Мой второй спектакль. Аида

Ввиду разных событий в моей жизни за последние два месяца я немного затормозила. И с отчетами по прочитанным книгам, и с отчетами по прошедшим мероприятиям. В данном посте речь пойдет об "Аиде". Если точнее - это опера. Я всегда скептически относилась к операм, тем более, на иностранном языке три (или два - в зависимости от постановки и трактовки режиссера) часа пения, в котором ты ни слова не понимаешь, могут отбить все желание наслаждаться данным видом искусства. Поэтому мне всегда нравились оперетты (в них пение сменялось текстом и актерской игрой и наоборот) и обычные спектакли. И именно в связи с этим я пока ходила на РОК-оперы. Но в этот раз меня пригласил очень хороший и даже где-то очень близкий и дорогой мне человек. Слово "друг" сейчас так затаскано интернетом, что я не буду его так называть. Ибо в современном понимании этого слова оно не является отражением наших отношений вообще и моего личного отношения в частности. Фамилий называть не буду. Кто в курсе - знает, остальным это не интересно. Для пошляков и дураков поясню: близкий в плане общих интересов и мыслей, а не то, что под этим принято понимать в нынешнее время скотсконастроенными людьми. Ну и как я могла отказаться от такого подарка? Провести вечер с замечательным человеком, да еще наслаждаясь легендарной оперой? Да даже если бы это был футбол (смысла игры которой я не понимаю вообще) или керлинг - ни за что бы не отказалась!

13 ноября  2022 года я посетила оперу Дж. Верди "Аида".
Поскольку предложение мне поступило в последний момент, то я толком не запомнила, где именно находился театр. Геликон-опера. А поскольку я спешила, то внешний вид не успела заснять, могу показать только фото внутри. Сам зал был похож на один из театров, в котором я была. Но только похож.
Потолок зала был оформлен в виде звездного неба. Так было сказано перед оперой. Я фотограф никакой, поэтому видно плохо. Но, смею вас уверить, я честно старалась заснять это самое звездное небо.
Фото мои личные
Внутри зал был лаконичен: не слишком большой, в охро-коричневых тонах, сцена оформлена по-спартански: черная драпировка и минимум декораций.
Поскольку перед оперой администрация очень просила не отвлекать актеров съемной телефонов и вспышками, то кадров действия не будет. Я ценю чужой комфорт. По крайней мере, стараюсь это делать.
Теперь о самой опере. Ожидаю гневных и оскорбительных комментариев театралов. Ибо буду разбирать сие действо как обычный невежественный человек, без пиитета, придыхания и с немногими знаниями реалий Древнего Египта. Сразу хочу сказать: в данном театре был перевод итальянского на русский и английский бегущей строкой под сценой. И мне было понятно действие и о чем вообще речь. Однако это все равно не умерило моего веселья. Что к чему - скажу по ходу дела.
Увертюра. Я не знаток музыкальных постановок, опер и вообще театра с музыкой, поэтому пишу то, что услышала и почувствовала сама. Увертюра - это, по сути, краткое музыкальное изложение последующей оперы. Так мне услышалось.
Само действие - это обычная жизненная история: военачальник одного государства любит рабыню из другого государства, которая является дочерью властителя, его самого любит дочь фараона. Любовный треугольник с древнеегипетским колоритом. Ради любви он предает свое отечество, его казнят, рабыня сбегает, дочь фараона сходит с ума. Кратко и просто. Голоса поющих потрясающи! Палитра оттенков, колорит и мощь - это просто замечательно! Сама музыка Верди - тоже весьма легли мне на слух. Но вот содержание...
Итак. Я буду публиковать заметки по ходу действия. Сюжет я обрисовала кратко, содержание должно быть более или менее понятно. Теперь моя критика.
Прежде всего, в Древнем Египте дочь фараона не была царицей. Царицей была его жена. Дочь фараона могла быть царицей только в том случае, если бы вышла замуж за отца. Это практиковалось в тогдашнее время в тогдашнем государстве: маниакальная забота о чистоте крови допускала браки только между родственниками. Нет, со временем случалось разное. Вплоть до того, что какой-то военачальник, жрец или евнух мог жениться на дочери правящей династии и основать новую. Так случилось после смерти небезызвестного Тут-Анх-Амона, который не оставил наследников, но оставил молодую жену. Жрец Эйе, который пришел ему на смену, основал свою династию. Однако практика межродственных браков еще не была изжита.
Дальше. В Древнем Египте не было храма Вулкана. Он существовал в Древнем Риме. В Древнем Египте был свой пантеон богов. А религия была направлена на то, что жизнь на земле - это преддверие жизни после смерти. Именно поэтому был культ бальзамирования. Который, кстати, родился не сразу. Бальзамирование давало человеку не только жить после смерти (верования египтян), но и давать приют душе (которую египтяне подразделяли на Ка и Ба - углубляться не буду, сейчас я пишу не о египетской религии), которая может захотеть вернуться в тело ,чтобы отдохнуть от своих скитаний. разрушение тела, как и разрушение картушей на месте погребения означало смерть души, забвение, полное уничтожение. Именно поэтому последующие династии сбивали картуши правителей тех, кто им не нравился. Так на долгое время был предан забвению фараон-еретик Эхн-Атон - отец Тут-Анх-Амона. И о его правлении было мало известно. Кроме того, что он хотел искоренить политеизм и насадить монотеизм - поклонение богу Солнца Атону, сыном которого он считал себя.
Начало оперы - это донесение гонца о победе над Эфиопией, которая посмела напасть на Египет ,который ее завоевал до этого. Мне это кое что напомнило. Надеюсь, режиссер ничего не имел в виду, когда делал упор на данную интерпретацию. Также в Древнем Египте не было знамен. Знамя как обозначение рода войск, армии или государства появилось значительно позже. В Древнем риме, например, вообще были значки: на высоком древке был приколочен золотой орел, держащий в когтях щит с номером легиона. И утрата такого орла считалась позором для легиона в частности и Рима вообще. В Древнем Египте не было и этого. Был фараон во главе армии в белоснежной колеснице или его военачальник с ожерельем на груди и спине в белоснежной повязке вокруг бедер и с особо сделанным головным убором, уступающим по части выкрутасов, оформления и богатства только фараону. В связи с этим позабавило, что актер, державший знамя с "глазом Гора" держал его кверху ногами. По ходу действия дочь фараона взяла его из рук гонца и подняла как надо.Еще забавно было видеть стилизацию древнеегипетского мировоззрения. Поясню: на фресках египтяне изображали себя гигантами по сравнению с рабами или покоренными народами. Эдакая мания величия. В постановке египтяне поголовно ходили на котурнах (поясню: это такая платформа, которую надевали на обувь. В средневековье в европейских городах на котурнах ходили, чтобы избежать уличной грязи, которая доходила, по разным источникам, чуть не до щикотолок. Котурны поверху украшались не хуже обычной обуви - драгоценностями, золотом и богатыми тканями. Так вот, в данной постановке египтяне ходили на этих котурнах, Аида, которая являлась рабыней, была босиком. Эдакая приниженная во всех смыслах роль.
Что еще удивительнее, то на голове дочери фараона было украшение (прическа?) в виде ВАВИЛОНСКОЙ БАШНИ. Вообще-то, подобное на голове носили вавилоняне и шумеры. Фараоны и их семья носили совершенно другие украшения. Не менее сложные и дорогие, но выглядевшие совершенно иначе. Как один из примеров - головное украшение сфинкса. Еще веселее, что египтяне в постановке были с бородами. Мой бог! Даже для религиозных и иных действ бороду фараону НАКЛАДЫВАЛИ/ПРИВЯЗЫВАЛИ как знак отличия. Никакой египтянин бороду не носил. Даже наоборот - древние египтяне брили головы наголо. Чернение глаз предохраняло от пота и паразитов, бритье - от тех же паразитов, которые могли завестись в волосах. Хоть в допотопные времена на месте Сахары и была цветущая и зеленая саванна (не мои утверждения, а исследования ученых), но во времена фараонов данная местность уже становилась засушливой пустыней с зеленым куском вдоль Нила.
Также удивляло, почему в данной постановке рядовые египтяне были в черном с ног до головы. Такая отсылка к рабскому положению? Я понимаю, если бы эфиопцев так изображали - типа, негр. Но египтян?
Непонятна фраза о том, что творец мира Пта (Птах) стал духу своему сыном. Это как? Мистерии Пта - нечто среднее между постановкой "Принцессы Турандот" и религиозными песнопениями христиан. Я не хочу сказать, что Верди написал плохую музыку. Я хочу сказать, что Верди знать не знал, что Древний Египет - это не современная ему Европа. И уж тем более в Древнем египте обычный народ не допускался к мистериям и религиозным ритуалам. Их исполняли специальные жрецы - в каждом храме свои. И никто не имел права исполнять ритуалы в храме чужого бога. А народ имел право только платить в храм и просить богов о помощи. И уж тем более участвовать в ритуалах. В данной постановке (по замыслу Верди) народ - участвует. Что неверно.
Еще повеселили лавровые венки в данной постановке. Лавровый венок в Древнем Египте! Цирк! Не отличали в Древнем Египте военачальников! Главным там был фараон. И жрецы. Но у них были свои отличия. А уж лавровый венок - вообще древнегреческое изобретение, перенятое римлянами. И Пта не сияет, словно Солнце. Это прерогатива Ра.
Развеселило, что по ходу действия дочь фараона уважает печаль рабыни, пусть и царских кровей. Это вообще нонсенс. В древнем Египте фараоны стояли на недосягаемой высоте по отношению даже к свободным людям. Не то, что к рабам. Семья фараона даже не разговаривала с рабами. Изначально это делали их слуги, которые передавали приказания фараонов рабам. Потом фараоны рабам только приказывали. Но уж никак не видели в них людей, чтобы разговаривать или разделять печаль. И не одевались ни фараон, ни его семья сами, как не умывались сами из тазов. Для этого были слуги. Даже рабам не дозволялось прикасаться к божественному телу фараона или к вещам, которые он трогал. В знак рабского положения Аиды режиссер не придумал ничего, как надеть на нее веревку, за которую ее таскают по сцене все, кому не лень. А между тем признаком раба являлся железный ошейник, но никак не веревка.
Дальнейшее действие: Аида любит Радамеса (дурацкое неегипетское имя: ну прямо Иван Драго - русский боксер в "Рокки"!), любит свою эфиопскую семью, с которой он воюет и постоянно, всю оперу ноет: бог (?), избавь меня от этой боли. Слушать противно. И - БОГ? Это во временя-то язычества? В первый раз слышу, что в тогдашней Эфиопии было единобожие.
Едем дальше. Парадные одежды дочери фараона в данной постановке больше напоминали парадное облачение православных патриархов: ну не было таких одежд в Древнем Египте! Достаточно посмотреть даже школьный фильм об этом времени и этой стране. Не было и шлейфов, которые бы таскались за одеждой: в Древнем Египте было слишком жарко для такой одежды, и слишком пыльно для шлейфов, которые от песка и камней приходили бы в негодность через часа два носки. Исида не была защитницей Египта (который, кстати, состоял из двух объединенных государств - Верхнего Египта и Нижнего Египта). У Исиды была своя миссия: она покровительствовала женщинам и матерям, но никак не всему Египту целиком! "Возложим венки победителям и украсим оружие цветами" - ну прямо хиппи! Украшение цветами и венки - это совершенно не в стиле Древнего Египта!
На знаменитой увертюре "Аиды" - парадный выход (не знаю, правильно ли назвала сей музыкальный отрывок) актеры, игравшие фараона и его дочь  спустились со сцены в зал и по ступеням поднялись на анфиладу. Поскольку я сидела недалеко, мне было отлично видно - на расстоянии вытянутой руки. В это время на сцену выкатилась парадная колесница в стиле древних римлян. Насколько я помню, в Древнем Египте не были приняты парады такого рода. Даже в Древней Греции. Подобная помпезность, бахвальство и самовосхваление пошли из Древнего Рима. Шок вызвали объятия военачальника с фараоном. В Древнем Египте? да за это казнить могли! И в средневековой Европе прикосновение к священной особе королевского тела и его семейства считалось преступлением. Редко кто отделывался ссылкой. даже дворянам полагалась казнь. А тут - Древний Египет! Обалдеть! Но дальше - больше: Радамес прилюдно целовался с дочерью фараона! Да он вообще не должен был рядом там стоять!
Меня разобрал смех, когда зашла речь о милосердии фараона. Ну чисто современная трактовка! Фараон не был милосерден никогда. Он мог быть МИЛОСТИВ. Что есть огромная разница. Милосердие - понятие христианское. А христианство появилось гораздо позже. Отдать в жены полководцу дочь царя - ну прямо сказка про Иванушку-дурачка! "И Василиса и пол-царства в придачу!". Военачальник женился на дочери фараона только тогда, когда сам захватывал трон, а вовсе не с благословения отца. Отец мог благословить на брак только с человеком своей семьи. Я уже упоминала про чистоту крови. Да, вырождение. Но таковы были обычаи в Древнем Египте.
После антракта второе действие началось со странных декораций: весьма напоминало морское дно. Ну чисто "Садко" с лотосами! Синие тона на дне, ступени в ракушках в глубине, мерцающий свет - как будто солнце светит сквозь толщу воды на дно. И - скелеты огромных животных. Вот что они должны означать? По крайней мере, это мне показалось, что то были скелеты. Отец Аиды по ходу действия приволок еще один. Опять-таки - зачем? Его одеяние было похоже на старую тунику и хламиду древних греков и римлян. Хотя, насколько мне известно, и эфиопы, и древние египтяне такого не носили вовсе. Аида же была одета в полупрозрачную хламиду утопленницы - так в фильмах изображают русалок или этих самых утопленниц.
Объяснение Радамеса и Аиды проходило в странной постановке: оба стояли ниже основной сцене, опущенные по отношению к ней по пояс. Что это должно означать? Нравственное падение? Ибо именно в этой сцене, которую предварял уговор отца Аиды склонить Радамеса предать Египет ради любви к ней, Аида уговаривала Радамеса бежать с ней в Эфиопию и помочь Эфиопии разбить Египет. Появление отца Аиды привело радамеса в чувство. А явление дочери фараона со стражей (должна была бы быть стража, но дочь фараона привела жрецов - смешение всего со всем, мамадарагая...) означало, что Радамеса поймали и будут судить за предательство. Очень развеселил свадебный наряд дочери фараона: некая полупрозрачная белая хламида с капюшоном. Откуда только выкопали подобное одеяние?
"Жрец, я в твоей власти" - слова Радамеса. Занавес. Тьма. Шумит вентилятор. Тишина. Гробовое молчание.
Минуты через две тишины занавес поднялся. Те же декорации, но на заднем их плане стена с иероглифами, которая должна была бы означать древнеегипетскую тюрьму. Но! Иероглифы в тюрьме??? Дочь фараона на подиуме посередине сцены  мается от ревности и любви. Фараоны или дочери фараонов не допрашивали преступников, пусть и бывших верховных военачальников. В Древнем Египте у фараонов были совершенно иные функции. А допросами занимались те, кого он для этого предназначил. А тут еще дочь фараона хлещет Радамеса! Дочь фараона! Семье фараона с рождения прививали невозмутимость на людях и каменное спокойствие. А тут - прямо африканские страсти!
Когда Радамеса приговорили, ему явился сияющий ангел! Ага - в Древнем Египте! Ангел, который проводит его на небеса, где прекращаются страдания! Кто писал подобную чушь? Я о тексте, а не о музыке. Подобная религиозная экзальтация присуща христианству. В Древнем Египте после смерти человек попадал в совершенно другое место. И без сопровождения ангелов.
ПО приговору Радамеса замуровали в склепе. Интересная трактовка. Как и у меня вызвало смех то, что ему Исида отворяет небеса. Я уже упоминала - у Исиды другая миссия. А отворенные небеса - иная религия, к Древнему Египту не имеющая отношения. По ходу смертного бреда Радамеса ему является дочь фараона. Которая вместе с ним хочет отправиться на небеса. Я так и не поняла: это радамес бредил, или дочь фараона реально проникла (КАК???) к замурованному Радамесу, чтобы умереть с ним? И если "все умерли", то причем тут Аида? Почему опера была названа ее именем? В ходе действия она появлялась эпизодически. Главными же были Радамес и дочь фараона. Может, таково было режиссерское решение, а Верди писал несколько иное? Не скажу. Я видела то, что видела.
Как итог: я была в истерике от христианизации Древнего Египта и извращения его обычаев, полного непонимания сути жизни в Древнем Египте, но в восторге от прекрасных голосов и музыки. Не устану повторять, что опера была прекрасна, если бы не куча ляпов по сюжету.
Я благодарна своему знакомому за подобный вечер - никогда так не смеялась! Хотя, вроде, опера серьезная. Сюжет должен был быть трагичным: любовный треугольник, предательство, казнь и смерть влюбленной. Да, трагично, но так смешно!
Могу только повторить то, что сказала вначале: готова к оскорблениям и ненависти в свой адрес. Ибо рассматривала эту оперу как обычный человек. А не как восторженный поклонник Дж. Верди. Мне не свойственно даже в своих любимых авторах, певцах или группах видеть один нимб без недостатков. Вижу. Но не считаю нужным отрицать. Тем более, отрицать и не замечать в данном случае.
Фото мои личные
После оперы обследовала места общего пользования. Как обычно. Оформление - шахматная композиция: черно-белая плитка. В глазах зарябило. Чистота, блеск и просторные кабинки. В "предбаннике" - банкетки. Короче, я офигела.
Вечер не закончился резким отъездом по домам. Но это уже другая история. Которую рассказывать я не буду.


Рецензии