Ранние славяне - без мифов и легенд

     Проблема этногенеза славян старая, сложная и далека от окончательного решения. (Л. Л. Зализняк)

     Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии. (А. Бирс)
      

     Тем временем на историческую арену выходят славянские племена, издавна занимавшие благодатный природный «резервуар» между Карпатами на западе и Средним Приднепровьем на востоке. Его северной границей были болота Полесья, а южной – беспокойное Дикое Поле. Нашествие гуннов имело для славян как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, оно помогло им освободиться из-под власти готов, с другой – нанесло сильный удар по славянским оседлым поселениям в южной части лесостепи, уничтожив значительную часть из них.

     В сообществе историков нет единства по поводу прародины славян. Существующие мнения (с теми или иными модификациями) можно разделить на две группы: «1. Славяне в 1-й половине 1-го тыс. н. э. занимали территорию от Среднего Повисленья до Среднего Поднепровья (включая верховья Днестра), с ними в той или иной степени связаны памятники пшеворской, черняховской и киевской археологических культур. 2. Славяне обитали в 1-й половине 1-го тыс. н. э. в регионе, ограниченном на севере Западной Двиной и верховьями Днепра, на востоке – Десной, на юге – Припятью и на западе – Неманом и Западным Бугом»1.  Эти споры представляют интерес для участвующих в них ученых и сами по себе, и как «форма существования в мире науки», но вряд ли когда-нибудь завершатся хоть каким-то консенсусом – слишком много допущений, слишком мало доказанных фактов. Поэтому и в настоящем, и во многих других подобных случаях рациональнее применять универсальный подход, предложенный известным советским археологом А. Л. Монгайтом. В соответствии с этим подходом, историю народов следует вести от времени первого письменного упоминания о них, и таким образом отказаться от попыток искать, или, скорее, «вычислять» пресловутую «прародину».

     В письменных же источниках славяне, уже разделившиеся на племенные союзы антов2 и склавинов3, впервые упоминаются лишь в VI веке. Согласно готскому историку Иордану4, «начиная от места рождения реки Вистулы (Вислы– А. К.), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами»... Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским5, до Данастра, и на север – до Вискл; вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих [племен] – распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов»6.

     Отсюда неясно как в то время делилось славянство: на три, «с участием» венедов (см. карту 6) или только на две, что, скорее, вытекает из приведенной цитаты, «ветви». Но вот следующий пассаж Иордана окончательно запутывает вопрос: «Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, именно при перечислении племен, – происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов»7. О двух ветвях славян сообщают нам и византийские источники, ни словом не упоминая о венедах. Хотя и этому может быть дано рациональное объяснение: венеды, в отличие от постоянно вторгающихся на территорию империи склавинов и антов, могли попросту остаться вне сферы внимания византийских авторов.

Карта 3. Начало Великого расселения славян

     «Спор о происхождении славян, начавшийся очень давно, продолжается с неизменной, более того, нарастающей страстностью. Бедность источников усиливает остроту разногласий, окрашенных идеологическими и политическими убеждениями. Историки предлагают различные, противоречивые, взаимоисключающие ответы на вопросы. Были ли славяне коренным населением восточной Европы? Если пришли, то когда и откуда?»8.

     Однако с еще большей страстностью продолжаются споры по поводу раскола единой славянской общности. Теория М. С. Грушевского относит его к временам, предшествующим переселению славян на Восточно-Европейскую равнину9, а вот историки, придерживающиеся «проимперских взглядов» (при всей условности этого определения), считают, что раскол и смешение явились как раз результатом миграции10.

     Новые открытия археологов, антропологов, генетиков позволили украинским историкам модифицировать концепцию М. С. Грушевского, современную версию которой с учетом тех или иных вариаций11 можно представить примерно следующим образом:

     1. Разделение славян и праславянского языка на отдельные этнографические и диалектичные группы началось еще до Великого переселения.

     2. Разойдясь с территории Украины в разных направлениях, эти группы положили начало отдельным славянским этносам, дальнейшее развитие которых протекало в специфическом этнокультурном окружении новой родины. Следовательно, славяногенез «выглядит как ответвление отдельных славянских этносов от праукраинского культурного дерева, что с конца V ст. развивалось между Средним Днепром, Восточными Карпатами и Припятью»12.

     3. Этнос, получивший в эпоху позднего средневековья название «украинцы», является прямым этно-культурным наследником этой древнеславянской общности, а также ее потомков: волынян, деревлян, полян, тиверцев, уличей, белых хорватов, частично северян, которые и положили начало первому Украинскому государству – Киевской Руси.

     4. В генезисе белорусов приняли участие дреговичи, кривичи, частично радимичи, а также балтские племена.

     5. В формировании великоросской народности со славянской стороны принимали участие кривичи, ильменские словене, вятичи и переселенцы с Южной Руси, а также финно-угорский и балтский субстраты13.

     Таким образом, украинская историческая школа отрицает существование единой древнерусской народности и считает, что окончательное формирование отколовшихся от праукраинского древа молодых восточнославянских этносов лесной полосы (белорусов, псково-новгородцев, русских) произошло в X–XII веках в составе империи Киевская Русь во время колонизации обширных лесных массивов Восточной Европы выходцами из Волыни и Киевского Поднепровья и «славянизации» проживающих там балтов и финнов14.

     Что же, концепция достаточно логичная. Но не менее логичной выглядит и альтернативная «имперская» концепция, согласно которой единая славянская общность была разрушена не до, а во время расселения, в ходе которого «сформировались новые общности, носившие уже в основе не кровнородственный, а территориально-политический характер. Называть их «племенами» или «союзами племен» неверно фактически»15. То есть, если принять за основу «имперскую» концепцию, то в ее рамках не оставалось места «праукраинцам» и «прабелорусам». Зато, в полном соответствии с «триединым» взглядом на восточнославянский этногенез, нашлось место для древнерусской народности, формирование которой в рамках единого древнерусского государства на базе территориально-политических общностей было прервано монгольским нашествием.

     Увы, в наших силах описать только политическую составляющую этих концепций. Что же касается исторической составляющей, то отдать предпочтение какой-либо из них, основываясь исключительно на достоверных фактах, а не на личных симпатиях и антипатиях, на сегодняшний день не представляется возможным. (В действительности – перед нами даже не конфронтация концепций, а война постулатов.) «Впрочем, ведь все теории стоят одна другой», – говаривал Воланд. И поскольку «каждому будет дано по его вере», читателям, предпочитающим оставаться на твердой почве доказанных фактов, мы предлагаем руководствоваться в «славянском вопросе» лишь неоспоримыми положениями истории, лингвистики и этнографии – славяне – это индоевропейские жители Европы, говорящие на славянских языках индоевропейской группы. А все остальное, как вы уже знаете, от лукавого... или от политиков.


     1. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. Москва: Языки славянской культуры, 2004. С. 9–10.

     2. Анты – общее название группы восточнославянских (хотя существуют мнения об их принадлежности к западным балтам, а также о наличии у антов иранского компонента) племен, ареалом проживания которых являлась лесостепная зона в междуречье Днепра и Днестра. Научные споры об их происхождении и о дальнейшей судьбе предельно политизированы, поскольку напрямую касаются вопросов этногенеза белорусов, русских и украинцев.

     3. Склавены (склавины) – общее название славянских племен у раннесредневековых авторов.

     4. Иордан – готский историк VI века, автор хроники «О происхождении и деяниях гетов», представляющей собой достаточно путаную компиляцию из народных преданий и произведений более ранних авторов.

     5. Среди историков нет однозначного мнения о том, где находились эти географические объекты.

     6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С. 72.
   
  7. Там же. С. 90.

     Этноним венет(д)ы обозначал у разных авторов в разное время разные народы.

     8. Геллер М. Я. История Российской империи. URL:
     9. Грушевський М. С. Iсторiя України-Руси. Київ: Наукова думка, 1991. Т. 1. С. 79–80.

     10. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. С. 9–35.

     11. Например, М. С. Грушевский считал, что предками украинцев были анты, а Л. Л. Зализняк, основываясь на данных археологии, отводит ведущую роль в этногенезе украинцев склавинам. (Залiзняк Л. Л. Стародавня історія України. С. 394–395.)

     12. Залiзняк Л. Л. Стародавня історія України. С. 396–397.

     13. Там же. С. 421.

     14. Там же. С. 433.

     Гипотеза о существовании четвертого восточнославянского этноса – псково-новгородского, утратившего политическую независимость в XV веке и впоследствии ассимилированного великороссами, в последнее время обретает все больше и больше сторонников.

     15. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. С. 13.


Рецензии
"историю народов следует вести от времени первого письменного упоминания о них, и таким образом отказаться от попыток искать, или, скорее, «вычислять» пресловутую «прародину».

Ну, это частное мнение Монгайта и, по сути, отказ от поиска района этногенеза славян. Дело в том, что современная наука более или менее точно выяснила ареалы прародин кельтов, италиков и германцев. Кельты попадают в поле зрения античной исторической традиции в 5 в. до н.э., когда они занимали огромные территории Центральной и Западной Европы (а ведь ныне известны гальштаттский - это ранний железный век - и латенский периоды и ареалы развития кельтской общности). Однако благодаря археологическим данным, данным лингвистики и топографии, генетическим исследованиям и изучению народных преданий различных кельтских народов, мы в состоянии заглянуть в более отдаленное прошлое этого этнического массива и даже проследить миграции их далеких предков из Скандинавии, этой "утробы народов", по выражению Иордана, до окраин Восточной Европы (известно ирландское сказание о сосуществовании предков ирландцев в низовьях Волги со скифами; известен вывод одного из отечественных специалистов о "чудовищном разливе кельтских топонимов" в междуречье Волги и Оки: Дубна, например, типично кельтский топоним); ученые согласны с тем, что праиталики, когда-то составлявшие одно этническое целое с пракельтами, отделились от них где-то на Среднем Дунае, вышли на западное побережье Балканского полуострова, пересекли Адриатику и обрели родину на Апеннинах. Никто не спорит, что прародина германцев - юг Ютландского полуострова.
Что касается славян, то надежных письменных свидетельств о них, а тем более о балтах, до 5-6 веков н.э. просто нет. Тем не менее, лингвистические, генетические и антропологические данные свидетельствуют в пользу существования балто-славянского единства, уходящего в глубь веков до н.э. Однако политические реалии мешали и мешают до сих пор ученым (особенно западноевропейским и прибалтийским) признать такое единство. Игнорируется записанное средневековыми немецкими монахами предание о прародине пруссов (та же Ютландия) и миграции на территорию, ставшую впоследствии центром обитания прусских племен; игнорируется легенда о балтском жреце Криве-Кривайтисе и явной связи последнего с легендарным эпонимом племени кривичей - Кривом; игнорируется информация о миграции части прусского племени скалвов (скалове польских источников) в юго-восточном направлении вплоть до Северного Причерноморья - а ведь этноним скалвы очень напоминает византийское название ветви славян - склавинов.

"... пассаж Иордана окончательно запутывает вопрос"
В настоящее время среди историков набирает силу мнение о том, что венеты/венеды - рыхлый конгломерат племен Центральной Европы различного этнического происхождения, в частности, кельтского и балтского (возможно, от балтского "вандуо" - вода); какая-то часть венедов, видимо, участвовала в этногенезе славян, некоторые племенные общности которых получили от своих соседей (германцев, северных угро-финнов) это название.

"Разойдясь с территории Украины в разных направлениях, эти группы положили начало отдельным славянским этносам..."
Абсолютно не согласен с этим тезисом и вообще не доверяю Грушевскому, как необъективному националистическому реакционному деятелю, положившему начало сочинению исторических мифов о происхождении украинского народа. "Расходились" славяне не только и не столько с территории современной Украины, в сердце которой до славян обитали, между прочим, кельты, западные и восточные германцы (готы), днепровские балты, сарматы, и даже угро-финны. Первая надежно установленная славянская культура (Пражская, 5 век н.э.) простиралась от Эльбы на западе до Дуная на юге и Днепра на востоке, и ее ядро, видимо, располагалось к северу от Карпат - это современная Польша. Недавно я познакомился с гипотезой российского ученого А.Г. Виноградова, доказывающего, что этногенез славян (или их склавинско-антской ветви) произошел на нижнем Дону в результате слияния прабалтов, сарматов и ряда других племен.

"Гипотеза о существовании четвертого восточнославянского этноса – псково-новгородского, утратившего политическую независимость в XV веке и впоследствии ассимилированного великороссами, в последнее время обретает все больше и больше сторонников."
Об этом читаю в первый раз. Общее ученое мнение, поддержанное археологами и лингвистами, сводится к тому, что ильменские словене - потомки мигрировавших морем из Южной Балтики славян-поморян (дальних предков современных поляков); псковичи - этнос смешанного происхождения: частично от кривичей, частично от ильменских словен.

Алексей Аксельрод   15.12.2022 18:22     Заявить о нарушении
"В настоящее время среди историков набирает силу мнение..."
Вот, собственно, и все, что надо знать о точности этой научной дисциплины, когда вопрос касается дописьменных периодов.
Ранее набирало силу одно МНЕНИЕ, сейчас - другое, через несколько десятилетий в фаворе будет третье.

Что же касается Грушевского, то вряд ли следует повторять советские пропагандистские клише 1940-1980-х годов. Не был он реакционным деятелем, скорее, мелкобуржуазным демократом умеренно националистического толка, а после гражданской войны вернулся в СССР и до самой смерти был в нем не врагом революции, а "заслуженным академиком".

Гипотеза Седова, гипотеза Грушевского, гипотеза Горского, гипотеза Виноградова... В том то и дело, что только гипотезы!

Александр Коляков   15.12.2022 19:48   Заявить о нарушении
Ранее набирало силу одно МНЕНИЕ, сейчас - другое, через несколько десятилетий в фаворе будет третье.

Нормальное движение научной мысли. То же происходит даже в так называемых точных науках. Легче всего поднять лапки вверх и отказаться от научного поиска. По мере появления новых научных методов и открытий, накопления новой информации историки пересматривают свои взгляды и выдвигают новые гипотезы, опирающиеся не на умозрительные концепции, а на научные достижения. Проф. Л.С. Клейн, по его собственному признанию, десятилетиями изучал памятники катакомбной культуры в Северном Причерноморье, пока накопленное количество знаний не позволило ему "выдать" качество - сделать вывод о том, что культура принадлежит ранним индоариям. Я не знаю, гипотеза это или теория. Если гипотеза, то подкрепленная целым рядом серьезных доказательств, перечислять которые здесь неуместно. Что характерно, выводы Клейна с энтузиазмом восприняли современные украинские историки - так приятно сознавать, что в предках украинцев числятся арии! Как будто арии - это некие сверхлюди.

Что же касается Грушевского, то вряд ли следует повторять советские пропагандистские клише 1940-1980-х годов. Не был он реакционным деятелем, скорее, мелкобуржуазным демократом умеренно националистического толка, а после гражданской войны вернулся в СССР и до самой смерти был в нем не врагом революции, а "заслуженным академиком".
Последователи таких умеренных националистов становятся откровенными нацистами. Был такой словацкий католический священник Андрей Глинка, боровшийся за свободу словацкого народа против венгров (времена Австро-Венгрии), а потом и чешских буржуазных демократов (в довоенной Чехословакии). По советскому идеологическому клише, это был лидер национально- освободительного движения в Словакии. После "бархатного развода" между Чехией и Словакией словацкие власти провозгласили его "отцом нации", народным героем и борцом за свободу народа. Даже дали ему прозвище - "несгибаемый" - и учредили высшую государственную награду его имени. Зато помалкивают о заигрываниях Глинки с Гитлером и о том, что его политический соратник и преемник - Йозеф Тисо (тоже католический священник) - оказался марионеткой гитлеровцев, установил в "независимом словацком государстве" фашистский режим, подкрепленный нацистской идеологией, выразившейся на практике в уничтожении местных евреев и цыган. Просто Глинке "повезло" - он умер в 1938 г., последние годы своей жизни был тяжело болен и являлся скорее символической фигурой, "знаменем" словацких националистов в политике второй половины 30-х годов прошлого века - не успел запятнать свое имя фашисткой заразой. Зато Й. Тисо, до последней минуты жизни твердившего, что он словацкий национальный герой, повесили в 1947 г. Грушевский - националист, а грань между националистом и нацистом не толще лезвия бритвы. Недаром власти современной Украины включили его в антирусские "святцы нации".

Гипотеза Седова, гипотеза Грушевского, гипотеза Горского, гипотеза Виноградова... В том то и дело, что только гипотезы!
Это гипотезы, потому что речь идет об истории! У нас нет машины времени, чтобы посмотреть, "как всё было на самом деле"! Седов был, по крайней мере, серьезным и объективным ученым и опирался на тот уровень знаний, который был накоплен к тому времени. Он видел прародину славян на Дунае не просто так, а в связи с комплексом объективных данных, имевшихся в его распоряжении. Но беда в том, что миграции древних племен археологически очень трудно распознать - это вам скажет любой археолог-практик. Подчас этнически разные племенные группы седой древности имели сходные погребальные обряды и бытовую керамику. Археологические культуры "молчат", мы не знаем, на каком языке говорили те, останки которых находят археологи.
А вот зашоренные политикой и русофобией "ученые" из нынешних Латвии и Литвы в упор не видят концепции балтославянского единства. Против единства индоиранского они не возражают, оно им не мешает, зато признать, что далекие предки литовцев и латышей составляли некогда один народ с предками "недоразвитых славян", от которых произошли и эти "угнетатели" русские, они не хотят. Несмотря на массу доказательств в пользу балто-славянского единства: явная близость языков, общий антропологический тип (с момента введения обряда трупоположения), одна и та же доминирующая гаплогруппа, близость археологических культур вятичей, радимичей, кривичей с археологическими культурами пруссов, голяди, днепровских балтов.
Если ученые в конце концов определились с прародинами ряда современных европейских наций (кельтов, германцев, италиков), они рано или поздно определятся и с ареалами этногенеза балтов и славян. Этому поможет и индоевропеистика, которая пытается определить территорию и время зарождения индоевропейской общности.

Алексей Аксельрод   16.12.2022 10:33   Заявить о нарушении
Балто-славянское единство, равно, как и славяно-германское единство, - всего лишь этап распада индоарийской "общности".

Александр Коляков   16.12.2022 12:06   Заявить о нарушении