Характеристика общественной системы, виды власти

Упорядочивание представлений об общественно-политических системах и видах власти имеет не только теоретический, но и практический интерес.

Платон в «Государстве» выделял виды власти и соответствующее состояние общества: царская власть, аристократия, тимократия, олигархия, демократия, диктатура, тирания – от наилучших до наихудших нравственных и человеческих качеств правящего человека или группы лиц.
Аристотель в «Политике» сводил всё многообразие устройств общества и власти только к двум основным: олигархии и демократии, как власти немногих или власти большинства.
В марксизме общественно-экономическая формация определяется как развитие производительных сил и соответствующих этому общественно-производственных отношений и выделяется строй:
• первобытно-общинный (первобытный коммунизм);
• рабовладельческий;
• феодальный;
• капиталистический (включая империализм как высшую стадию);
• коммунистический (включая социализм как первую стадию).

В современном публичном пространстве называются более 30-ти форм правления, политических режимов и систем власти, не приведённые в логическую систему:
1. Аристократия
2. Бюрократия
3. Геронтократия
4. Демархия
5. Демократия
6. Деспотизм
7. Джамахирия
8. Диархия
9. Диктатура
10. Идеократия
11. Изократия
12. Клептократия
13. Корпоратократия
14. Критархия
15. Критократия
16. Марионеточное государство
17. Матриархат
18. Меритократия
19. Милитократия
20. Монархия
21. Ноократия
22. Однопартийная система
23. Олигархия
24. Охлократия
25. Патриархат
26. Плутократия
27. Социализм
28. Республика
29. Талассократия
30. Теллурократия
31. Теократия
32. Технократия
33. Тимократия
34. Тирания
35. Тоталитаризм
36. Хунта
37. Этнократия
Не являющиеся или не рассматриваемые как форма власти:
38. Анархизм
39. Коммуна

Англоязычная наука, в первую очередь, на основе собственных представлений навязывает «индекс демократии», по соответствию или несоответствию которым включаются рычаги политического, экономического и военного влияния на «недемократические» государства, объявляются правильными или неправильными правящие режимы и всё общественное устройство отдельных государств или целых регионов мира, а себя самих объявляют «носителями демократии». О том, что подобный подход не имеет ничего общего с ценностями демократии сказано немало на мировой политической сцене.

Мы предлагаем альтернативный, несколько новый взгляд на характеристики общественно-политических систем и виды власти. В основу, кроме прочего, положено соображение Михаила Юрьева, высказанное в политической утопии/антиутопии «Третья Империя. Россия, которая должна быть» о разделении власти на «источник власти» или «господство» - «Архию» и «форму осуществления власти» - «Кратию».

Государство мы рассматриваем не как структуру власти правящих верхов, а как форму исторического движения народных масс под тем или иным управлением. Исходя из этого предполагаем, что государство никогда не отомрёт, всегда будет результатом регуляции интересов личности и общества, и только будет видоизменяться. Утверждения об отмирании государства выгодны только для разрушения государства и хаотизации жизни геополитического противника. Мы полагаем, что нет прямой зависимости между производственным базисом и политической надстройкой, и между ними нет отношений первичности и вторичности, в одни моменты истории первичным может выступать развитие науки и производства, в другие – выражение идей, нравов и воли. И то и другое в значительной степени зависит от гео-климатических, антропологических и культурных условий и особенностей. Поэтому примитивно думать и невозможно осуществить единые стандарты или правила устройства власти и общества в разных странах и народах.

Характеристика общественной системы складывается из:
I. Характеристика Народа (интересы, личная свобода, стратификация, социальный лифт, взаимодействие, количество людей) – «РОДОВЫЕ ОСНОВЫ»
II. Характеристика Формации (собственность, основа производительных сил, выраженность регулирующих факторов: сила, закон, деньги, вера) – «ФОРМАЦИЯ»
III. Характеристика Власти (источник, форма, способ, тип, надгосударственное управление) – «СИСТЕМА ВЛАСТИ»

Система власти в определённой степени отвечает или не отвечает интересам общества. И в этом взаимодействии изменяется и общество, и система власти. Эти изменения могут носить эволюционный или революционный характер, в зависимости от остроты противоречий и активности социальных слоёв. Социальные слои:
1) Нации
2) Народы
3) Варны
4) Касты
5) Классы
6) Сословия
7) Страты
8) Коллективы
9) Группы
10) Правящие верхи
11) Внешнее управление («Мировая закулиса»)

Как эволюционные, так и революционные процессы видоизменения общества и системы власти могут происходить между любыми слоями общества по любым признакам в характеристиках общества и системы власти. Революционные изменения, как более острые, резкие, болезненные вызывают бо;льшие опасения и привлекают бо;льшее внимание. Революционные (и эволюционные) изменения могут принимать вид:
1) Национальной борьбы
2) Народно-освободительной войны
3) Кастовой вражды
4) Классовой борьбы
5) Сословной борьбы
6) Стратного противостояния
7) Коллективных и корпоративных конфликтов
8) Межгрупповых конфликтов
9) «Дворцовых» переворотов и др.
10) Цветных революций, санкций и иностранной интервенции.

Суть деятельности, цель и задача политика вовремя видеть, выделять, анализировать наиболее общественно значимые противоречия. Принимать решения по их устранению и приводить в движение общественные механизмы устранения этих противоречий. Методы, которыми пользуется политик полностью зависят от развития его личности.
В этом состоит наиважнейшая роль личности в истории. Как показывает история, методы могут быть любыми из арсенала власти. Но конкретная личность выбирает или отвергает их приемлемость, сообразно своей культуре. Применением конкретных методов формируется история конкретного государства, и последствия, которые в нём будут вызваны этими методами.
Определённые генетически обусловленные и исторически сформированные черты, психотипы, а также индивидуальные особенности политиков дают определённые спектры их политических решений. В выявлении таких закономерностей состоит суть психо-исторических исследований.


I. Характеристика Народа (интересы, личная свобода, стратификация, социальный лифт, взаимодействие, количество людей) – «РОДОВЫЕ ОСНОВЫ»

1) Интересы титульной национальности/народа (взаимодействие с другими народами внутри государства) – «ВОЛЯ»
a. Шовинизм
b. Национализм
c. Уравновешенные национальные интересы
d. Интернационализм
e. Мультикультурализм
f. Национальное унижение

2) Личная свобода (степень включенности личности в общество) – «СВОБОДА»
a. Коллективизм (личность входит в рамки обширного коллектива, действует от имени этого коллектива)
b. Соборность (личности регулярно объединяются для широких соборных решений, действуют руководствуясь этими решениями)
c. Общинность (личность не выходит за рамки своей общины, действует от имени общины)
d. Клановость (интересы личностей объединены только в рамках узких кланов)
e. Индивидуализм (каждый сам за себя)

3) Степень Равноправия / Распределение благ (РБ 1-5) и социальный лифт (СЛ 1-5) – «РАВЕНСТВО»
a. Равноправие (РБ 3, СЛ 5)
b. Справедливое расслоение (РБ 2-4, СЛ 4)
c. Сословность (РБ 2-5, СЛ 3)
d. Несправедливое расслоение (РБ 1-5, СЛ 2)
e. Касты (РБ 1-5, СЛ 1)

4) Преобладающее Взаимодействие внутри титульной национальности (и всей нации) – «БРАТСТВО»
a. Cотрудничество, Коллективизм (взаимовыручка, дружелюбие)
b. Солидаризм, Корпоративизм (землячество, «мы лучше всех», идея превосходства нации)
c. Равновесное, Неопределённое (обыденность, пассивность, равнодушие)
d. Конкуренция, недоверие («Боливар не вынесет двоих»)
e. Борьба, «холодная» и «горячая» гражданская война

5) Количественная характеристика – «МОЩЬ»
a. Гигантская – более 1 млрд. человек
b. Сверхвеликая – от 500 до 999 млн. человек
c. Великая – от 250 до 499 млн. человек
d. Мощная – от 100 до 249 млн. человек
e. Средняя – от 20 до 99 млн. человек
f. Малая – от 1 до 19 млн. человек
g. Очень малая – до 1 млн. человек

II. Характеристика Формации (собственность, основа производительных сил, выраженность регулирующих факторов: сила, закон, деньги, вера) – «ФОРМАЦИЯ»

6) Преобладающая форма Собственности – «ПРАВО»
a. Общенародное
b. Коллективное
c. Кооперативное (копное)
d. Корпоративное
e. Частное
f. Крепостное право
g. Рабство

7) Основа производительных сил (преобладающий способ производства и процентное соотношение различных способов производства в валовом национальном продукте) – «ПРОИЗВОДСТВО»
a. Деревянные и каменные орудия
b. Гужевая тяга
c. Ручные металлические орудия
d. Ветряная и водяная тяга
e. Первый технологический уклад
f. Второй технологический уклад
g. Третий технологический уклад
h. Четвёртый технологический уклад
i. Пятый технологический уклад
j. Шестой технологический уклад

8) Милитаризация (выраженность силового управления) – «СИЛА»
a. Пацифизм – почти полный отказ от силовых методов управления.
b. Правоохранение – государство имеет только силы внутреннего насилия, армии нет, либо она очень слаба.
c. Миролюбие – предпочтение мирного существование, слабое вооружение населения, наличие вооружённых сил, способность эффективно пустить их в ход.
d. Милитаризм – вооружение населения, бытовое насилие, бряцание оружием на внешнеполитической арене.
e. Агрессор – культ оружия и насилия, вооружённое подавление протестов населения, вооружённые вторжения в пределы других стран с массовым кровопролитием.

9) Выраженность законодательного регулирования – «ЗАКОН»
a. Опережающий закон – закон принимается прежде, чем возникает в нём потребность, и насаждается даже при несогласии части общества.
b. Суровый закон – закон признаётся всеми и обязателен для всех и каждого
c. Мягкий закон – закон не соблюдается для некоторых слоёв населения, и некоторых лиц
d. Безвольный закон – закон игнорируется и не соблюдается многими
e. Лицемерный закон – закон не соблюдается властью его принимающей и блюдущей
f. Беззаконие – закон не соблюдается никем

10) Выраженность финансовой надстройки (развитость финансовой власти) – «ДЕНЬГИ»
a. Зачаточное, бартер
b. Многообразие меновых инструментов
c. Частичная стандартизация денег, несколько параллельных денежных систем
d. Деньги – как универсальное средство обмена
e. Финансовая надстройка превышает реальный сектор экономики
f. Финансовая надстройка подменяет реальный сектор экономики, приводит к его деградации

11) Обязательность Религии (духовная власть, религиозная, идейная, идеологическая, информационная) – «ВЕРА»
a. Фундаментализм, обязательность определённой религии
b. Общинная религиозность
c. Светский, Светская религиозность
d. Свобода совести, Многоверие
e. Светский атеизм, научный атеизм
f. Безверие, оккультизм, разрозненные мистические культы


III. Характеристика Власти (источник, форма, способ, тип, надгосударственное управление) – «СИСТЕМА ВЛАСТИ»

10) Источник смены власти (кто, какой слой общества, насколько обширный слой общества принимает решение о смене властных структур и фигур) – господствующая группа общества, за которой решение. Архия – «ГОСПОДСТВО».
a. Анархия, Безвластие (нет определённой господствующей группы, отчётливый источник власти не сформирован)
b. Демархия, Народная (решение принимают сообща широкие слои населения)
c. Предиархия, Классовая, Сословная (господство класса, сословия, решение принимается классом, сословием)
d. Партархия, Партийная (решение принимается в борьбе политических партий)
e. Олигархия, Верховная («власть немногих», правящая узкая группа, закулиса)
f. Монархия, Самодержавная (решение принимает только один человек (затем – его наследник или свита монарха), «король умер – да здравствует король»)

11) Форма осуществления власти (количество центров власти, ветвей власти). Кратия – «ПРАВЛЕНИЕ».
a. Охлократия, Бунт (власть толпы, центры и ветви власти неразличимы)
b. Демократия, Народовластие (много центров власти, 6 и более ветвей власти), например: и др.
c. Медиократия, Четверо-, Пятиначалие (среднее число центров власти, 4-5 ветвей власти), например: d. Паулократия (Павлократия), Двое-, Троеначалие (мало, немного центров власти, 2-3 ветви власти), например: законодательная-исполнительная-судебная.
e. Автократия, Единоличная, Единоначалие (вся фактическая власть в руках одного), что возможно только в малом по размеру обществе, при крайне жёсткой иерархии в обществе и в вооружённых силах.

12) Тип осуществления власти (жёсткость управления 1-5, широта опорного социального слоя 1-5) – «ПРЕСТОЛ»
a. Тирания 5,1 (Крайне жёсткий тип управления с опорой на узкий социальный слой, преобладание исполнительной власти над законодательной)
b. Диктатура 4-5, 2-3 (Менее жёсткий тип управления с опорой на отдельный социальный слой, класс, группу)
c. Империя 4, 3 (Умеренно жёсткий тип управления с опорой на широкие слои, преобладание исполнительно-блюстительных функций власти)
d. Держава 3, 4 (Умеренно лояльный тип управления с опорой на широкие слои, преобладание законодательно-блюстительных функций власти)
e. Республика 2-3,4-5 (Лояльный тип управления с опорой на самые широкие слои)
f. Вече 1,5 (Крайне лояльный тип управления с опорой на самые широкие слои, преобладание законодательной власти над исполнительной)

13) Вовлечённость в проект надгосударственного, глобального управления, вхождение в политические блоки – «НЕЗАВИСИМОСТЬ»
a. Мировая сверхдержава
b. Региональная держава, указать регион
c. Внеблоковое государство
d. Экономическая колония, указать экономический блок
e. Политическая колония, Протекторат, указать метрополию
f. Военная оккупация

Отдельные, несистемные характерные черты управления – источник и формы осуществления власти – могут быть очень разнообразны: плутократия, теократия, тимархия, аристократия, меритократия, геронтократия, технократия и др.

Таким образом, исследование объективных характеристик общественно-экономической формации и власти даже только в связи с их большим списком – трудоёмкая задача. Экспорт, экспансия или заимствование вида общественного устройства и правления всегда будет сталкиваться с частичным соответствием общества-реципиента. А название вида общественного устройства и правления наиболее ёмко и просто будет звучать по наиболее характерным особенностям, например: «американский империализм», «русский социализм» и т.п.


Рецензии