Царь Грамматики. Сказка

  Школьник Тёма очень любил компьютерные игры. А вот учиться не любил – причём по всем предметам. Особенно не хотелось ему запоминать правила орфографии. «Трудно, скучно, – вздыхал мальчик про себя. – И зачем их вообще учить?! Друзья и так поймут: они сами с ошибками пишут. А для деловой переписки включил программу проверки грамматики – всё исправил – и готово!» Из класса в класс переходил он, но, становясь старше, не становился грамотнее.

  Как-то раз, получив за очередное безграмотно написанное сочинение низкий балл, Тёма пришёл домой, швырнул сумку в угол и привычно включил любимый персональный компьютер. Пока тот загружался, любитель «бродилок» и «стрелялок» раздумывал, во что сейчас будет «резаться».

  Неожиданно для него на экране высветилась надпись: «Царь Грамматики. Игра для чемпионов!»

  «Это что-то новенькое! Никогда не играл раньше! Посмотрим!» Тёма решительно нажал кнопку и тут же почувствовал, как какая-то сила засасывает его в экран, превратившийся в чёрную дыру. Любитель компьютерных игр жутко испугаться, но от страха даже не успел ухватиться за что-нибудь – неведомая сила подхватила его, как пушинку, и швырнула в неизвестное.

  Тёма очнулся на полу. Ему было очень страшно. Посмотрел по сторонам. Бревенчатые стены, а на них – великолепные ковры, большая каменная печь с изумительными изразцами... Приглядевшись, школьник увидел, что всё изображённое на коврах и изразцах было иллюстрациями к правилам русской грамматики, орфографии, пунктуации. Вдоль стен стояли тяжёлые сундуки и деревянные лавки, украшенные искусно вырезанными буквами, которые соединялись в слова и предложения – Тёма вгляделся и понял, что это правила орфографии и пунктуации. Тут его взгляд упал на стоявшего рядом незнакомца ростом до потолка, в сиявшей золотой короне с самоцветными камнями, в шикарных одеждах, сверкавших золотой вышивкой в виде букв и слов.

  – Здравствуй, Тёма! Я – волшебник – Царь Грамматики! Ты у меня во дворце! – заговорил он, опережая все вопросы Тёмы. Голос его был твёрд, но спокоен. – Давно я тебя поджидал. Чтобы попасть домой, тебе придётся преодолеть разные трудности! И доказать, что ты хорошо знаешь правила русского языка! Всё очень просто: ты должен без ошибок определять, как пишется то, что тебе нужно. Как написано, то и получишь! Всё понял?

  Тёма кивнул. Страх понемногу проходил.
– Начнём испытания! – продолжил Царь Грамматики. – Поработай денёк у меня истопником во дворце! Справишься – награжу по-царски! Золота у меня – полные сундуки! Каждое правило, каждое слово – всё золотое! И домой отправлю! Согласен?

  Немного успокоившийся любитель компьютерных игр снова кивнул. Царь Грамматики хлопнул в ладоши – и внезапно отворилась железная дверца у печки. Пылающее полено слегка высунулось наружу, угрожая пожаром.

  – Закрой скорее! – приказал хозяин дворца.

  Тёма попробовал закрыть раскалённую дверцу рукой или ногой. Не тут-то было: дверца горячая, а тут ещё полено угрожало сломаться и упасть на пол, из-за чего тот мог вспыхнуть!

  – Царь Грамматики! Полено сейчас упадёт! Мне нужна эта! Которой орудуют истопники! – школьник мучительно вспоминал, как называется нужная ему вещь. – Кочерыжка! – попросил он, подразумевая кочергу.

  – Пожалуйста! – Царь Грамматики щёлкнул пальцами, и в руках мальчишки оказалась капустная кочерыжка. В то же мгновение полено, рассыпая искры, упало на пол.

  – Ай, надо тушить! – жутко испугался Тёма. Он оглянулся и увидел в углу два одинаковых красных огнетушителя. Над ними было начертано: «Если слово написано верно, сработает! У тебя одна попытка». Тёма схватился за тот, на котором белела надпись «огнятушитель». Кроме шипения ничего не вышло. От испуга Тёма ещё больше растерялся.

  – Хватай ведро, беги на улицу! Водокачка рядом, сразу за воротами! – приказал Царь Грамматики. Пол уже дымился.

  Тёма с ведром в руке пулей вылетел из горницы, скатился с крыльца, пронёсся по двору и вылетел через распахнутые ворота на улицу. На мгновение обернулся на расписной терем Царя Грамматики – пока, кажется, не пылает. Прямо за воротами стоял указательный столб. На одной стрелке было написано «водокачка», на другой «вода качка». Раздумывать было некогда – и Тёма рванулся туда, где было написано «вода качка», тем более что там кто-то стоял. Подбежав к колонке, любитель компьютерных игр увидел скучающего здоровенного мускулистого детину устрашающего вида. Поставив ведро на землю и схватившись за рычаг, Тёма испуганно пробормотал:

  – Я воды наберу! А то пожар!

  – А мне какое дело?! – голос верзилы, поигрывавшего мускулами, оглушительно гремел. – Не тронь мою воду! Не видишь, что написано?! «Вода качка»! Я качок! Моя вода!

  Силач толкнул Тёму, тот свалился на рычаг и потерял сознание.
Очнулся Тёма по горло в воде. Огляделся – кругом вода, земли под ногами нет, берег виднеется вдали. Рядом на спине плыл Царь Грамматики, бережно поддерживая школьника, чтобы тот не захлебнулся.

  – Да, парень! Наделал ты дел! Как на рычаг упал, так вода и хлынула! Пожар залил наводнением! Теперь мой терем под водой! – он указал на торчавший из воды флюгер, украшавший башню его дворца. – И как нам до берега доплыть? Я тебя долго не удержу!

   Мимо проплывали овощи, фрукты, какие-то палки и несколько брёвен. Тёма начал мучительно соображать, вспомнил, что в кармане у него есть длинный моток прочной верёвки.

  – Нужно связать этот, как его, плод! – Нерадивый ученик снова перепутал: он подразумевал плот.

  – Пожалуйста! – Царь Грамматикишепнул пару волшебных слов – и к носу Тёмы подплыл опутанный верёвкой с множеством хитрых узлов экзотический фрукт.

  – Ой, нет, не то! Надо, чтобы мы поплыли на плоту! – Тёма наконец-то вспомнил, как пишется нужное слово.

– Другое дело!

  И тут верёвка из кармана школьника сама собой связала несколько проплывавших мимо брёвен. Царь Грамматикии Тёма забрались на плот и вскоре пристали к берегу.

  Тёма спрыгнул на сушу первым – и… свалился со стула! Ощупал себя – весь в холодном поту. Но зато он опять был в своей комнате. Рядом никого. Чуть мерцал монитор. «Ой, кажется, заснул за компьютером! Ну и сон! Всё, хватит этих игр! Возьмусь за учёбу!» И с того дня он засел за книги. С непривычки учиться было нелегко, многое пришлось навёрстывать, но Тёма не сдавался. Спустя время он подтянулся по всем предметам и стал примерным учеником. И писать стал почти без ошибок, а если возникали трудности, обязательно пользовался словарями и справочниками.


   Конечно, сюжет не нов, но, к сожалению, сказка остаётся злободневной, как и другие подобные.

Сочинил сказку я, Иван Сергеевич Загребин.


Рецензии