Экзамены в день рождения

Во время учебы в Московском университете курс теоретической механики читал нам доцент механико-математического факультета Григорий Иванович Двухшёрстов.

Григорий Иванович был участником Великой Отечественной войны, на которую пошел вольнонаемным. Служил научным сотрудником РУ главного морского штаба ВМФ. В научном плане занимался гидравлическим ударом в трубах некругового сечения. До войны успел поработать в качестве и. о. декана математического факультета, а затем – проректором МГУ по научной работе.

Студентов Григорий Иванович любил и хорошо знал их психологию. Его занятия с нами сводились, как правило, к решению задач, так как он полагал, что с теоретической частью курса мы вполне можем справиться и без него. Когда решали сообща очередную задачу, и он видел, что студент у доски не справляется, то нетерпеливо брался за мел и продолжал уже ее решать сам, объясняя всё внятно и доходчиво.  По завершению курса предстояло сдавать экзамены, но он настоятельно просил экзамена не бояться, так как был спокоен за полученные от него знания и опыт решения самых разных задач.

В назначенный для экзаменов день и час  наша группа в полном сборе ждала доцента, но он все не приходил. Жил он в одном из секторов университета, и мы направили к нему своего старосту.  Вскоре тот вернулся и сообщил, что Григорий Иванович приходить на «какой-то экзамен» вообще не собирался. Дело в том, что в этот день у него был день рождения, и он очень огорчился оттого, что студентам пришла в голову мысль устроить экзамен именно в этот день. После некоторых колебаний он все же попросил не расходиться, пообещав вскоре прийти.

Вскоре появился Григорий Иванович в костюме и при галстуке. Он был в прекрасном настроении и, похоже, слегка навеселе. Всем студентам нашей группы он предложил войти в аудиторию, намеченную для экзамена. Для студентов такое предложение было неожиданным, поскольку они привыкли заходить к экзаменатору маленькими группками по очереди. Стали с интересом ждать – что будет дальше. А дальше доцент задал свой первый вопрос:
- Кто согласен получить в зачетку «удовлетворительно», поднимите руки.

Полгруппы сразу же подняли руку вверх. Они в отличники никогда не стремились, и некоторые из них не вылезали из «хвостов», тратя время не на учебу, а на преферанс и другие развлечения.

После ухода «троечников» оставшимся был задан следующий вопрос:
- Кто из вас согласен на оценку «хорошо»? Давайте свои зачетки, я вам ставлю эту оценку за смелость.

После ухода очередной партии довольных оценкой студентов Григорий Иванович внимательно посмотрел на каждого оставшегося и сказал:
- Вы молодцы!.,  Я помню, как вы корпели у доски и наверняка многому смогли научиться. Со спокойным сердцем я ставлю каждому из вас оценку «отлично». Очень надеюсь, что полученные знания и навыки по моему курсу вы сможете применять творчески в последующей своей деятельности.

Вся процедура «сдачи экзамена» не заняла и получаса. Григорий Иванович пошел домой продолжать праздновать свой день рождения. Похоже, что у него в этот день был не рядовой день рождения, а очередная круглая дата.


Рецензии