Новогодние праздники в нашем детстве

на фото моя семья у ёлки - автор в центре, в ползунках

Иногда мне кажется что со временем моего детства столько лет прошло а иногда что всё было вот только вчера. Спросили тут в одной из статей на дзене, в какое время я хотела бы вернуться, и я задумалась, вспомнив заодно «Горячий камень» Гайдара.
Да нет, вернуться мне, пожалуй, не хотелось бы, а вот вспомнить, посмотреть, как кино - например Новый год начала восьмидесятых…
Подготовка к нему начиналась ещё задолго до зимних каникул, и что самое интересное, на школьных уроках. Серьёзно, в любом предмете чувствовался его приближение: на русском мы писали диктант про ёлку; на математике считали уже не ящики и саженцы, а бумажные снежинки и ёлочные шары; на чтение читали «Снежную королеву», «Двенадцать месяцев» или «Чук и Гек»; на рисование изображали ёлочный шарик на хвойной лапе; на пении вопили мартовскими котами: «Ёлочка-ёлка, лесной аромат».
Но больше всего новогодняя тематика начинала звучать для нас на урок труда, где мы делали самодельные игрушки для школьной ёлки, украшения класса и себе домой, кто хочет: хлопушки, фонарики, снежинки. Очень интересные шарики получались из открыток. Клеили цепи из цветной бумаги – особенно ценилась блестящая разноцветная фольга.
Потом, уже прямо перед каникулами, мы украшали класс и актовый зал – в его роли у нас выступал холл второго этажа или спортзал, потому что специального помещения в нашей школе не было. Кстати. это было превесело. Троечники подбирали последние «хвосты», и учителя сидели с ними в классных кабинетах, а безнадзорный отличники уже откровенно валяли дурака. Но и дело делалось: из тонкой бумаги вырезали снежинки наклеивали их на стёкла, делились особыми приёмами оригами, чтобы получались гирлянды – до сих пор помню, как это делается, лепили к масляной краске изолентой – скотча не было – станиолевую метель. Ёлку составляли из нескольких, была у нас специальная такая конструкция, которой безраздельно правил физрук Виктор Алексеевич.
Конечно. школьные игрушки ежегодно бились, поэтому для школьной ёлки частенько притаскивали свои. Не самые, конечно, любимые, и не самые интересные. Но и не стоили они тогда целого состояния, надо сказать. хотя – проклятый дефицит – не слишком свободно и продавались. У нас, например, были ещё бабушкины игрушки из папье-маше, фольгированные рыбки, но и новых было много интересных фигурок – например, пятнадцать человечков в национальной одежде, сделанных из стекла - набор «Пятнадцать республик», стеклянные фрукты, овощи, персонажи сказок – был целый набор из «Оловянного солдатика» Андерсена, правда, сохранились только лебеди, очень красивые тонкие витые сосудьки, колокольчики. На верхушку цепляли звезду, похожую на рубиновые звёзды кремля, с подсветкой. Кстати, у нас была очень интересная гирлянда - папа с мамой в первый год совместной жизни сами её изготовили из маленьких лампочек, соединённых проводами и окрашенных цветным нитролаком. Больше ни у кого я таких не видела - они горели разноцветным, но очень мягким, даже таинственным светом: сиреневым зелёным жёлтым и красным, красиво подсвечивая блестящие игрушки.
А перед праздником мама затевала в квартире генеральную уборку – бр-р, с детства помню этот аврал, я такого не терплю, убираюсь, так сказать, в повседневном режиме.
Ну, и припасы вкусненького. Изобилия не было, фрукты стоили по сезону, поэтому яблоки и мандарины «к Новому году» прятали в холодильник, обернув бумагой. Как и шоколадные конфеты. Кстати, холодильник был у нас маленький, и мотолыга, утка или рыба в авоське вывешивалась за окно на мороз – так многие делали. Это сейчас можно пойти и купить всё за час, да ещё в готовом виде, но, знаете, как пел некода Булат Окуджава « за это нам и перепало на грош любви и простоты, а что-то главное пропало». Ровесники меня поймут.
Но я отвелеклась. Дальше: в школе планировался праздничный утренник, для младших – утренник,для старших – вечерник. Утренник – там всё понятно, там программу продумывали взрослые, малышам была одна забота, примерять сделанные мамами костюмы, топать-хлопать и получать свои конфеты. А вот вечера старшеклассников мы делали сами: приносили свои магнитофоны с записями, перезаписывали музыку так, чтобы получилось музыкальное сопровождение, писали пьесу, шили костюмы, играли пьесу. Ваша покорная слуга, обладая каким-никаким писательским даром, эксплуатировала его по полной. Иногда нам не хватало чувства меры, и представление резонировало маленьким скандальчиком с директором – например за рекламу спиртного и сигарет в песенке саблезубых тигров в «Маугли и снегурочка» или намёк на завуча в пьесе «Тридцать восемь новогодних попугаев».
Потом начинались каникулы. На центральной площади вырастал снежный городок со скульптурами, крепостями и горками. Насчёт скульптур: вроде бы, таким образом сдавало курсовые художественное училище. Лёд для крепостей вырубали на Волге и привозили на грузовиках. Подсвеченные вмороженными лампочками эти ледяные крепости были чудо, как красивы по вечерам.
Ну а горка – горка была знаменитая. Это ж фантастика, сколько голов на ней поразбивали, играя в «Царя горы» - и ни одного суда, ни одного по-настоящему тяжёлого случая. Начилнали работать катки, по ним раскатывали наряженные в маскарадные костюмы затейники, на точках у ёлок спонтанно устраивали хороводы с малышнёй, катали на пони, награждали за победу в конкурсах и викторинах леденцами на палочке или дешёвенькими игрушками.
Потом ёлки по билетам – в «доме офицеров», в цирке, во всевозможных клубах и домах культуры. Самые шикарные спектакли с живой музыкой и оригинальным сюжетом давала филармония. Путёвки на такие ёлки ( с подарками) распространяли профсоюзы. За каникулы я обычно бывала на двух-трёх ёлках и непременно в цирке.
Ну и. наконец, просто во дворе. Мы наряжали воткнутую в снег ёлку – купить такую на ёлочном базаре было не особо дорога, нам хватало карманных «в котёл». В ход шли конфетные фантики, те же склеенные на уроках труда цепи, случайные предметы, вроде перегоревших лампочек, раскрашенных масляной краской или завёрнутых в фольгу. Хороводов не водили – нравился просто сам процесс украшения. Заливали каток. Строили крепость и устраивали её штурм. Ну и, конечно, кино – без этого никакие каникулы не обходились. А вечером кататься с крутого склона выкопанного ещё по осени котлована. В общем, когда в конце дня мальчишка или девчонка появлялись дома, их одежда щетинилась сосульками и звенела, физиономия пунцовела от мороза, от них валил пар, снег вываливался комьями из карманов и ботинок, растрёпанная коса свешивалась на пальто, тоже в сосульках, а где теперь его варежки, шарф и один носок, школьник затруднялся ответить. Впрочем, на следующий день вчерашние сокатальщики, случалось, приносили владельцу и варежки, и шарф и даже носок.
Вот как-то так мы проводили время новогодних праздников в моём уже теперь далёком советском детстве.


Рецензии