От Трипольской культуры до ранних славян

     Вся могильниками покрыта –
Без имян, без конца, без числа…
Вся копытом да копьями взрыта,
Костью сеяна, кровью полита.
     (М. А. Волошин)

     Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись... (Геродот)
 

     А сейчас из мира географии мы перенесемся в мир... Увы, мы снова разочаруем тех читателей, которые надеялись, что автор перейдет, наконец, непосредственно к изложению исторического материала. Собственно говоря, так поначалу и задумывалось, но реалии Евразийской империи, где политика и история являются едва ли не синонимами, а любой, даже самый невинный, на первый взгляд, вопрос из области истории в зависимости от конъюнктуры сегодняшнего дня может обрести идеологическую окраску, перечеркнули эти благие намерения.

     Характерным примером такого рода является археологическая культура землепашцев и скотоводов эпохи энеолита1, известная нам под названием Трипольской2. После распада Империи и обретения Украиной независимости усилиями ряда политиков (то ли просто малограмотных, то ли сознательно искажающих хорошо известные археологам факты), Трипольская культура стала новым национальным мифом, актуальной составляющей политической жизни страны, превратившись из одной из многих археологических культур, некогда существовавших на территории Украины, в «цивилизацию праукраинцев. Этот миф получил государственную поддержку – был учрежден возглавляемый народными депутатами благотворительный фонд «Трипілля и провозглашен Год Триполья в Украине3.

     Апологеты этого, уже не имперского, а национального мифа, находясь, вероятно, под влиянием идей Л. Т. Силенко и С. П. Плачинды, не только напрямую связывают существовавшую в VI–III тысячелетиях до н. э. Трипольскую культуру с... современными украинцами, но и представляют ее, ни много и ни мало, центром всего тогдашнего мира, колыбелью современной цивилизации. В этой кузнице древних технологий, по их мнению, якобы и зародилось земледелие, были впервые одомашнены дикие бык и лошадь, изобретены сани и телеги, существовали крупные города. Количество квазипатриотических литературных фантазий на трипольскую тему не поддается описанию и с каждым годом увеличивается. (Правда, иногда трипольский миф используется и «неоимперцами», считающими Трипольскую культуру колыбелью «трех братских народов», предтечей Российской империи, с крушением которой начался смертоносный процесс, угрожающий всему человечеству, и остановить который можно только новым объединением.)

                Карта 2. Кукутень-Трипольская культура

     Между тем, трипольцы не были ни автохтонным населением, ни праиндоариями, а, выражаясь современным языком, «мигрантами» с Ближнего Востока, где в районе Плодородного полумесяца около 10 тысяч лет назад началась неолитическая революция, приведшая к небывалому росту численности населения и соответственно к его расселению. В VII тысячелетии до н. э. выходцы из Малой Азии, принадлежавшие к восточно-средиземноморскому антропологическому типу и говорившие на языке, близком к языку малоазиатских хаттов и хурритов, заселили юг Балканского полуострова, принеся с собой все вышеперечисленные инновации. Затем, по мере дальнейшего роста своей численности, «мигранты» продвигались на север и северо-восток, достигнув в VI тысячелетии до н. э. Северного Причерноморья и Правобережья Украины4. Не подтверждает наука и какую-либо прямую связь трипольцев с украинцами, появившимися лишь в средневековье (согласно одним теориям в раннем, по другим теориям – в позднем): «Замешанная на постколониальном комплексе неполноценности, искреннем патриотизме, любительстве и понятном недоверии к официальной науке, трипольская версия украиногенеза представляет собой типичный пример псевдонаучного мифотворчества. Польза Украине от нее сомнительна, а вред очевиден»5.

     По мнению Л. Л. Зализняка6, неумение отделять каждый конкретный этнический организм от его пращуров является одной из наиболее распространенных ошибок при определении времени его рождения: «Всякий этнос является генетическим наследником многих других народов-предшественников. Так, пращурами украинцев в разной мере были многочисленные народы прошлого (трипольцы, праарийцы, киммерийцы, скифы, сарматы, зарубинецкие племена и много других). От них украинский этнос унаследовал определенные культурные достижения. Однако принципиально неверно путать время зарождения украинского народа с появлением его далеких и непрямых пращуров (например, трипольцев или арийцев). Несмотря на определенное наследие последних в культуре украинцев, как и в культуре многих других этносов, упомянутые народы далекого прошлого были отдельными этничными организмами с собственной неповторимой и отличной от украинцев историей и этнокультурой. Между ними и украинским народом отсутствует беспрерывная преемственность этноисторического развития, что не дает оснований считать эти общества единым этничным целым»7.   

     В завершение рассказа о Трипольской культуре скажем, что она, как и многие другие земледельческие культуры Восточной и Центральной Европы того времени, была уничтожена индоевропейскими полукочевыми племенами, которые изобрели боевую повозку и завоевали с помощью этой военной инновации значительную часть тогдашней Ойкумены8. Большинство современных европейцев (славяне, балты, германцы, греки, италики) являются потомками этих воинственных скотоводов.

     А теперь пора перейти от развенчания мифов к истории. И, чтобы самим не оказаться в плену у мифов и легенд, перенесемся на много столетий вперед – во время, когда появляются первые письменные свидетельства о народах, населявших Северное Причерноморье. Упоминание об этих (предположительно ираноязычных) племенах, условно объединенных под общим названием «киммерийцы», мы находим уже у древнегреческих поэтов Гомера и Каллина. Но, поскольку сведения эти достаточно расплывчаты, то имеет смысл сразу перейти к рассказу о пришедших на смену киммерийцам уже абсолютно достоверно ираноязычных скифах9 и сарматах10.

     Хотя и здесь существует много неясностей. Во всяком случае, со времен Геродота, впервые описавшего скифов и приведшего три версии их происхождения, туман над начальной стадией этногенеза этого народа полностью так и не рассеялся. Правда, из трех возможных вариантов, рассматриваемых древнегреческим историком, первые два (от сына Зевса и дочери бога реки Борисфена-Днепра Таргитая или от сына Геракла и змееногой титаниды Ехидны Скифа) вызывают в наше время вполне оправданные сомнения. А вот третий, согласно которому скифы пришли в Северное Причерноморье из Азии, потерпев поражение от других народов, признается учеными наиболее вероятным.


     Что же касается отношений скифов с их ближайшими сородичами сарматами, то вначале они были дружественными, однако в III веке до н. э. между ними разгорается война, причиной которой стало стремление сарматов отобрать у «братьев» богатые причерноморские пастбища и взять в свои руки выгодную торговлю с греками11. Боевые действия, начавшиеся примерно в тех же местах, где в наши дни разгорелся конфликт между двумя другими «братскими народами» (надо ли говорить, что трудно найти лучшую иллюстрацию бессмысленности этого термина!), завершились решительной победой сарматов12, оттеснивших скифов в степной Крым и Нижнее Поднепровье. Там скифам удастся продержаться вплоть до нашествия готов13, а окончательно исчезнут они с этнографической карты нашей планеты во время Великого переселения народов14.

     Другим народом, пострадавшим от натиска сарматов, стали бастарны, населявшие с III веке до н. э. по III век н. э. территорию от Карпатских гор до среднего течения Днепра, и, возможно, участвовавшие в этногенезе славян. К тому же периоду многие историки относят начало продвижения славянских племен на восток в бассейн Днепра.

     В первой половине III века н. э. на земли современной Украины, преодолев за несколько десятилетий путь от южных районов Швеции до Северного Причерноморья, приходят готы. Тех из них, что обосновались в районе нижнего течения Днестра, стали называть вестготами, а избравших для своего проживания междуречье Днепра и Дона – остготами, или остроготами. Часть готов проникла в Крым, взяв под контроль Боспорское царство15, откуда они совместно с другими «варварскими» племенами начали совершать опустошительные морские рейды на владения Рима по берегам Черного и Эгейского морей. Набеги продолжались в течение тридцати лет и приняли такие масштабы, что получили в римской историографии название Скифской, или Готской войны. (Государственное образование крымских готов, княжество Феодоро, просуществовало до самого конца средневековья и было уничтожено турками и татарами лишь в 1475 году.)

     В государство остготов входили славянские и финно-угорские племена, а само оно занимало обширнейшую территорию, достигнув наивысшего могущества в середине IV века во времена правления короля Германариха.

     Однако господство готов в Северном Причерноморье оказалось недолгим – уже в 354 году н. э. началась крупномасштабная даже по современным меркам война с пришедшими с востока гуннами16. Она продолжалась более двадцати лет. Основные боевые действия развернулись в нижнем течении Дона, где пехота готов и тяжелая конница их союзников алан17 долгое время успешно отражала атаки легкой кавалерии гуннов. Однако в дело неожиданно вмешался Его Величество Случай. Форсировав в 375 году Боспорский (ныне Керченский) пролив по случайно открытому броду и пройдя огнем и мечом по территории Крымского полуострова, гунны вышли через Перекопский перешеек в тыл к не ожидающим угрозы с этого направления врагам и нанесли им сокрушительное поражение18. Часть остготов осталась лежать на полях боев, часть примкнула к победившим гуннам, а часть, создав так называемый эффект «домино», в панике бежала на запад. Собственно говоря, эти события и положили начало Великому переселению народов, уничтожившему Западную Римскую империю и полностью перекроившему политическую и этнографическую карту Европы. После гуннов в степях Причерноморья последовательно появляются болгары, авары, венгры и (уже во времена Киевской Руси) хорошо известные летописцам печенеги, торки (гузы), половцы.


          1. Энеолит (медно-каменный век) – эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита к веку бронзы. Во времена энеолита появились первые изделия, сделанные из самородной меди, однако в целом по-прежнему преобладали орудия из камня.
     Неолит (новокаменный век) – заключительный период каменного века в истории человечества. Характеризуется усложнением каменных орудий труда и оружия, появлением керамики, ткачества, началом земледелия и животноводства, и, вызванным переходом от присваивающего способа ведения хозяйства к производящему (неолитическая революция) и резким ростом населения.

     2. Трипольская культура – одна из наиболее крупных и наиболее развитых земледельческих культур своего времени (VI–III тыс. до н. э.). В Румынии получила название культура Кукутень по имени села, где впервые (1884 г.) были найдены артефакты, связанные с ней. На территории Правобережной Украины первое кукутень-трипольское поселение было обнаружено в 1893 году при раскопках в Киеве В. В. Хвойкой. А в 1894–1896 годах он раскопал еще несколько подобных поселений в районе села Триполье. (Крупнейшие из «кукутень-трипольских» протогородов насчитывали до 10 тыс. жителей.)

     3. Зализняк Л. Л. О трипольцах, семитах и нардепах-трипольеведах. URL:
     4. Нефедов С. А. История России. Факторный анализ. Т. 1: С древнейших времен до Великой Смуты. С. 33–34.

     5. Залiзняк Л. Л. Стародавня історія України. Київ: Темпора, 2012. С. 387.

     С одной стороны, «трипольеведы» дискредитируют украинскую академическую науку в глазах мирового научного сообщества, с другой – сами вкладывают в руки противников украинской идеи мощное полемическое оружие. Ведь теперь не надо искать научных аргументов против той же теории М. С. Грушевского – вполне достаточно огульно назвать ее еще одной «трипольской фантазией». В-третьих, «возникает вопрос, почему трипольцы собственно были украинцами, а не румынами, как это утверждают румынские ультрапатриоты?» (Залiзняк Л. Л. Стародавня історія України. С. 382.)

     6. Зализняк Л. Л. (род. 1951) – доктор исторических наук, специалист по археологии каменного века и палеоэтнологии.

     7. Залiзняк Л. Л. Стародавня історія України. Київ: Темпора, 2012. С. 390.

     8. Нефедов С. А. История России. Факторный анализ. Т. 1: С древнейших времен до Великой Смуты. С. 39.

     9. Скифы – древний ираноязычный народ, населявший степи Северного Причерноморья от Дуная до Дона, а также степной Крым. В античных источниках упоминаются царские скифы, скифы-кочевники, скифы-пахари. Окончательно исчезли с этнографической карты Земли во время Великого переселения народов.

     10. Сарматы (савроматы) – родственный скифам ираноязычный народ (известный специалист по скифо-сарматской археологии Б. Н. Граков вообще считал, что сарматы появились в результате ассимиляции скифами одной из групп автохтонного населения Приазовья). К числу западных сарматских племен относятся проникшие в Северное Причерноморье роксоланы и языги, а к восточным – осевшие на Кубани и Северном Кавказе сираки, аорсы и аланы.

    11. Хазанов М. А. Золото скифов. С. 25–26.

     12. Вероятно, сарматам, как и ариям, победу принесла военная инновация – их длинные железные мечи позволяли рубить прямо с коня, в то время как скифам для того, чтобы пустить в ход свои короткие полумечи-полукинжалы (акинаки), приходилось спешиваться.

     13. Готы – германский народ, чей прародиной была Южная Скандинавия. Во II веке переправились через Балтийское море и начали постепенное движение на юго-восток к Северному Причерноморью, основав на территории современной Украины государство Ойум. К сожалению, об этом периоде истории готов нам остается черпать сведения только из германо-скандинавского эпоса и трудов Кассиодора и Иордана, живших в VI веке, то есть гораздо позже описываемых ими событий. Согласно Л. Л. Зализняку, готское нашествие прервало процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства, приведя к расколу единого раннеславянского (венедского) массива и появлению антов Поднепровья и склавинов Волыни и Приднестровья. (Залiзняк Л. Л. Стародавня історія України. С. 337.)

     14. Великое переселение народов – условное название разнонаправленного движения европейских народов в IV–VII веках, приведшее в конечном итоге практически к полному изменению этнографической карты Старого Света.

     15. Боспорское царство – античное государство, возникшее в начале V века до н. э. на территории Крымского и Таманского полуострова.

     16. Гунны – мигрировавший из Центральной Азии на запад кочевой народ, вопрос о происхождении которого (тюркском или монголо-маньчжурском) до сих пор является дискуссионным.

     17. Аланы – сарматское племя, занявшее, начиная с I века н. э., доминирующее положение в степях Приазовья и Предкавказья. Являются прямыми предками современных осетин.

     18. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. Москва: Изд-во восточной лит., 1960. С. 90–91.


Рецензии