Бельканто в Мариинке набирает обороты! Дон Паскуал

  Бельканто в Мариинке набирает обороты!

"Дон Паскуале", опера Доницетти, концертный зал Мариинского театра, 26 ноября 2022 года

Бельканто в Мариинке явно набирает обороты! Вчерашний "Дон Паскуале" в концертном зале тому явное доказательство. Блистательно прозвучала эта бурлящая весельем виртуозная и невероятно сложная для исполнителей опера Доницетти! Молодые солисты Мариинского театра уже со дня премьеры постоянно демонтрируют в ней высочайшее мастерство прекрасного пения и умение сочетать его с яркой актерской игрой и почти цирковыми трюками! Получается очень веселый спектакль, с забавными персонажами, комическими ситуациями и беззлобными шутками! Столько в этом представлении зажигательной энергии, жизнерадостности и куража! Но главное - какое потрясающее пение! И оно становится все виртуознее, красивее и выразительнее от спектакля к спектаклю!
И музыка не перестает радовать!
В опере "Дон Паскуале" всегда поют хорошие певцы, но вчера пели одни из лучших.
Дирижер – Гурген Петросян.
Дон Паскуале – Магеррам Гусейнов.
Доктор Малатеста – Ярослав Петряник.
Эрнесто – Борис Степанов.
Норина – Антонина Весенина.
Карлотто – Олег Балашов.
Магеррам Гусейнов, недавно награжденный премией "Онегин" за дебют в роли дона Паскуале, снова представил нам комично немощного, но неунывающего, деятельного и доверчивого господина не первой молодости, которому вздумалось жениться на склоне лет. Видно, спокойная жизнь ему надоела. Он смешно пререкался с племянником Эрнесто (Борис Степанов), забавно деловито выведывал подробности о своей будущей невесте, псевдосестре доктора Малатесты (Ярослав Петряник), вдохновенно пританцовывал под свою вальсообразную каватину, уморительно знакомился с прикидывающейся скромницей Нориной (Антонина Весенина), изображающей невесту Софронию, комично и трогательно ссорился со своей псевдоженой, пытаясь поставить ее на место и отправить восвояси. Буффонада у Магеррама Гусейнова получается отменно! Но образ его героя при этом отличается цельностью, естественностью и психологической достоверностью. Какая мимика, какое богатство характерных старческих движений! Шаркающая походка, дрожащие руки, негнущаяся спина, плохо слушающиеся ноги. Откуда что берется?
И все это не в ущерб пению! Вокально титульная роль в этой опере исполняется им блестяще! Со всеми важными для бельканто атрибутами - энергичными кабалеттами, скорострельными скороговорками, красиво пропеваемыми речетативами, долгими ферматами, впечатляющими репризами. Прекрасное пение!
То же можно сказать и про вокал Бориса Степанова в роли шустрого племянника Эрнесто. По большей части лиричная партия его персонажа изобилует теми же и другими характерными чертами бельканто. В ней слышны и вариативность темпа, и задержки, и ферматы, и портаменто ("подъезды" к нотам), и ритенуто (замедление темпа). Все это не прописано в нотах, но есть в традициях белькантового исполнения, о чем сейчас часто забывают. Специалисты говорят и об определенных
правилах исполнения восходящих и нисходящих портаменто, их длине и интервалах "подъезда", которые в значительной мере зависят от эмоциональной окраски пропеваемого текста. Борис Степанов показал в партии и свой прекрасный лирический тенор и умение исполнять белькантовые оперы. Чарующая серенада в саду, а потом завораживающий дуэт с Нориной в третьем действии, виртуозная ария "Рухнули светлые мечты" и ее продолжение "Был друг у меня, друг милый" прозвучали очень выразительно и эмоционально. Актерски роль Эрнесто тоже удалась Борису Степанову.
Конечно, самая головокружительно виртуозная партия досталась по законам белькантовых опер сопрано в лице Норины-Софронии (Антонина Весенина). Вокальное мастерство певицы позволило нам услышать наиболее сложные особенности бельканто. Исполняемые в быстром темпе кабалеты (быстрые части арий), репризы (повторения), которые всегда должны повторяться с вариациями (или собственными певца, или заранее написанными), изобилие вставных нот и пассажей. Могут меняться и каденции (типичные гармонические обороты, завершающие арию или ее часть), по желанию певца или дирижера. У Антонины Весениной все эти фигуры высшего вокального белькантового пилотажа прозвучали легко, изящно, красиво! Умопомрачительно высокие вставные ноты радовали округлой мягкостью, аккуратностью, отсутствием форсирования звука! А это одно из главных требований к белькантовому пению - недопустимость форсирования. Блестяще в этом смысле было исполнено финальное рондо! Оно просто искрилось вставными нотами, фиоритурами, колоратурами, вариативностью повторов и прочими типичными для бельканто вокальными украшениями! Не часто удается слышать такую вокальную красоту и роскошь!
Немного временами выбивался из этой белькантовой мягкости и звуковой сдержанности Ярослав Петряник (доктор Малатеста), но в целом он звучал весьма достойно, и здесь слышно, что его исполнение с каждым очередным спектаклем все более приближается к традициям бельканто.
Оркестр под управление Гургена Петросяна звучал мягко, лирично и в большинстве случаев был прозрачен, давая возможность слышать нефорсированные голоса певцов.
Все это не может не радовать. Ведь в Мариинке на подходе и другие белькантовые оперы. Уже запланировано исполнение с оркестром первых двух действий "Гугенотов" Мейерера, стоит в афише концертное исполнение "Нормы" Беллини.
Единственное, что удивляет, что вместо недавно восстановленного очаровательного спектакля Юрия Александрова "Дон Паскуале" в стиле комедии дель арте, с милым балетом и пасторальными декорациями, вчера зрителям предложили полусценическую версию в концертном зале. А ведь зал был полон, опера публике нравится. И овации после спектакля были мощными. Может, к публике еще вернется полноценная версия спектакля на исторической сцене Мариинского театра? Хочется, верить.


Рецензии