Хатико из Мариуполя. Записки врача

Однажды мы, 11 человек, врачи, приехали в конце ноября 2022 года в Мариуполь, в составе гуманитарной миссии. Мы радовались, как дети, когда встретились в Ростове, и мечтали наконец-то приехать в Мариуполь и начать помогать людям.. Город был почти полностью разрушен после бомбежек. Однажды наши донецкие командиры согласились отвезти нас на море и показать город. 12 ноября днем приехали ребята из Донецка, Олеся, Женя и Сергей, молодые, стильные, статные.

Глядя на этих молодых гордых красавцев и на длинноногую изящную девушку не верилось, что ребята живут под обстрелами прилетами уже 8 лет. Цепкий взгляд и немногословность отличала их от нас, привыкших к расслабленной мирной жизни. И вот мы приехали на пирс, на Приморский бульвар. Женя и Сергей взяли кофе и молча пили , глядя на воду.

На небе быстро бежали серые тучи, дул холодный пронизывающий ветер. Я поежилась и так захотелось посидеть с чашечкой ароматного кофе, вдыхая соленый воздух, что мои ноги сами принесли меня к палатке, и вот у меня в руках уже стаканчик кофе и вкусный лаваш с горячим сыром. Отхлебнув немного, я увидела двух дворняжек и большую черную собаку, похожую на бульмастифа или какую-то из этих булек.

Пес был сильно истощен, просто собачий скелет, обтянутый кожей. Они подошли ко мне, с жадностью съели по кусочку сыра. Купила жареную курицу в палатке с шаурмой. Пес аккуратно ел с ладони, слегка дотрагиваясь зубами до пальцев . Ростом он доходил мне до пояса, с черной сверкающей шерстью, огромной головой, Он был страшно истощен: ребра торчали, кости таза четко выступали, когда он сел, каждый позвонок можно было пересчитать.

Когда мясо закончилось, он отвернулся и пошел, хромая на заднюю лапу, на пирс, в надежде найти еду. Глаза смотрели печально и безнадежно. Он не прыгал, не лаял, не заглядывал в глаза, от всей его фигуры веяло какой - то отрешенностью и жутким одиночеством. Снова я подошла к палатке, где готовили шаурму и варили кофе.

; Девочки, сказала я им;- Можно у вас купить куриное мясо? -Хочу этого красавца покормить. Не хотите его к себе забрать? Он какой-то удивительный!
; Да он никому не дается! - сказала одна из продавщиц. - его хотели какие-то люди поймать- не подпускает к себе никого. Он появляется каждый день, всегда один.. Мы с девочками купили этой приготовленной на костре курятины и снова позвали собак. Он даже ел без агрессии, позволяя своим друзьям полакомиться.

Я стала спрашивать про эту собаку у продавщиц, они рассказали, что он прибегает на пирс почти каждый день в поисках еды и куда-то убегает. Они не знали ничего о нем.. Рассказали, что много животных оказалось на улице после бомбежек: оставляли убегающие из города хозяева, у многих погиб его Человек.. Я увидела, что возле пирса на территории бывшего яхт-клуба стоят миски и поняла, что люди которым самим зачастую нечего есть, подкармливают осиротевших лучших Друзей ..

Я стала думать о нем, как бы ему помочь? Никак не могла его забыть, перед глазами стояла его грустная неприкаянная фигура, потом я стала мечтать, как я заберу его себе, какой у меня будет друг.. Стала думать, как бы я его назвала.. Джим? Джек? -нет, не то.. Марик- в честь Мариуполя? Может быть, Эрик? Марик- Эрик?.. с этими мыслями я и уснула.


На следующий день, в воскресенье, мы с девчонками собрались сходить в магазин, на улице я предложила купить корм и отвезти на пирс в эту палатку , где готовят шаурму. Купили большой мешок корма, и по очереди понесли его. Около пирса стояло полуразрушенное фортепиано, уже без клавиш, но струны, хоть и ржавые, были все целы. Маша перебирала пальцами эти струны, пока я рассыпала корм в миски, которые мы предусмотрительно прихватили с собой, наливала и воду.

Прибежали знакомые уже дворняжки, с удовольствием поели сухой корм, один из них , симпатичный лохматый черныш, вполне себе даже упитанный, привалился к ноге и стал лизать руку, расслабленно улыбаясь. Я снова пошла и постучалась в знакомое окно этой кафе- палатки. Попросила девушек продавщиц подкармливать этим кормом собак, кто придёт. Стоял яркий солнечный день; Вода сверкала на солнце и волна перекатывала ракушки, как драгоценные камни. Присев на корточки у воды я ощутила соленый запах моря, солнышко стало припекать.. Я задумалась..

По дороге в больницу, где мы жили, увидели страшные разрушенные дома, черные сгоревшие окна, в некоторых квартирах все равно жили люди, там горел свет, оконные проемы были затянуты пленкой, или тряпками, или забиты досками. Проходя мимо разбомбленной школы я увидела футбольное поле, заросшее травой, выше ворот. Заглянув в оконные проемы увидела валяющуюся пыльную парту и разбитый глобус. Дверей внутри не было..

Стояла жуткая, давящая тишина. Не было слышно ни звонков,ни топота ног, ни детских громких голосов. Во дворе сгоревшей пятиэтажки стояла разбитая машина без колёс; лобовое стекло было разбито, середина была вдавлена, но кусочки стекла не высыпались. На помятом темно- синем капоте было нацарапано неровными буквами: «ВЛАД СЫНОК ОТЗОВИСЬ ПАПА» и номер телефона… Комок подкатил к горлу.

Подавленные мы шли домой, в больницу, где находились те, кому нужна была наша помощь. Вечером того же дня я решила попробовать узнать, как можно вывезти эту собаку в Москву. Стала расспрашивать мариупольских коллег, где можно заказать машину для перевозки, есть ли у кого-нибудь возможность взять его на передержку. В основном все говорили, что это очень сложно, многие до сих пор бездомные, сгорели квартиры, разрушены дома.

Стала искать такси, но все отказывали, узнав о какой собаке идёт речь. И вдруг мне написала женщина, которая живет в Горловке , за 200 км от Мариуполя, и рассказала, что они в прошлом году также нашли бездомного алабая. Она готова мне помочь отвезти его в субботу. Незнакомая женщина, живя под постоянными обстрелами, согласилась мне помочь!

Вечером позвонил ее муж и посоветовал найти мне кого- то, кто согласится подержать его у себя до субботы. Я снова начала расспрашивать знакомых в больнице, но никто не соглашался взять его к себе.

Утром 17 ноября меня позвали на консультацию в отделение хирургии. Посмотрев пациента я зашла в ординаторскую, чтобы оставить в истории болезни свою запись. Подошел хирург, который лечил этого мальчика. Обсудив рабочие моменты, я сказала ему:
; Вы не знаете никого, кто согласился бы взять бездомную породистую собаку на передержку ?на 2 суток?
; Сейчас попробую решить. Пишите пока, доктор. Я Написала свой осмотр, рекомендации и уже собралась уходить, как открылась дверь и в ординаторскую зашли двое хирургов.
; Идите сейчас в оперблок, найдите старшую сестру Татьяну Георгиевну, она сможет Вам помочь. Я помчалась через переход в оперблок, не веря, что моя мечта забрать этого красавца, в которого я влюбилась, может сбыться. Завтра, 18 ноября заканчивалось наше путешествие и утром мы должны будем уехать. Уставшая санитарка мыла полы, когда я переступила порог оперблока. Попросила позвать Татьяну Георгиевну, сказала, что я из хирургии.

; Здравствуйте! - вышла красивая женщина в ослепительно белом халате с какими- то невероятными добрыми, смеющимися ярко-голубыми глазами.
; Здравствуйте! Я Марина Валерьевна, педиатр, волонтер. -сказала я привычную фразу.- Меня хирурги отправили к Вам, сказали, что Вы сможете мне помочь.. Дело в том, что я хочу забрать бездомную собаку, породы Кане- корсо. А люди, которые согласились привезти собаку в Москву живут за 200 км… Они могут приехать за ней только в субботу утром. Нужно найти кого- то, кто возьмёт его на передержку. Я с надеждой посмотрела в ее глаза, Татьяна Георгиевна кивнула, затем взяла телефон, набрала номер.

; Наташа! Наташа! Это Татьяна Георгиевна! Связь прерывалась. Она вышла в коридор, затем вернулась и сказала:
; Наташа согласилась взять собаку. Это наша санитарка. Расскажите ей сами и дала мне ее номер телефона. Услышав наш разговор, подошла операционная медсестра.
; А помнишь, Таня, у нас врач был, хирург, из России, тоже забрал собаку. Они начали вспоминать тот случай, потом стали вспоминать прилеты, как работали в больнице, как привозили и приносили нескончаемым потоком раненых, разорванных, разбитых, контуженных, обмороженных, но живых Русских людей..   

Я радостно поблагодарила ее и побежала в свою палату одеваться и собирать сумку с едой. Накануне вечером я писала знакомому ветеринару в Тимирязевскую академию, врач предупредила меня, что это очень опасная затея, что собаки этой породы, кане- корсо очень сильно привязаны к своему хозяину и к другим людям может быть большая агрессия, если попытаться ее поймать. Она посоветовала дать собаке габапентин, снотворное, но так как у меня этого лекарства не было, я посоветовавшись с неврологом, решила дать ему таблетку амитриптилина, спрятав ее в сыре. Наташа приехала в больницу, чтобы вместе со мной помочь найти и поймать эту собаку.
И вот мы приехали на сгоревший железнодорожный вокзал. Наташа сказала, что хочет пойти со мной искать собаку. Чуть позже подошла ее 12- ти летняя дочка, Маша и тоже пошла с нами. Мы шли по дороге вдоль моря в сторону пирса и выглядывали большую черную собаку. Накануне все ночь и утро лил дождь, сейчас дождь прекратился и задул холодный ветер, небо было затянуто тучами, было очень сыро и промозгло. Никаких собак не было видно. Мы договорились, что я останусь искать собаку, а когда найду, позвоню ей и она придёт помогать ловить и мы отведем его домой.

Вобщем, план был так себе. Крупный бездомный пес бойцовской породы, который, как сказали , никому не даёт одеть на себя ошейник и я - с сумкой еды и большой надеждой. Походив туда-сюда, я вернулась на детскую площадку на пирсе и села на табурет. «Буду ждать», подумала я, достала из рюкзака ошейник и засунула его к себе в карман. И вдруг, я увидела Его!! Я не поверила своим глазам, он стоял недалеко от меня.

; Марик, иди сюда! Пес подошел ко мне. Я стала искать в сумке и выкладывать снедь: сухой корм, творог, макароны с сосисками.. он начал есть сосиски.. Вид его был ужасен: изо рта текла слюна, на локтях появились потертости. Уже начались морозы по ночам.. Я достала кусок сыра, в котором спрятала таблетку снотворного. Он с удовольствием проглотил его. Попыталась надеть ошейник- он не давал сделать это, уклоняясь назад. Я снова уговаривала его поесть. Он ел, а я гладила его по голове , тихонько говоря ласковые слова, но когда он поел, то отошел в сторону. Я стала ждать, пока он заснет. Он пошёл на пирс, где люди ели чебурек и и сел возле них. Женщины стали угощать его, а я снова пошла в знакомую палатку, и попросила продать мне куриное мясо для моего друга.

; Подождите!- сказали мне. - его ищут. Какая- то женщина, говорит, родственница его хозяина. И ещё, пытались какие-то люди его поймать, но он никому не дает себя поймать. Прибегает каждый день на несколько минут, и снова убегает. Где-то в развалинах живет, - предположил девичий голос. - сейчас, подождите. Девушка дала мне листок бумаги, на котором был написан номер телефона. Я набрала цифры
; Алло!
; Я нашла Вашу собаку, я хочу забрать его в Москву. - скороговоркой проговорила я. - но мне на пирсе сказали, что Вы давно его ищите. В трубке послышался треск, шум, девушка на том конце что-то кричала, было сложно разобрать слова
; Я еду из Донецка, скоро буду в Мариуполе! Я мчусь изо всех сил! Где-то минут 40- час! Вы где?
; Я на пирсе на Приморском бульваре
; Пожалуйста, дождитесь меня - звук опять пропал. Я позвонила Наташе, она сказала, что выходит. Он лёг между ржавых рельс и положил голову. Подошла Наташа с дочкой. Мы стали ждать, чтобы он заснул, чтобы одеть ошейник, но он встал, подошёл к морю, попил воду и пошёл вдоль берега. Мы решили идти за ним на некотором расстоянии, чтобы не терять его из виду. Почти сразу за пляжем стояли бесконечные ржавые сгоревшие, все покореженные вагоны. Внезапно он пошёл быстрее и нырнул под вагон. Маша, Наташина дочка, сказала с отчаяньем: -он уходит! Давайте за ним! Ну пожалуйста… Мы втроем полезли под вагоном .. увидели его чёрную хромающую фигуру по дороге между домами. Я снова набрала телефон.
; Вы где?
; Я приехала, взяла мужа,минут 10 и подъедем.
; Мы ходим за ним кругами, перешли за ним в частный сектор. Я не знаю, как его поймать. Наташа стала объяснять ей, где мы находимся. Внезапно из- за угла на скорости, вылетели старенькие жигули и остановились возле большой клумбы, заросшей какими-то кустами . Из машины вышел худой парень и девушка в красивом платье.
; Он пошёл в эти заросли! - сказала я
; Сейчас, мы привезли говядину с гречневой кашей.
; Я его накормила, не уверена, что он голодный.. Парень вытащил поводок, взял большую кастрюлю в другую руку и полез в заросли травы и кустарника. Девушка подошла к нам.
; Я- Аня,- сказала она .
; Марина, Наташа и Маша.
; Его зовут Эрик. Его хозяин погиб в марте при обстреле. Они жили вдвоем. Мой брат был начальник - и она назвала какую-то то ли военную, то ли милицейскую структуру, я не разобрала.. Навалилась какая-то усталость. Я поняла, что нашлись его люди, теперь нужно его поймать и откормить.. Аня стояла и рассказывала , как они его искали, как он любил своего Человека, ее погибшего брата , как он ходил месяцами и искал своего Человека.. Понимал ли Эрик, что его хозяина больше нет? Что чувствуют они, что думают? .. Когда я звонила знакомому врачу в Тимирязевскую Академию в Москве, то меня предупредили, что у собак этой породы очень сильная привязанность к людям и к чужим людям может быть агрессия. Но Агрессии не было у этой израненной верной души. Он просто ходил и искал того единственного, кого любил и потерял. И ему не важно было отсутствие теплой постели и сытной вкусной еды, он просто не знал , как ему жить без своего родного Человека.

; Аня, я поняла, что у него есть Вы. Как же хорошо. Теперь вы знаете, где его можно найти. Ну, а мне пора. В больницу.- сказала я. Наташа попрощалась с нами и они с дочкой ушли домой.
; Мы можем тебя подвезти!
; Нет, спасибо, - я хотела пройтись пешком.
; Давай посмотрим, поймал ли Саша его?
; Давай, конечно. Мы подошли к сгоревшему железнодорожному составу, пригнулись, чтобы пролезть под вагоном и вдруг услышали:
; Уходите назад! Я его поймал! Мы выпрямились, отошли два шага, как из- под вагона вылез Анин муж с Эриком на поводке. Он спокойно шел рядом с Сашей. Он подошёл с ним к машине, наклонился и осторожно взял своими руками его переднюю лапу и поставил ее на заднее сиденье машины. Эрик легко прыгнул на заднее сиденье и лег. Передние лапы подвернул под себя и привалился боком к спинке сиденья.

Он был похож на потерявшегося ребёнка, которого наконец- то нашли...я увидела, как он устал и как он расслабляется и становится умиротворенным. Аня села рядом с Эриком и стала гладить его по голове, по шее, я села на переднее сиденье, повернулась к нему и тоже стала гладить его , приговаривая: Эрик, милый, как же хорошо, что тебя нашли…Ребята рассказали о своих планах: они собираются отвезти его на дачу, в которой постоянно живет их родственник и он будет жить там.

Когда машина остановилась возле больницы, я в последний раз погладила его и попрощалась с ребятами.. Эрик посмотрел мне в глаза какими-то домашними щенячьими глазами.. В них уже не было того усталой мутности , как утром . Он был дома. С людьми, которые его нашли. И как бы я хотела, чтобы у него всегда был Человек, который его любит, чтобы был кров и еда . Чтобы никому не нужно было искать того, кого уже никогда не вернешь.. Чтобы родители не искали своих погибших детей и отцы не царапали на капоте машины сына: « ВЛАД. СЫНОК. ОТЗОВИСЬ. ПАПА.»


Рецензии