О памяти в учёбе и о ЗОЖ здоровый образ жизни

                1.
Когда-то давно (когда еще ходили в библиотеки) я услышала разговор в библиотеке от двух читателей берущих книги: что вот, дескать, читаем, а мало что запоминаем и больше забываем, так в чем польза чтения? Ну это не так однозначно, я бы ответила теперь. Это только кажется, что забывается. Нет, всё подбирается, до капельки, и отправляется в таинственные еще далеко наукой не познанные долговременные хранилища, а доказательством тому является внезапное появление, словно ниоткуда, давно казалось забытого, вычитанного, увиденного.

А уже если конспектировали, читали с увлечением, не торопясь, с тщанием, перечитывали, возвращались, обдумывали...Рассказывали кому-то...Писали реферат, сочинение, эссе, решали задачи по теории и подражали любимым авторам, учась писать - то можете не сомневаться:ничего не забудется! Всё впитается и окажет своё благотворное воздействие на ваши профессиональные квалификации, на специальные знания и общую эрудицию и культуру, интеллект, речь, стиль письма, манеры поведения, убеждения и т.д.

 Кажущееся забвение - это биологический охранительный механизм природы, дабы не перегружать актуальную память ненужным сейчас — но всё отправляется на соответствующие полочки долговременной памяти и при необходимости актуализируется по по механизмам, которые нейрофизиология и другие науки еще далеко не расшифровали. Тот факт, что однажды изученное хоть вполовину, кое-как тем не менее сохранено в памяти, обнаруживает себя в общеизвестном:стоит только даже спустя годы взяться за плоховато изученные некогда предметы(и даже сданные на 5 уже давно забыты!), будь-то иностранный язык, математика, или к примеру вас гоняли в музыкалку, а вы манкировали, и бросили недоучившись(а что уж говорить, что доучились и сдали выпускной экзамен, да вот  давно не играли и всё забыли!), а сейчас, будучи взрослым, вдруг остро захотели теперь сами:научиться играть на пианино, заговорить на английском или французском, немецком(которые вы учили в школе и вузе но, как водится, не доучили, сдали-забыли; или вам надо помочь кому-то, а то и себе - с математикой и другими науками, а вы ничего не помните!

И вот вы после периода нерешительности и сомнений открываете несмело учебные пособия, теперь еще видеоролики и - чувствуем дежавю:всё это уже твой мозг когда-то "проходил" и что замечательно:при повторном  возвращении спустя сколь угодно времени всё теперь летит ракетой!

Вот поэтому наши пращуры знали:"Повторение мать учения!"

Repetitio mater doctrinae! Афоризм-то из латинских, но уже как-то давно стал русским, и даже мне было удивительно узнать латинский оригинал пословицы.

Посему не беспокойтесь о сохранности приобретенных познаний, они сохранятся и будут сами себя приумножать в процессе осмысления и установления взаимосвязей и взаимообогащения, что опять же наука еще не умеет и вряд ли научится расшифровывать полностью для целей искусственного интеллекта — столь сложную работу мозга, интеллекта естественного, созданного таинственно, так что прямолинейная дарвиновская эволюция тут явно не при делах, хотя в частностях всё разумеется эволюционирует, но глобально и концептуально создано(сотворено) иначе.

                2.
  Но со своим изумительным даром природы:телесностью и мозгом нужно обращаться как с ценнейшим инструментом, требующим постоянной работы. Скрипка Страдивари, переживающая многие поколения музыкантов, передающих её из рук в руки, награждаемые ей лучших дабы услаждали игрой людей —  сохраняется бережно, с огромным тщанием, это очень дорогой инструмент и в плане его стоимости. Но почему-то то, что нам бесплатно дано каждому от природы -  мы не всегда считаем нужным хранить, заботиться и приумножать, оттачивать и совершенствововать.
Наше здоровье и наш ум.

С давних пор я помню вычитанное:если  прочитанная книга дала вам хоть одну мысль, которая вам запомнилась - значит она была прочитана не напрасно. Я взяла это на вооружение и никогда не расстраивалась, что не помню всего о чем читала во многих и многих книгах. С этого хотела начать эту статью:одна мысль, которая вам что-то дала из книги - стоило того, чтоб её прочесть!
Но тут же развила тезис:да нет! Мы всё помним, но см. выше как именно организована наша память. Однако отдельные вещи из прочитанного как бы постоянно освещают нам путь.

Приведу пример.
 
В романе Эмили Бронте "Грозовой перевал" мне запомнились не столько запутанные коллизии сюжета подражающего "готическому роману", сколько атмосфера романа и отдельные эпизоды и высказывания героев. Например в самом начале героиня романа, простая сельская жительница, устраивая на ночлег гостя приехавшего из города(и от имени которого поведется повествование, фабула рассказчика услышанной в провинциальной глуши истории-драмы) говорит ему:у нас не город, с утра надо переделать много дел. Поговорка:кто до десяти утра не сделал большую часть дел дня - день прогулял. Так что рано вставать и сразу за дела.
  Я неточно цитирую, еще вернусь к этому.
 Но то, что до 10 утра надо сделать главное - цепко запечатлелось в моей памяти и уже многие годы я стараюсь следовать этому.
 А что главное? Сейчас я бы сказала:главное это ЗОЖ. Составить план ЗОЖ, хотя не сразу он составится реалистичный, тут много работы по самонаблюдению и фиксации результатов каждого дня в журнале, - и следовать каждый день курсу! Главное НЕ  в том, чтобы сделать много, достичь каких-то впечатляющих результатов спортивных и пр., главное это привычки! Чтобы уже невозможно было НЕ сделать!
  И главное надо делать "до всего"!

  Если бы я была руководителем маленького государства, то ввела бы во все учебные заведения и все производства и учреждения:первый час до учебы/работы - ЗОЖ. И это не "зарядка", которую делали мы в школе до уроков, выстроившись во дворе, и сейчас вижу в школьном дворе, зрелище впечатляющее, но увы:это практически безполезна, формалистика, что забота о здравии детей. Размахивание руками под счёт - это нужно между уроками("наши пальчики устали") или посреди, дабы размять конечности, можно по школьному радио, ка у нас было некоторое время.
Это сугубо разминание мышц, затекших от сидения за партой. Но до уроков когда дети пришли в школу, это раз-два-три-четыре вправо-влево - видимость физ-ры, которая к тому же среди детей считается западло и многие делают упражнения нарочито небрежно, считается за шик, вот вам! То бишь видимость создают,  и никто не ругает, потому что для всех(включая учителей и завуча и директора) это галка в отчётности и не более.

А вот хотела бы я посмотреть как ребята будут манкировать и делать видимость - если их выстроят зимой в снегу и каждый со своим ведром окатит себя холодной водой! Тут не сачканёшь! Тут не сачканёшь!
 И это каждый день до уроков, кроме снега, нечастого в ЮФО, можно строить бассейн в школе и там проводить холодные обливания, зимнее плавание, моржевание! Повторяю что ежедневно, а не в какой-то особый день года. А уже потом, когда ребята оденутся в сухое, перед ними ведущий Зарядки будет диктовать:1-2-3-4 вправо-влево - но только для того чтобы согреться: нужны активные движения и дети сами их будут делать всеми силами - физиология-то потребует! Дрожь унять чтобы.
  И физрук должен вместе с школьным врачом пройти курсы усовершенствования по теме:закаливание с выдачей сертификата:"Инструктор по закаливанию".

 Если вы думаете, что это мои фантазии и антиутопии, то напомню:не только в древней Спарте, но и на Руси всегда были в чести обтирания снегом, обливания из ведра, босохождение до глубокой осени, сон при открытой форточке, купания в речке, а ванны дома мало у кого были, тем более личные бассейны.

Воспитанниц Институтов благородных девиц заставляли  погружаться в холодные воды Невы. А говорите:советская школа была лучшей в истории! Это мы себе льстим, товарищи! Многое истинного и ценного для развития детей и юношества было утрачено, а многое чем пичкали и продолжают пичкать - не нужно.  Из советской педагогики по-настоящему лучшей была на мой взгляд школа Макаренко и школа Шаталова. Школа Сухомлинского.  Кстати, у В.Ф. Шаталова каждый день был урок физкультуры для всех, включая педагогов и самого директора. см д/ф "Час ученичества" С.Соловейчик:Виктор Федорович Шаталов после уроков сам в спортивной форме бегал и преодолевал препятствия с учениками на школьном стадионе. Кто из нас видел подобное хоть раз в бытность своей учебы. Даже при том, что идеи Шаталова наша система не взяла и теперь понятно почему. "Если всех учить на 5, то кто потом работать будет, пахать?" - ответ Шаталову от высокого чиновника в Министерстве просвещения, после чего экспериментальные классы в Донецке, куда приезжали за опытом учителя со всего Союза ССР - закрыли. Хотя ведь большая часть выпускников школы Шаталова и так составляли рабочий класс, и он сам писал, что никоим образом не нужно внушать ученикам, что вы станете академиками и народными артистами, писателями - это единицы, но все равно нужно учиться и учителя должны мотивировать на радость самого познания, а не какую-то карьеру в будущем, что для детей звучит непонятной далекой абстракцией, а сейчас мотивируют как раз на карьеру.
 Но вот и спортчас в школе Шаталова ведь не взяли на вооружение! А его вводили при нас, и тоже тут же забыли, а больше я не слышала о таком нововведении.
 Словно всё делается так. чтобы дети и физически росли больными и хилыми, и умственно не развивались.
 Так что это вопрос семьи и самого человека.

      05/04/2022
10ч.27м.

http://stihi.ru/2017/01/18/927
О лакунах образования. Дедукция и катарсис

  Метки: бассейн, библиотеки, виктор шаталов, дедукция и катарсис, документальное кино, закаливание, зарядка в школе, здоровье, зож, интеллект, как развить память, как читать с пользой, моя великая дидактика, новая педагогика, память, симон соловейчик, спортчас, учись учиться, чтение, эмили бронте
 
http://proza.ru/2019/01/06/1430
Как пробудить закрома памяти. Моцартовская Фиалка

 28.11.2022 12:19

https://zera-cherkesov.livejournal.com/358759.html
https://dzen.ru

----------------------------------------------------


Рецензии