Как любить ребёнка?

    Продолжаю читать книгу Януша Корчака "Как любить ребёнка? ". Читаю и удивляюсь всему написанному. Из любопытства даже прочитала его биографию. Я. Корчак "писал эту книгу в полевом госпитале под грохот пушек, во время войны; одной терпимости было мало. " Детский доктор, учитель, психолог, воспитатель и защитник детей, вместе со своими воспитанниками он отправился в газовую камеру. У него не было своих детей, но он ребёнка знал и понимал даже лучше его матери. Причём всех детей сразу. Так описать мир ребёнка с первых дней жизни и до состояния взрослого, осознанного Человека, это не всем дано, а только тем, кого это волнует, интересует и кто задаёт массу вопросов на эту тему.
   
     "Мы не можем изменить свою жизнь взрослых, так как мы воспитаны в рабстве, мы не можем дать ребёнку свободу, пока сами мы в кандалах", - и это можно сказать и сейчас про нас и наших детей. Мы так и не вырвались на свободу сами и дальше загоняем себя и наших детей в цифровое рабство.
Корчак сказал всем взрослым, которые стали работать вместе с ним: «Не может воспитывать других тот, кто не воспитывает самого себя» и этим высказыванием покорил меня.

       "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут, не раз следя увлажненным взором за борьбой ангела с Сатаной, где светлый ангел побеждает".

      Я редко использую цитаты в своих рассказах, а тут читаю с карандашом в руках и подчеркиваю то, что привлекло моё внимание или мне созвучно. Я уже читала эту книгу, когда мои дети ещё были маленькие, я выписывала тогда серию "Педагогика" общества "Знание" и тогда я познакомилась с методом воспитания семьи Никитиных, с Янушом Корчаком, Шалвой Амонашвили и многими другими авторами, но со временем всё затирается, забывается и получается по второму кругу иду и как будто заново всё читаешь и воспринимаешь уже с высоты своего опыта и познания,  а тут ещё свои внуки пошли и дети меня окружают, их проблемы и я пытаюсь в чём-то разобраться.
   
     "Жизнь воплощает мечты, из сотен юношеских мечтаний лепит одну статую действительности", - подчеркнула я эту цитату, так как невольно стала участником конкурса " Всё начинается с мечты".
   
     "Потрясающе одиноким может быть ребёнок в своём страдании", если б только ребёнок, мы по сути в страдании все одиноки, но мы, взрослые, уже имеем опыт этих страданий и научились с ними жить, их переносить, а у ребёнка этого опыта нет, он только начинает его приобретать и потому реагирует часто неадекватно. "Ребёнок хочет, чтобы с ним обходились серьёзно, требует доверия, советов и указаний. Мы же относимся к нему шутливо, безустанно подозреваем, отталкиваем непониманием, отказываем в помощи". Разве не так? Всё повторяем и идём по одному сценарию, у нас проблемы - да, а у ребенка так - одни шалости. А может это мы шалим, а ребёнок вот именно живёт, а мы тут со своими шалостями бесконечными портим ему жизнь, учим его своим хитростям, а называем это премудростями жизни.

      "Ребёнок не может думать  "как большой", но может по-своему, по-детски вникать в серьёзные проблемы взрослых; недостаток знаний и опыта заставляет его мыслить иначе".
" Душа ребёнка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить. "
"Мы находимся во власти иллюзии, что ребёнка может долго удовлетворять блаженное мировоззрение, где всё просто, добро и разумно, что сумеем утаить от него наше незнание, слабость, противоречия, поражения и падения - и отсутствие формулы счастья".
" Опыт нескольких неуместных вопросов, неудачных шуток, выданных секретов, опрометчивых излияний учит ребёнка относиться ко взрослым как к прирученным диким зверям, на которых никогда нельзя вполне положиться "

     "Жизнь ребёнка не рай, а драма".
" Многочисленные игры ребят - работа".
"Игры не столько стихия ребёнка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу  Лишь в играх ребёнок чувствует себя до некоторой степени независимым. Всё остальное - мимолетная милость, временная уступка, на игру же у ребёнка есть право. "
" Ребёнок обращается к игре поневоле, спасаясь от злой скуки, прячась от ужасающей пустоты, скрываясь от холодного долга. Да, ребёнок лучше уж будет играть, чем зубрить грамматические правила или таблицу умножения. "
"Сколько в ребячьих играх горького сознания недостатков подлинной жизни, сколько мучительной по ней тоски! "

      "Ребёнок - это сто масок, сто ролей способного актёра. Иной с матерью, иной с отцом, с бабушкой, с дедушкой, иной со строгим и с ласковым педагогом, иной на кухне и среди ровесников, иной с богатыми и с бедными, иной в будничной и в праздничной одежде. Наивный и хитрый, покорный и надменный, кроткий и мстительный, благовоспитанный и шаловливый, он умеет так до поры до времени затаиться, так замкнуться в себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях".
" Я не могу здесь в нескольких десятках строк развить тему (это относится ко всем затронутым в книге проблемам). Моя задача - пробуждать бдительность... "
    
       Вот именно - пробуждать бдительность. У меня ещё много в запасе цитат из этой книги, может быть я ещё к ним вернусь. Но я же люблю всё излагать своими словами, своим пониманием, домысливать своими мыслями. Как любить ребёнка? Да просто любить его, обнять, поцеловать, улыбнуться и поговорить по душам с доверием и с искренностью, а не надевать на себя сто масок, иной дома, иной на работе, иной с женой или с мужем, с соседом, на улице и. т. д. Ребёнок всё видит, ведь он тоже за нами наблюдает, он изучает жизнь  и нас с вами. А мы часто откупаемся и просто убегаем в работу, в себя или ещё куда-то. Нас так приучили, специально приучили, чтобы ребёнок рос сам по себе, подчиняясь общепринятым нормам и правилам, прописанным в системе образования, в системе рабства, где и мы рабы, а не свободные люди.
     28.11.2022 г. Тольятти


Рецензии
Добрый день, Елена! Очень верно написали! Думаю, что не надо задаваться вопросом правильно ли ты любишь, а просто любить! Даже если дети уже взрослые просто обнимать и целовать при встрече, да ещё каждое утро молится за своих детей, это даёт им защиту и тебе уверенность, по себе знаю у меня детей двое. Молитва :
" Пресвятая Богородица, владычица душ наших, спаси и сохрани под сенью твоего покрова, чад моих (имена). Спаси их: от поступков нечестных, от злых глаз, от врагов видимых и невидимых, от бед, от междоусобной брани, от болезней и внезапной смерти. Даруй им знания и радость жизни, чистоту помыслов и крепость духа. Будь им стеной нерушимой! Сама их благословляю и твоему владычеству вручаю. Аминь."

Ольга Сангалова   02.12.2022 10:01     Заявить о нарушении
Благодарю, Оля! Прекрасная молитва! 😍🙏❤

Елена Разум   06.12.2022 03:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.