Счастье

      В одной стране жил молодой шехзаде, сын султана. Рос он в достатке, был окружен заботой, и особенно усерден был в учениях. Все ему хотелось постигнуть. Во всем преуспеть. И вот, из Англии был выписан ему учитель - профессор философии, математики, и естествознания. Долгие годы провел профессор с молодым шехзаде. И когда пришло им время расставаться, спросил молодой шехзаде учителя:
- Ты научил меня многим науками, математике, физики, химии, биологии и философии. Но один вопрос мне остался не ясен, что такое счастье?
-Счастье, - сказал профессор,-  это… competence. Оно есть субъективное чувство удовлетворенности. Надо лишь развить в себе, эту competence, умение радоваться. Представь, что у тебя нет руки… А теперь представь, что тебе искусно ее приставили. Пошевели пальцами и почувствуй радость, которую ощутил бы ты, будь ты чудом исцеленным калекой. И будь счастлив.
- Да, сказал шехзаде, пошевелив пальцами, кажется, я чувствую, что счастлив...
- Теперь, - сказал профессор,-  подойди к окну, закрой глаза и представь, что солнце погасло, и тьма великая наступила навечно, прочувствуй это горе, пропитайся им. Открой глаза и возрадуйся солнцу! Будь счастлив.
Так и сделал шехзаде и сказал:
- Да, кажется, я счастлив.
- А теперь, выдохни, задержи дыхание сколько возможно, представь, что воздух исчез и нечем более дышать. Шехзаде повиновался.
- А теперь, вдохни полной грудью, почувствуй ароматы цветов, горных лугов и теплого моря. И будь счастлив!
- Да, кажется, я вполне счастлив. - вдохнув молвил  шехзаде.
Расплатился  шехзаде со своим учителем и стал жить в мире и согласии с собой и миром. Богатсво, достаток, красивая природы, изящные женщины окружали его, звуки музыки, картины и умные книги услаждали его душу и разум. Радость, покой и гармонию излучали его глаза. Но все же, временами какая-то неизъяснимая тоска сжимала его сердце, и не могли ее утешить ни богатство, ни наложницы, ни музыканты, ни живописцы, ни премудрые книги. Тогда брал он трость и шел в горы навстречу ветру, солнцу траве и небу. И вновь обретало его сердце покой, но лишь на какое-то время.
  А неподалеку от его дворца жила пастушка. Она часто пасла овец и коз на склонах тех же холмов, где гулял  шехзаде. Она видела его то грустным, то радостным. Девушка полюбила его. Когда видела она его радостным, ей самой становилось радостно. Когда видела его грустным, она мысленно утешала его. Образ его стал ее постоянным спутником. С ним она беседовала, с ним она любовалась закатами и рассветами, в его объятиях проводила ночи.
И вот однажды  шехзаде зашел к ней и попросил молока. Девушка подала ему молока.
- Спасибо тебе, красавица, скажи, чем я могу отблагодарить тебя?
- О, прекрасный юноша, - сказала пастушка, - я часто вижу тебя на этих холмах, я не знаю как это случилось, но я полюбила тебя, полюбила всей душой. За один миг с тобой, кажется, я отдала бы всю свою жизнь. И всей жизни мне было бы мало, проведи я ее с тобой рядом. Обними же меня.  Шехзаде обнял девушку.  Переполнявшее ее чувство захватило юношу, он склонился и поцеловал ее.
Всю ночь девушка не спала. Она лежала на груди любимого, слушала его дыхание, удары его сердца. Слушала звуки ночи. И желала только одного, что бы эта ночь никогда не кончилась.
Но вот солнце показалось из-за горы и осветило изумрудный склон, белые комочки овечек и небольшой шалаш, где спал  шехзаде. Склонясь к нему на него смотрела девушка. Она ласкала своим взглядом, каждую его черточку. То ей казалось, ничто не существует кроме этого юноши. То мир опять появлялся в ее сознании во всем своем величии и великолепии, и казалось весь этот прекрасный и чудесный мир существует чтобы окружать ее и его. Она смотрела на него, ее грудь вздымалась и опускалась в такт его дыханию. Она была им, он был ею, они были всем миром, весь мир был ими. Все было сказочно прекрасно. Каждая секунда была вечностью, вечность была мгновением.
И вот  шехзаде открыл глаза, увидел лицо девушки и улыбнулся ей.
- Доброе утро. - сказал юноша.
- Доброе утро, милый.  Хорошо ли тебе было этой ночью со мною? - спросила девушка.
- Да, хорошо. - ответил юноша.
- Счастлив ли ты?
Юноша закрыл глаза, минуту помолчал, пошевелил пальцами рук и ног, встал, откинул полог шалаша, посмотрел на восходящее солнце, ощутил его тепло и свет, глубоко вдохнул, почувствовал свежесть и тонкий аромат горного воздуха, медленно выдохнул…
- Да, я счастлив. - сказал он. - Знаешь, один ученый человек научил меня этому, научил быть счастливым каждым вдохом. Хочешь, я научу тебя?
Девушка закрыла глаза, медленно-медленно вдохнула, расширив до предела свои легкие, ее пальцы медленно распрямились, затем медленно сжались. Медленно она отодвинула свое лицо от солнечного света в тень,.. и тихо заплакала.


Рецензии