Зато у нас абрикос вкусный

В это утро Маргарита Андреевна проснулась раньше обычного. «Странно»- Подумала она -» Вроде нигде не болит, давление нормальное,день прошёл спокойно, как обычно. И чего не спится? Спала бы да спала.., благо суббота, не надо идти на службу» - Размышляла Маргарита Андреевна — женщина «бальзаковского» возраста, смугла с гладко зачесанными волосами и проседью. Глядя на неё, сторонний наверняка бы принял её или за научного сотрудника, или за зав. Лабораторией, или за сотрудницу какого-нибудь музея или архива. Впрочем так оно и было...Когда она говорила, было впечатление, что вместе со словами и звуками, у неё изо рта выделяется архивная пыль.
Тут-то и вспомнила Маргарита Андреевна, что ночью ей приснился странный сон, и именно он был причиной её раннего пробуждения. А снилось ей, будто она собирает грибы у подножья Библейской горы Арарат, где лицом к лицу случайно сталкивается с самим Ноем, который просмотрев на неё , сделал замечание:-  «Давно ты здесь не была сестра. Да и места родные забывать не гоже...» - Вдобавок ко всему, укоризненно покачал головой и посмотрел как-то странно, из подо лба с укором.
С этого дня, укоризненный взгляд отца Ноя не давал ей покоя. Где бы она не была:- На службе ли, дома, в магазине, в транспорте, на улице, образ отца Ноя был перед ней...И внезапно чувство вины  охватило её. Вот она тут в столице, пользуется всеми благами цивилизации: Посещает театры, выставки, часто бывает за  границей, позволяет себе роскошь, а там в трёх тысячах километрах отсюда, за Кавказским хребтом, как живут её соотечественники на её исторической родине?, отрезанные от всего мира и окружённые далеко не дружелюбными соседями. Ведь сводки были самые тревожные: То страшное землетрясение, потом проклятая война, блокада… К своему стыду поймала себя на мысли о том, что за четверть века, она даже серьёзно и не вспоминала о своих близких...Как они там?.. Просто знала, что такой-то жив, а тот помер. И всё...Ей просто не комфортно было думать о них…
«Нет, надо что-то делать и всё себе уяснить»- Подумала она.
Стоит отметить, что Маргарита Андреевна дама весьма деятельная, учёная, далека от романтики, упорная, по гороскопу «бык», а жизнь в столице сделала её прогматичной.
« Так, для начала надо сходить в церковь, поставить свечи, отстоять службу и попросить батюшку чтобы отпустил мне грехи.»- Решила она.,, Хоть и далека от предрассудков, тем не менее, уже в ближайшую субботу, с утра, никому не сказав, отправилась на Ваганьковское кладбище и посетила армянскую апостольскую церковь. Тут она вспомнила, как в далёком детстве, её бабушка Сатеник, худенькая старушка с добрыми глазами , водила её за ручку в старую церковь Хор Вираб, которая находится у подножья великой горы Арарат. Вспомнила, что было жарко и дорога была пыльная, и поэтому бабушка искусно вела её вдоль арыка по которому бежала холодная горная вода, в тени деревьев и поэтому идти было легко и прохладно. Вспомнила и родной отцовский дом, комнату свою, светлую и чистую, распахнутое окно с видом на цветущее абрикосовое дерево и величественный Арарат. Вспомнила как легко и приятно было читать прекрасные стихи Туманяна, Лермонтова ,Чаренца и Валерия Брюсова./ Ованес Туманян и Егише Чаренц — классики армянской поэзии. Прим. Автора/. Весной, любуясь цветущим абрикосовым деревом и красавцем Араратом, чувствуя их божественную связь и гармонию, под радостное пение белогрудых ласточек, которые кружа над её окном, своим пением как бы констатировали эту прелестную связь говоря:-» Смотрите люди, это- цветущее абрикосовое дерево, а это- гора Арарат. Видите, как они прекрасны и как дополняют друг друга, образуя чудесную природную цепь Создателя!».
Поставив свечи, добросовестно отстояв патарак/ патарак- утренняя  служба в армянской церкви. Прим.автора/, смиренно выслушав отпущение грехов от тер-айра/ тер-айр- настоятель армянской церкви.Прим.автора/, с чувством исполненного долга и облегчения, вышла из церкви. - « Как хорошо, что есть место где можно покаяться, где тебя выслушают и отпустят грехи. Теперь, по возможности , каждую субботу буду ходить в церковь.»- Подумала она и ускорила шаг.
К сожалению душевный покой длился недолго: Буквально через несколько дней образ Ноя вновь предстал перед ней, став навязчивой фиксирующей идеей. Немного отвлекала работа, но стоило только оставить её, как укор Ноя вновь стал преследовать её…
Преследуемая навязчивой идеей и невозможностью избавиться от неё, Маргарита Андреевна наконец решается на поездку в свою историческую родину, в которой она не была четверть века после смерти отца.
Весть об этом имела эффект взорвавшейся бомбы на службе:-» Куда ты едешь,? Чего тебе не сидится? Это же «тьма тараканья». Там же война!, Блокада» - Неслось отовсюду.-»Не отпустим!»- Кричали сослуживцы. Лишь старая подруга Варя поддержала её:- Езжай Маргуш. А то когда ещё доведётся...Зато совесть будет чиста»- Напутствовала она.
Закупив в гипермаркете подарки Маргарита Андреевна отправилась в аэропорт. Благополучно долетев, оказалась в объятиях встречающих, а встречали чуть ли не всем родом...Цветы,слёзы, объятия ,поцелуи.
В следующий день вся родня от мала до велика собралась в отцовском доме повидаться с московской родственницей. Вдруг из-за ширмы раздался плач младенца. - Не наедается он у меня Марго-джан...- Как бы оправдываясь молвила одна из невесток, давая грудь младенцу.
- Так чего же ты в молочной кухне не получишь дополнительно молока?- Поинтересовалась Маргарита Андреевна.
- Такой у нас нет…
- А тебя как звать?- Переключилась гостья на постарше мальчугана, кушающего абрикосы.
- Овик! - А в каком классе ты учишься? - Во второй перешёл Марго-джан.- Ответила за него мать.
-  А почему он у вас в детский лагерь не поехал? - Такой у нас нет...- Тихо ответила мать Овика. - А книжки ты читаешь?- Продолжала интересоваться Маргарита Андреевна. - Нет книг...- Так получите в детской библиотеке. - Посоветовала она. - Такой у нас нет…
- Господи, молочной кухни нет, детского лагеря нет, книг нет, библиотеке нет…!Что же у вас есть? - Не выдержала москвичка.
- Зато у нас абрикос вкусный ! - Неожиданно громко за всех ответил  весёлый мальчик Овик.
- Да внучёк вкусный…,вкусный, если его не побьёт град.- Как то с грустью ответил дядя Воскан.
- Ещё в мои годы помню была отличная библиотека .- Задумчиво скеазала Маргарита Андреевна.
- Теперь на её месте частный магазин фермера Ашота.- Тихо ответил дядя Воскан.
Гостила недолго.Провожали, как и встречали, почти всем родом. Когда ещё доведётся увидеться… Опять слёзы, поцелуи, объятия, цветы…
Посадка, взлёт. Самолёт стал описывать круг, как бы кланяясь и прощаясь с величавой великой горой, взяв курс на север. А нашу героиню одновременно с чувством исполненного долга, стало наполнять чувство обиды и горечи. Обиды за свой народ, который первый на земле принял христианство, который ещё в пятом веке н.э. имел свою письменность и культуру и который теперь, в хх1 веке, после провозглашения независимости вынужден существовать на краю бедности. Обидно за своё государство, которое по-крупному счёту, кроме независимости, всё что может дать народу, так это  ВКУСНЫЙ АБРИКОС — FRUCTUS ARMENICUS!.


Рецензии
А образ Ноя перестал ее преследовать? А что там ещё она встретила, на своей родине? Мне не хватило, хотелось ещё… А дальше на ее жизнь повлияла эта поездка? Благодарю за творчество!

Ева Коваль   28.11.2022 21:19     Заявить о нарушении