Прорыв топливно-энергетической блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады. Для связи с Большой землей оставалось только Ладожское озеро, через которое уже с 12 сентября начала действовать Дорога жизни. В этот день в Ленинград прибыл первый караван судов Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства с 800 тоннами зерна и муки.
Блокированный город столкнулся со множеством проблем, одной из которых была отсутствие проводной связи с Большой землей. Радиосвязь же не гарантировала секретность, была подвержена атмосферным и преднамеренным помехам. Поэтому восстановление проводной связи стало приоритетной задачей.
В условиях штормовой погоды и налетов вражеской авиации связистам Ленинградского фронта и морякам Ладожской флотилии удалось проложить через озеро несколько телефонных и телеграфных кабелей протяженностью 37 км каждый. Использованные кабели не были предназначены для подводной прокладки, были слишком тонкими и со слабой изоляцией, поэтому часто выходили из строя и требовали ремонта.
В конце концов удалось изыскать закупленный за границей еще до войны морской многожильный бронированный гидроакустический кабель длиной 43 километра (один его километр весил 8 тонн). Для его прокладки использовалась импровизированная баржа-кабелеукладчик водоизмещением 700 тонн.
Прокладке кабеля предшествовала кропотливая работа гидрографов Ладожской военной флотилии по проверке дна трассы. 29 октября совместными усилиями моряков кораблей Ладожской военной флотилии и судов Северо-Западного пароходства, связистов фронта и Ленэнерго кабель был проложен по дну Ладоги. В ночь на 11 июня 1942 года, через Ладожское озеро был проложен второй подводный кабель электрической связи. Он проходил несколько южнее первого, а его протяженность составляла около 30 километров. Надежная связь действовала до конца войны и даже после нее.
Другой серьезной проблемой стало энергоснабжение огромного города. На оккупированной территории оказалась Лесогорская ГЭС, по плотине Нижнесвирской ГЭС прошла линия фронта, ЛЭП от Волховской ГЭС оказались на захваченной территории. Расположенные в городе ТЭЦ-1 и ТЭЦ-5 испытывали жесточайший дефицит топлива. В результате этого была остановлена подача электроэнергии в жилые кварталы, на насосные станции водопровода (соответственно, город остался без водоснабжения и канализации), были остановлены трамваи, троллейбусы и метро, большинство заводов.
Электроэнергией снабжались только Смольный, госпиталь и хлебозаводы. Распределял потребление энергии лично член Военного совета Ленинградского фронта А.А. Жданов. За весь февраль 1942 года в Ленинграде было выработано 7,5 млн.кВт.ч. электроэнергии - меньше, чем в предвоенные годы вырабатывалось за день. 25 января 1942 года был самым тяжелым днем энергетики Ленинграда: работала только ТЭЦ-1 с нагрузкой всего в 3000 кВт.
Для снабжения города электроэнергией по предложению уполномоченного Государственного Комитета Обороны в Ленинграде А.Н. Косыгина в декабре 1941 года было принято решение о восстановлении Волховской ГЭС. Основное оборудование этой электростанции еще в октябре было вывезено на Урал и в Среднюю Азию.
В Волхов в феврале 1942 года прибыли эшелоны с оборудованием, 30 апреля первый гидроагрегат был сдан в эксплуатацию, а к концу мая в строю было уже три. Специалистов собирали по всей стране – вывозили из блокадного Ленинграда (был организован специальный стационар, в котором истощенные голодом люди восстанавливали здоровье), возвращали из эвакуации с Урала, даже отзывали с действующей армии. А тем временем вражеская авиация регулярно бомбила станцию – в отдельные дни, фиксировалось по 4-5 налетов.
Для подачи электроэнергии в осажденный город было решено проложить через Ладожское озеро кабели напряжением 10 кВ. К началу августа на ленинградском заводе «Севкабель», где работали, в основном, женщины и дети, было изготовлено 120 километров необходимого кабеля марки СКС сечением 3 х 120 мм. Из-за отсутствия специальной бумаги для изоляции использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для печати денежных купюр.
Прокладка первой кабельной линии по дну Ладоги началась 3 сентября 1942 года. Кабельные вставки длиной по 22,5 км предварительно монтировались на барже водоизмещением 800 тонн в бухте Морье на юго-западе озера. На баржу кабель, один метр которого весил 58 кг, вручную подавали женщины. Всего по дну на глубине 18-20 м было проложено 5 ниток кабеля. Прокладка велась со скоростью 2-2,5 км/час. Всего в этих работах было задействовано около 1500 человек. Хотя прокладка велась только в ночное время из-за опасности авианалетов и артобстрелов, погибло 16 человек, в том числе и капитан судна, участвовавшего в операции.
Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград, включающей 3 подстанции, более 200 км линий, 5 ниток подводного кабеля, было выполнено за 48 дней вместо заданных Военным советом 56. 23 сентября 1942 года энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. Это позволило запустить трамвайное сообщение, многие заводы, и даже дать свет в квартиры ленинградцев 6-7 ноября 1942 года в годовщину Великой Октябрьской революции. Этот кабель в строю до сих пор: его подняли со дна Ладоги и проложили под тротуаром Невского проспекта.
Для увеличения количества подаваемой в город электроэнергии в январе 1943 года по льду Ладожского озера за 12 суток была проложена воздушная линия электропередач напряжением 60 кВ длиной около 30 км. Это позволило довести подаваемую в Ленинград мощность до 28 500 кВт. «Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована лишь когда начали таять снега.
Еще ранее через Ладогу был проложен трубопровод для подачи в город на Неве различных видов жидкого топлива. Весной 1942 года в блокадном городе горюче-смазочных материалов оставалось всего на 100 дней.1 мая 1942 года было вышло постановление, в котором в частности указывалось:

«Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны за № 1652сс от 25 апреля 1942 года Военный Совет Ленинградского фронта ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обязать особое строительство № 6 Наркомстроя (начальник т. НЕДУЖКО М.И.) построить к 20 июня 1942 года:
а) сварной подводный 4-дюймовый трубопровод станция Мыс Кареджи - станция Ладожское озеро с выходом к конечному пункту ст. Борисова Грива, длиной около 25 километров, производительностью 300-350 тонн в сутки;
б) головную перекачивающую станцию с металлической емкостью 1000 тонн на станции Мыс Кареджи, а также раздаточное устройство и металлическую емкость 600 тонн в районе станции Борисова Грива.»

Начиная с конца апреля гидрографы Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и подразделения их аварийно-спасательных служб провели промер глубин и обследовали грунт в полосе трассы будущего трубопровода, для чего во льду было прорублено более 1500 лунок.
Проектирование трубопровода выполнили ударными темпами и уже 5 мая началась его прокладка. 15 июня 1942 года 30-километровый трубопровод был досрочно сдан в эксплуатацию. Несмотря на то, что строительство подводного участка началось с серьезной аварии - разыгравшийся шторм унес первую полностью собранную километровую плеть, которую так и не нашли, подводный трубопровод длиной 21,5 км построили всего за 15 дней, с 31 мая по 14 июня 1942 года. Впервые в мире был сооружен подводный трубопровод такой протяженности. В 1943 году его увеличили еще на 3 км.
Перед укладкой подводной части трубопровода водолазы готовили для него ложе - канаву с ровным дном, убирали валуны, наиболее крупные из них подрывали.
Для трубопровода использовались сохранившиеся в полуразрушенных складах Ижорского завода трубы диаметром 101 мм с толщиной стен 5-8 мм. Трубопровод на берегу монтировался из секций длиной 5-7 м в плети длиной от 200 до 2000 м. Около 40 % длины трубопровода собирались из трубных секций, соединенных в плети резьбовыми муфтами с последующей обваркой, остальная часть труб сваривалась без резьбы. Перед укладкой плети опрессовывались давлением 35 кг/см; (рабочее давление 15 кг/см;) и покрывались битумной изоляцией.
На сухопутных участках трубы укладывались в траншею ниже глубины промерзания грунта. При строительстве подводной части плети стаскивались в воду буксиром. Поддерживаемые понтонами и бревнами, соединялись на плаву, а затем опускались на дно (глубины на трассе доходили до 12 м). На малых глубинах трубопровод для защиты от повреждений замывался грунтом гидромонитором.
По проложенному трубопроводу попеременно перекачивались различные виды горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Теперь на нефтеналивных баржах доставлялся только мазут.
Кроме того, топливо через Ладогу по предложению начальника Осиновецкого порта А.Я. Макарьева доставлялось ... прямо в железнодорожных цистернах. Для этого на противоположных берегах озера были сооружены слипы с рельсами, уходящими в воду. Цистерны по ним спускались на воду, соединялись в караван по 8-9 штук и буксир тащил их к противоположному берегу.


Рецензии