О романе Александра Бушкова Крючок для пираньи
Стала выбирать из двух популярных авторов Дарьи Донцовой и Александра Бушкова. О ком бы написать. Выбрала Александра Бушкова. Ткнула, пальцем, не глядя, на книжную полку, попала на роман «Крючок для пираньи». Я роман читала, но, как это сейчас принято читать детективы, «по диагонали». Чтобы написать критический разбор произведения, естественно, его необходимо прочитать вдумчиво, сосредоточено, не пропуская ни одной строчки. Прочитала… Но не все поняла. Стала читать снова с карандашом в руке, конспектируя ключевые моменты, и вдумываясь в сюжетные повороты.
Первым делом расшифровала, что город Тиксон – это поселок и порт Диксон. Хоть Александр (Бушков) и предупредил, что города Тиксона никогда не существовало, что и является чистейшей правдой. Но оказалось, что Диксон – это прообраз города, который описан в романе. Установить это было легко, зная историю войны с немцами и, конкретно, ее эпизод с нападением на Диксон могучего гитлеровского морского пирата линкора «Барона Шеера». Диксонцы тогда в 42 году отразили его нападение, хоть и были велики потери. Но суть не в этом, а в том, что мне удалось установить место действия романа с точностью до градусов широты и долготы. Упоминающийся в романе город Шантарск, тоже удалось вычислить. Отмерив от Диксона полторы тысячи километров на юг я попала прямо на город Красноярск, а сопоставив характеристику реки Шантары с известной сибирской рекой я вычислила, что речь идет о реке Енисее. Следует сказать, что в романе Александра город Шантарск так замечательно описан, что люди уверовали в его существование и в Интернете появилось описание сибирского индустриального города Шантарска с указанием численности населения, количества примышленных предприятий и другими характеристиками. Это замечательно - воссоздание такого замечательного города при помощи замечательного литературного произведения. Но это предисловие. Наше дело восхититься детективным сюжетом, оценить его и понять что к чему.
Начнем с того, что в действие романа участвуют следующие силы: «зеленые», военные, пограничники, местная милиция, неорганизованные народные массы, организованные криминальные силы из местных, зашифрованные представители иностранных государств, еще какие-то тайные силы и еще команды двух кораблей и милитаризованный десант на необитаемом острове. В опасной близости к этим силам – замаскированная под научную экспедицию группа из центра (страны) во главе с майором Кацубой и подчиненным ему капитаном первого ранга (что соответствует полковнику) Кириллом Мазуром. Ого! – Скажете вы – Знакомая личность!- Знакомая и легендарная, но об этом позже. Вся группа имела чужие имена и документы, каждый талантливо играл свою роль, выполняя поставленную задачу (Родины).
Закрутился захватывающий сюжет – от книги не оторваться. Но… Еще не развернулись события романа, а уже трагедия – погибает одиннадцать человек рыболовецкого сейнера от неизвестной причины, следом двое погибших – водолаз и аквалангист. И пошло - убийство за убийством. К концу повествования сбиваюсь со счета – сколько убитых людей. Автор употребляет другую терминологию – убитых людей он называет «трупами». Еще говорит: «штабеля трупов». Как читатель – я против, как литературный критик, хоть и начинающий, категорически против такого количества смертей во имя туманно обозначенной цели. Что подумают о нас потомки, которые будут изучать литературу нашей эпохи. А мы ведь не такие уж кровожадные на самом деле. Я так считаю. В романе убивают запросто: пулей в затылок или грудь, «заточкой» под ребра, ударом по голове, чем попало, а под конец топят корабль («Морская звезда») со всем экипажем, и с теми, кто на борту. Финалом должна бы быть гибель, при помощи отравления ядовитым газом, туристов вместе с командой и обслуживающим персоналом, лайнера «Федор Достоевский», идущего на север от Тиксона в увеселительную прогулку. Но тут-то и вступают в действие главные героические лица романа – легендарные агенты контрразведки подполковник Мазур и майор Кацуба… Завязав бой, вынужденно застрелив несколько человек, они срывают план захвата лайнера «Федор Достоевский» пиратским сейнером с ёмкостями отравляющего газа на борту. Конец боя в романе не описан. Раненный в голову Мазур – на грани потери сознания, но ему кажется, что на горизонте – прожектор сторожевого катера. Так мы и не узнали из романа – удалось ли злым силам отравить туристов, на две трети иностранцев, их обслугу и команду корабля «Федор Достаевский», что сталось с самими отравителями, с главными героями Мазуром и Кацубой и их сторонниками. О том, что Мазур остался живой, узнаем из следующего романа серии - «Возвращение пираньи». Подоспевшие пограничники, при помощи ватки с нашатырным спиртом и марлевой повязки вернули к жизни главного героя – Мазура, и он снова готов выполнить любое задание Родины.
Захватывающие, леденящие кровь события романа, несколько раз прерываются описанием романтических встреч главного героя с женщинами, причем, с разными. И не потому, что он легкомысленный или морально не устойчив, а таков приказ, так нужно для выполнения главного задания. Сам же Мазур, при этом, весьма сокрушен, но что делать, таково задание… С девушкой Светой, членом группы, свидание в номере гостиницы, оборудованном подслушивающим устройством, происходит с целью внушить противоборствующей стороне, что Света – «шлюха», а Мазур – «кобель». Так надо, и они выполняют приказ, но Мазур чувствует угрызение совести. Встречаясь по приказу командира с красавицей Катюшей, заведующей местным краеведческим музеем с целью завести с ней близкие отношения, Мазур обзывает себя «скотиной»… А за связь с администраторшей гостиницы Фаиной, покаянно называет себя «распоследней сволочью». Четвертая и последняя в романе близкая связь Мазура с женщиной происходит на борту лайнера «Федор Достоевский» в преддверии схватки с нешуточным тайным врагом. Героиней порочной связи является путешествующая на корабле туристка – миллионерша из Южной Америки донья Эстебания. Остроумный и озорной монолог доньи занимает несколько страниц. На этот раз Мазур о своем моральном облике ничего не сказал, не было времени, он торопился вступить в схватку с противником. На каждый из скоротечных «романов», своего героя автор отводит по доброму десятку страниц. На мой взгляд, эти страницы выглядят инородными телами в героическом и замысловатом повествовании. Может быть, Александр (Бушков) отдает дань современной моде писать об этом, может быть, он думает, что читатель любит «пикантные подробности». А вот он не подумал о том, что скажут потомки…. Если, конечно, наши произведения доживут до «светлого будущего».
(От автора. Скрывать не буду. За это мое «критическое произведение» досталось по первое число от поклонников Александра Бушкова. Что «дураком» обзывали, это полбеды. Издевались, как хотели. Двое, правда, сказали, что «хорошее эссе», но с оговоркой. Сам Александр Бушков сказал: «Забавно». И больше ничего не добавил. Что он имел в виду? Ну, извиняюсь, если что не так. Больше не буду).
Свидетельство о публикации №222112801721
Дмитрий Трубин 1 07.02.2023 20:51 Заявить о нарушении
Буду ждать улучшенный вариант этого интересного содержания.
Николай Хребтов 03.05.2023 02:38 Заявить о нарушении