…» Перстень этот был похищен в 1917 году из Пушкинского музея… Интересно, что у последнего императора Эфиопии и нашего национального поэта Александра Сергеевича Пушкина один тип лица.

   Как знать, может, царский дар слова Александр Сергеевич Пушкин наследовал от своих библейских предков, царя Давида и царя Соломона, и мудрость царицы Савской? Ведь энергия никуда не исчезает… Или всё-таки исчезает? Так вот просто пылится себе на книжной полке в дерматиновых переплётах? Сам Александр Сергеевич думал иначе. Иначе думал и Государь Николай I, этот государственный гений, оболганный всеми, кому не лень. И так же думали те, кто торопился уничтожить Пушкина. Это к ним, убийцам, прежде всего было обращено стихотворение «Памятник», где проглядывает такая мысль: «Напрасно вы затеваете моё убийство – вы опоздали, господа…  Памятник Нерукотворный уже создан. И этот Памятник есть Образ Российской Империи». «Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Это не горделивое, но провидческое замечание. «Александрийский столп» - это вовсе не Александрийская колонна перед Зимним дворцом и даже не Чудо света – Александрийский маяк. «Александрийский столп» - это Государство Российской Империи, его административно-рукотворный столп. Но «Памятник Нерукотворный» - это Империя Прикровенная, Таинственная, это Образ России, который, раз возникнув, вдохновенным усилием нашего гения уже не исчезнет, это, в какой-то мере,  область веры. «В Россию можно только верить,» - вторит Пушкину Фёдор Тютчев. Такая вера и есть патриотизм, любовь к Родине. И эта вера – не фанатизм и даже не религия, но изначально глубинное чувство, как любовь детей к родителям. Интересно, что о мистичности России высказался  и Президент Путин: «Граница России нигде не заканчивается,» - это тем удивительней, что после Сталина никто из правителей России даже представить себе не мог, что Россия сильна не столько своими необъятными просторами, но и своей духовной необъятностью. 

   Особое  значение Пушкина понимал и Сталин: 1937 год был объявлен годом Пушкинских торжеств. Пожалуй, это были самые грандиозные празднества, которые когда-либо устраивались в честь Пушкина.  Можно относиться по-разному к Сталину, но нельзя не замечать, что он понимал значение Пушкина, понимал, что Пушкин – это дух Российской империи навсегда. Его знаменитый тост за русский народ (не за русскую нацию, а именно за русский народ!), его знаменитая фраза: «Мы – русские…» - всё это проистекает из того духа, которым преисполнилась Российская империя благодаря Пушкину. Пушкинские торжества – это было стремление на государственном уровне вернуть России, хотя бы, и Советской, её исконный Образ. Накануне великой войны – это было великое дело: как бы не старались захватчики и, в частности, дедушка-эсэсовец нынешнего горе-претендента на российский Престол, внушить народу, что германская армия пришла освобождать его от большевизма, - народ осознавал, что война эта – война Великая Отечественная, и поднял против захватчиков свою «дубину народной войны» (Л.Н. Толстой).

   Все национальные элиты Российской Империи – были воспитаны на русской культуре, краеугольным камнем которой, - это Пушкин. Дореволюционные элиты состояли из людей, не просто изумительно владевшими русским языком и знавшим русскую классику, но у которых Образ России хранился в сердце. После революции национальные элиты подверглись жесточайшему уничтожению именно за то, что несли в себе Образ России. На их место пришли малообразованные крикливые безобразники, хоть бы даже с партийными билетами.  С потерей Образа распад Советского Союза был неизбежен.

   Помню, к нам в город приехала группа поэтов. Среди них выделялся народный поэт Калмыкии, Герой Социалистического труда Давид Кугультинов.  Он был принят в Союз писателей в 17 лет по рекомендации Александра Фадеева. Он говорил на кристально-чистом русском языке, удивительно красиво и свободно. Я даже скажу, что по своей любви к русскому языку он был более русским, чем многие, почитающие себя таковыми. Он как-то по-особенному трогательно рассказал, как теплятся у него в сердце слова из пушкинского стихотворения «Памятник»: «…И друг степей калмык». Его жесты, голос были полны такого благородства, что одно это уже завораживало.  Он, «друг степей калмык», был представителем ещё той, российской цивилизации…

   Муж сестры моего деда был якутским ханом – профессором; он владел несколькими иностранными языками и, конечно же, был большой знаток русской литературы. В тридцатые годы по доносу был репрессирован и сгинул в лагерях.

   Только в страшном сне нынешним безобразникам Украины может привидеться, чтобы украинская селянка… читала «Евгения Онегина» да ещё на русском языке! А между тем именно такую сцену на оккупированной немцами Украине и подглядел фронтовой очеркист-итальянец Курцио Маламене, естественно, воевавший не на нашей стороне. Деревня Песчанка. Дом колхозника Сушени. «Дом, с его соломенной кровлей и стенами из глины и рубленой соломы, замешанных на коровьем навозе, был маленьким и чистым. Он не располагал иными богатствами, кроме радиоприемника, патефона и маленькой библиотеки, с полными собраниями сочинений Пушкина и Гоголя». Сын его ушёл с Красной армией, оставив на попечение отца свою жену. Эта «молодая женщина, молчаливая и проницательная, которая вечерами, окончив работы в своем маленьком поле и саду, усаживалась под деревом, читая «Евгения Онегина» Пушкина, в харьковском издании, предпринятом государством к столетнему юбилею со дня смерти великого поэта» (Курцио Маламене «Капут»). Вы только вдумайтесь. Война. Украинское село. Немецкие оккупанты. И вдруг — Пушкин. И вдруг - «Евгений Онегин»!

   …В детстве, будучи пионеркой, как все дети моего возраста (9-13 лет), я читала газету «Пионерская правда». И вот там как-то напечатали повесть. Я позабыла её название, не помню, кто её написал, не помню даже сюжета. Помню только, что там рассказывалось о русском селе в период немецкой оккупации. Несмотря ни на что, дети всё равно ходят в школу: учиться – это их  подвиг, их вклад в победу над врагом.  И учителя с ними занимаются. Одна молоденькая учительница со слезами всё время умоляла детей: «Читайте «Евгения Онегина» - ведь вы же русские». Меня так поразила эта фраза, что я её запомнила на всю жизнь.

   Теперь для наглядности все пункты нашего повествования представим в виде схемы:  Божий Промысел –; царь Соломон –; Осип Ганибал --;царь Петр I –; Бурхард Минних –; императрица Елисавета –; император Александр I –; император Николай I –; Пушкин –; Образ России.
 
   Русская культура не может существовать без соприкосновения с Образом, созданным Пушкиным. Русская классика – она потому и классика, что существует благодаря приверженности идеалам «Памятника Нерукотворного».  Осмелюсь сделать вывод, что Пушкин для Российской Империи и есть тот Удерживающий, о котором упоминается в Апокалипсисе: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь». Мне могут возразить, что, мол, были и до Пушкина гении, которые оказали большое влияние и на самого Александра Сергеевича: Ломоносов, Карамзин, Державин, Жуковский…  Всё так, но в силу своего происхождения от царя Соломона, именно Пушкин стал Удерживающим и, более того, созидающим Российскую империю… Так Петр I, руководимый Божьим Промыслом, предопределил значение потомка царя Соломона для России. В 1918 году император Николай II был убит вместе со своей семьёй, и страна стала называться Советским Союзом, - всё равно  Советский Союз продолжал оставаться Империей, потому что Образ России сохранился, благодаря благоговейному отношению народа к Пушкину.   
         
   В этой связи совершенно понятна цель почти что двухвековой компании клеветы на   Пушкина – это низвержение Образа России, чтоб окончательно разрушить Империю. И понятна так же, почему убили преемников Пушкина:  Лермонтова, Есенина, Рубцова… - они были хранителями Образа России. «И славен буду я, доколь в подлунном мире, жив будет хоть один пиит…» 
         
   Нынешняя Россия возвращает свои территориями, силится осознать, что же такое «патриотизм», что такое национальная гордость, а в это время Образ России, выпестованный Пушкиным, Лермонтовым и всеми нашими классиками безбожно и нагло низводится лже-писателями, лже-актёрами, лже-режиссёрами и прочими безобразниками до уровня «женщины с низкой социальной ответственностью»; люди, отвечающие за народное образование, делают всё, чтобы  с самого детства, с колыбели вытравить у народа любовь к родной речи, а значит и любовь к Родине. Российская культура может существовать только в рамках преемственности от Пушкина. Все эти перформансы в стиле «я так вижу» безобразны, а значит: губительны не только для нашей культуры, но и для России в целом, и даже для тех частей бывшей Российской Империи, которые ныне пребывают в упоительных мечтаниях о своей самодостаточности.   
         
   …А во главе России должен быть человек, благоговейно относящийся к Александру Сергеевичу Пушкину, как столпу Российской цивилизации. И не важно, как он будет называться: царём ли, императором, президентом, хоть бы даже и диктатором. «Кто может вместить, да вместит,» - сказано в Евангелии.

   «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа» (Н.В. Гоголь).
   В довершении я прошу перечитать  «Памятник» А.С. Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.


Рецензии