Пост во имя Рождества

          С 28 ноября начинается пост, предшествующий двунадесятому празднику Рождества Христова, поэтому и название поста – Рождественский. Пост длится 40 дней (до 7 января). Заговенье – день, когда еще разрешается  мясная и молочная пища – приходится на день памяти апостола Филиппа – 27 ноября, поэтому пост еще называют Филипповым (Филипповка).

          По церковному Уставу в дни поста следует воздерживаться от мяса, сыра, коровьего масла, молока, яиц.
          В понедельник, среду и пятницу запрещаются рыба, вино и елей (растительное масло), разрешается только сухоядение (хлеб, соль, мед, фрукты, овощи).
          Во вторник, четверг, субботу и воскресенье – вареная пища с растительным маслом.
          Рыбу во время этого поста едим в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники (например, Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря), в храмовые праздники (день памяти святого, в честь которого назван храм) и в дни великих святых (в календаре помечаются полужирным шрифтом, например, святителя Николая Чудотворца – 19 декабря) и если этот день выпадет на понедельник, вторник или четверг.
          Со 2 по 6 января – дни предпразднства Рождества Христова – пост усиливается: становится более строгим. В эти дни и в субботу и воскресенье не благословляется даже рыба. Это то, что касается уставного воздержания в пище.
          Но надо понимать, что Типикон (книга церковного Устава) – это в первую очередь устав для монахов. Миряне должны регулировать строгость своего поста с духовником или священником, у которого они исповедуются.
          Кстати, пост и воздержание – разные понятия. Воздержание – это уменьшение количества еды, уменьшение времени для сна, умножение молитв... А пост – это, собственно, означает и не есть, и не пить. Если к посту добавить и молитву – то это уже духовная брань, то есть война с самим собой, со своими привычками и желаниями. А этот подвиг не каждому и нужен, и не каждому посилен. Например, для больных и слабых людей пост не уместен, так как когда человек болен, он уже страдает, а болезнь верующего человека, переносимая с терпением и благодарением Богу, принимается равнозначной посту по причине того, что суть любого поста – сострадание со Христом и за Христа, а не огра-ничение себя в пище и только.
          Да и сама пища, по слову апостола Павла, «не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем...». Еда нас не приближает к Богу и не отдаляет, если мы не поставим в центре своих намерений и действий Христа. Именно тогда, когда дело совершается ради Христа (стать чище в делах и помыслах, добрее и милосерднее к людям, чтобы приблизиться к Богу), тогда любое внешнее дело получает внутреннюю силу и именно от того, Кому (или чему) оно посвящено. Поэтому, если человек, отказываясь от мяса ради того, чтобы похудеть, в духовном плане не приобретает ничего, кроме диеты, которая, несомненно, может быть полезной для его здоровья, но такое дело до духовного подвига не дотягивает.
          А еще может быть и так: постящийся не ест мяса, но «ест» другого человека: совершает всякие непотребства, не контролирует свои слова, осуждает и обсуждает всю мыслимую и немыслимую информацию, которая в изобилии поступает со всех интернет-каналов и сетей...
Мне понравилось определение протоиерея Андрея Ткачева, который сравнил пост с двумя лептами бедной вдовицы. Две лепты – это как символ двойственности человека, как образ того, что в жертве Богу должны участвовать и душа, и тело. Тело – воздержанием в пище. Душа – выправлением «внутреннего человека»: голоданием  глаз, неподвижностью языка, затворенным слухом...
          Кстати, в Евангелии, где рассказывается о вдове, положившей в церковную сокровищницу две лепты, приводятся слова Христа: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».
          Человеческие способности у всех разные. Кому-то легко дается дар молитвы, кому-то не в тягость телесное воздержание и дела милосердия, а кто-то по характеру своему и тих, и кроток... Но есть и такие люди, кому даже самый маленький шажок к Богу дается с большим трудом. И это их лепта, их малое дело, которое в глазах Бога будет иметь большую ценность, если в центр своих усилий человек поставит Христа, если жертвовать свою лепту человек будет во имя Его Рождества.



"З" - 26.11.2022 г.


Рецензии
Жертвуйте каждый свои две лепты во имя Господне!
С праздником святой великомученицы Варвары!
В Девятинском храма престольный праздник!

Елизавета Басова   16.12.2022 14:28     Заявить о нарушении
...Иоанна Дамаскина в этот день тоже память)
а сегодня уже - с днем святителя Николая Чудотворца! СПАСИБО, Лизонька, за поздравления и память)) Благости и радости от Господа!

Ольга Ролич   19.12.2022 10:17   Заявить о нарушении