Поздняя любовь
Шестидесятилетний художник Эшли Сен-Клер, давно потерявший интерес к жизни и творчеству, обретает его снова вместе с любовью к пятнадцатилетней школьнице Саре. Незаурядный, талантливый художник становится первой любовью молодой девушки. Чтобы быть рядом с ним, Сара готова сбежать из родительского дома, не понимая, что разница в возрасте непреодолима.
Мнение после просмотра.
- Я должна сказать.
- Говори.
- Иногда люди не могут быть вместе и понимают это, но им не одолеть…
- Взаимное притяжение.
- Да. Это чувство трудно побороть, правда?
- Да.
- Я привлекаю тебя как женщина?
- Да.
- Ты хотел бы лечь со мной в постель?
- Да.
- Сделаем это?
- Исключено!
- Потому что я девственница?
- А разве это не так?
- Так. Но ведь ты мне поможешь? Я хочу отдать невинность именно тебе. Почувствовать себя желанной.
- Не думаю, что тебе нужен я.
- Что с тобой? Ты мне не веришь?
- Верю, но не могу пойти на это.
- Ты опять о возрасте?
- Да.
- Знаешь, что я думаю о тебе?
- Что?
- Мне все равно сколько тебе лет. Я вижу тебя молодым.
- Ты сумасшедшая.
- Пожалуйста, не говори так. Дай мне руку. Это не детский каприз. Я люблю тебя.
- Когда мы встретились в кафе, я чуть не забыл, кто я такой. Я Эшли Сен-Клер. Художник. И мне шестьдесят лет!
- Ну и что?
- Шестьдесят!
- Мне все равно. Даже если бы тебе было больше. Я люблю тебя.
- Сара…
- Поцелуй меня. Хотя бы раз.
Искренне не понимаю людей осмеявших эту картину. Смеяться над Чувствами, воспламенившимися от стрелы или факела шаловливого Эрота, какую бы форму они не принимали – низко. Как раз сегодня, рассматривая «Липпину» я прочёл: «Филиппо Липпи, художник, принадлежащий ордену монахов-кармелитов, безумно влюбился в юную послушницу Лукрецию Бутти, которая ответила ему взаимностью. Пара нарушила данные ими обеты и вскоре у них родился сын, названный Филиппино, который, пойдя по стопам отца, также стал великим живописцем». А ведь именно нарушая обеты или законы человек может создать нечто новое, нечто прекрасное. И слова Томаса Манна: «Все великое утверждает себя как некое «вопреки» — вопреки горю и муке, вопреки бедности, заброшенности, немощам и тысячам препятствий» прекрасно дополняют мои размышления. Сколько же поломанных судеб, незаживающих шрамов на сердцах и просто трусливого, отравляющего душу самообмана были принесены в дань Чужому Мнению. Впрочем, иллюзий по поводу убогого конформизма обывателей у меня уже давно не осталось. Картина даёт не только духовную пищу алчущим романтикам, но и подкупает игрой актеров и операторской работой. Дуэт Бёртона и О’Нил великолепно ложится в канву слегка наивного сценария. Но то, что отличает «Позднюю любовь» от кинематографического сонма мелодраматичных близнецов – это волнительное трепетание первой любви, разворачивающейся вне консервативных рамок раз и навсегда начертанных всезнающим обществом на шахматной доске жизни с безмолвно застывшими предубеждениями вместо фигур.
- Эмили, мы с тобой давние друзья. Объясни все прямо!
- Я хочу, чтобы вы поняли. Это не каприз. Я говорила не с ребенком, а с женщиной! Любящей женщиной! И вы, как родители, должны это осознать!
- Тебе самой нужен доктор!
- Вы с ней жестоки. Это бесчеловечно. Она любит вас. Но его она тоже любит.
Самое главное Жюлю Дассену удалось соблюсти в этой картине меру. В эмоциональности диалогов, саундтреке, не скатившихся в вульгарность сценах, и даже в некоторых, тяжелых для просмотра, драматических моментах. При желании можно усмотреть в «Поздней любви» зыбкое сходство с «Очаровательной проказницей» Жака Риветта (снятую десятью годами позже), но если «проказница», на мой взгляд, в первую очередь о разрушении до самого основания старых смыслов, а затем рождении, через боль и самоанализ, новой личности, то «Поздняя любовь» о божественном даре с небес, приносящим не только печаль от неизбежности расставания, но и страстное желание продолжать жить, любить и творить.
- Она совсем юная.
- Так и есть.
- Давно ты ее знаешь?
- Несколько месяцев.
- Какой же ты дурак… На склоне лет решил связаться с малолеткой. Ты в нее влюблен?
- Да.
- Ты сошел с ума!
И когда медленно ползущая лента финальных титров появляется на экране, чувствуешь не только удовлетворение от не зря потраченного времени, но закуривая сигарету и подходя к окну припоминаешь строки великого Мацуо Басё.
Сколько снегов уже видели,
Но сердцем не изменились они —
Ветки сосен зелёные!
Семь баллов из десяти. За сильнейший монолог Бёртона в конце фильма – плюс один балл.
Итого: восемь баллов из десяти.
Послесловие.
Ложкой дёгтя в бочке мёда для меня стали признания актрисы в своей автобиографии «Бумажная жизнь», впервые опубликованной в 2004 году, и в которой Татум О'Нил высказала неприятные мысли о фильме: «Предпосылка фильма была немного педофильской и жуткой, но хуже всего для меня было то, что мне пришлось сниматься в полуобнаженной сцене. Это мучительно смотреть - неловкая молодая девушка, раздевающаяся для художника в его студии. Даже со спины язык моего тела показывает, что они заставили меня снять рубашку - по крайней мере для меня это очевидно - и что я стою там, с ужасом осознавая свою полуразвитую грудь (нормальная там у нее грудь. Прим. моё :))».
Но затем заглянув в Википедию я узнал, что долгие годы О’Нил не только страдала от наркотической зависимости, и даже была арестована за покупку крэк-кокаина возле своего дома, но и в той же автобиографии утверждала, что в двенадцать лет к ней приставал наркодилер ее отца и заявляла о физическом и эмоциональном насилии со стороны родителя, полностью отвергшего эти обвинения: «Это печальный день, когда злонамеренная ложь говорится для того, чтобы стать «бестселлером». А в 2011 году О'Нил написала новый сборник мемуаров «Обретенная: Путешествие дочери домой», в котором рассказывается о ее бурных отношениях с отцом, нестабильном браке, и наркотической зависимости.
Поэтому я лишь хмыкнул и пожал плечами.
Авторское примечание: «Данный текст перед публикацией был отправлен в независимый экспертный центр при МВД и после лингвистического анализа специалисты центра сделали вывод, что он не содержит признаков пропаганды нетрадиционных отношений и педофилии».
На этом, как бессменный, почетный, пожизненный председатель киноклуба «Саламандра» рубрику «Кино для Ценителей» на сегодня объявляю закрытой.
Свидетельство о публикации №222112800684