Любовная история на фоне Варфоломеевской ночи Гуге

 Любовная история на фоне Варфоломеевской ночи

"Гугеноты", III, IV и V акты, опера Мейербера, Рахманиновский зал Мариинского театра, 26 ноября 2022 года

Этот показ второй части оперы Мейербера "Гугеноты" лишний раз доказал, что подходы (экспозиция, завязка сюжета и некоторое его развитие) к остросюжетным музыкальным историям, каковой, несомненно, является любовная история на фоне Варфоломеевской ночи, куда меньше впечатляют, чем кульминация действия и его развязка в трех последующих актах. И разрывать оперу на два спектакля под рояль, которые можно воспринимать как открытые репетиции, не самая, на мой взгляд, удачная идея. Ведь в репетициях и роль концертмейстера иная, чем в публичном концерте. Он помогает певцам успешно справляться с осваиваемыми партиями, но его не очень заботит, как зрители воспримут музыку, услышат ли они ее красоту во всей полноте. Да и не у всех солистов, когда они исполняют еще не до конца освоенные партии, удается уловить полноценную мелодию арий и дуэтов: нередко тому виной неточная музыкальная фразировка, отсутствие акцентов и эмоциональной свободы исполнения. И все это дает зрителю лишь приблизительное впечатление об опере, которую еще предстоит услышать в полноценном концертном или полусценическом варианте.
На "Гугенотах" все это стало совершенно очевидно. Опера сложная, "многонаселенная", маленькая площадка сцены в Рахманиновском зале с трудом вмещала всех исполнителей. Хотя хоры, столь значимые и интересные в музыке Мейербера, прозвучали очень достойно. Хорош был и большой финальный дуэт Валентины (Мария Баянкина) и Рауля (Гамид Абдулов). Мягко и лирично прозвучала у Егора Чубакова партия Невера. Понравился мне и Марсель в исполнении Якова Стрижака. Красивый голос, богатый тембр, достойная культура пения.
И тем не менее, из двух концертов, где исполнялись "Гугеноты", полноценное впечатление произвела в показе первых двух действий месяц назад лишь Дарья Росицкая, блестяще исполнив арию пажа Урбана под не менее выразительный аккомпанемент Юрия Кокко, концертмейстера с прекрасным вкусом и мягким туше. У него иногда можно услышать мелодии, которые редко улавливаешь в исполнении оркестра.
Конечно, хорошо, что театр осваивает нетривиальные богатства оперного бельканто, хорошо, что можно услышать редкие оперы даже в таком "неотшлифованном" виде. Будем надеяться, что сценическое исполнение оперы, которое уже не за горами, даст более полное представление об этом, несомненно, выдающемся творении Мейербера.

Валентина – Мария Баянкина.
Маргарита Валуа – Анастасия Калагина.
Урбан – Цветана Омельчук.
Рауль де Нанжи – Гамид Абдулов.
Невер – Егор Чубаков.
Марсель – Яков Стрижак.
Наталия Мордашова (фортепиано).


Рецензии