Друзья

Друзья

Саше было четыре года. Как-то он немного приболел: животик, что ли, прихватило. А дни были не рабочие, выходные, значит, поликлиники не работали. Сашина мама говорит папе:
   - Пойду к Ляле. У неё муж хирург, может, поможет.
Ляля – это Елена Михайловна. Но Сашина мама давно-давно училась с ней в одной школе. Там её все звали Ляля. Такой она и осталась для Сашиной мамы. Семья Ляли недавно поселилась в их доме. У Ляли кроме мужа было ещё двое детей: мальчик и девочка. Дети были двойняшки. Девочка на несколько минут родилась раньше мальчика, которого звали Серёжа. Она себя считала старшей и требовала, чтобы Серёжа слушался её во всём. А Серёже это не очень нравилось, и поэтому он не хотел играть с сестрой в шашки или в шахматы.
   - Саша, пойдём в гости к Серёже. Мне надо с его папой поговорить.
И они пошли. Мама позвонила в дверь. Вышла Серёжина мама.
   - Ну, здравствуй, Ляля. Давно хотела зайти, поболтать, вспомнить школу, да всё некогда было. А теперь вот как-бы сама жизнь толкнула. Ты не можешь попросить мужа, чтобы он Сашку посмотрел? На животик жалуется. Болит. А мы не поймём, что это может быть.
   - Проходи, проходи. Конечно, посмотрит. Аркаша! Поди сюда, пожалуйста. Мальчонка вот на животик жалуется.
   - Посмотрим, посмотрим. Пойдём со мной. Как тебя звать? Саша! Александр, значит. А папа, случаем, не Сергей? Ага! Стало быть, ты Александр Сергеевич. Стихи любишь? Значит, будешь, как Пушкин Александр Сергеевич.
  Папа Серёжи всё говорил и говорил. А сам, тем временем, положил Сашу на диван, погладил по животику, потом там помял, там постукал. Заглянул в рот, в горло.
   - Ну, так. Пока ничего страшного, - сказал он Сашиной маме. Дал рецепт, и сказал, какие делать процедуры.– Будем лечиться. Если облегчения не будет, приходите, не стесняйтесь.
Мама поблагодарила, и они пошли домой. Когда через три дня Саша вышел на улицу, к нему подошёл Серёжа.
   - Как дела, Саша? Как ты себя чувствуешь?
   - Хорошо. У тебя очень хороший папа. Не только как доктор, а вообще. Скажи ему спасибо от меня, ладно?
   - Обязательно передам. Посидим немного? – Предложил Серёжа, и они уселись на бортик  бассейна.
Воды в бассейне не было. Выпустили, наверно, чтобы почистить. Так что, можно сидеть спокойно: никто брызгаться не будет. Вот они и сидели. О чём-то разговаривали, разговаривали. С этого дня они почти каждый день, приходя из садика, встречались, садились на бортик и беседовали, О чём они беседовали, никто не мог понять. Родителям Саши было непонятно, о чём могут так подолгу говорить два мальчика, так сильно отличающихся по возрасту. Ровно в два раза. Саше четыре годика, Серёже восемь лет. Ему скоро в школу.  Вот и осень, сентябрь! Серёжа первоклассник! Но встречи мальчиков не прекратились.
   Серёжа и сестрёнка Вера приходили из школы и занимались каждый своим делом. Девочка доставала из холодильника суп, отливала в миску ровно столько, сколько они могут съесть. Ставила на плиту, чтобы подогрелся. А пока резала салатик из овощей: помидоров, огурцов и лука. Потом, они кушали. Теперь за работу брался Серёжа. Он мыл тарелки, миску, ложки. Вытирал и расставлял по местам. Потом они шли в комнату делать уроки. Дальше каждый жил своей жизнью. Верочка, что-то вышивала, потом учила шахматные задачки, а Серёжа бежал во двор, где его ждал Саша.
  Он подходил к Саше, здоровался с ним за руку, как это делают взрослые. Потом они садились на бортик бассейна и начинали беседовать. «И как им это не надоедает? - думали Серёжины родители. - И о чём может говорить Серёжа с этим крохой?»  Однажды Серёжина мама не выдержала.
   - Серёжа! Скажи мне, только честно. Тебе, правда, интересно с Сашей проводить время? Ведь он же совсем ребёнок?
   - Нет, мама! Он умный и очень хороший мальчик! И мне с ним очень интересно.
   - Я не понимаю, о чём можно с ним столько времени говорить? Лучше бы с Верой в шахматы поиграл.
   - Ты не поймёшь, потому что ты очень взрослая. Мы много о чём говорим. Рассуждаем.
Так шли дни. Саша прибегал из садика, быстро переодевался, выпивал кружку киселя или молока и бежал на улицу. Там он садился на бортик бассейна и смотрел на веранду Серёжиной квартиры. Иногда Серёжа выходил на веранду, махал Саше рукой, как бы говоря: «я скоро приду». Вот появляется Серёжа! Он деловито подходит к Саше, здоровается за руку и садится рядом. И начинаются разговоры. Серёжа что-то говорит, размахивая руками. Саша заворожено следит за их движением. Или Серёжа говорит о чём-то тихо, без жестов. Саша не отводит от его лица взгляда, буквально впитывая каждое слово. Всё происходит очень серьёзно. А иногда они хохочут, чуть не сваливаясь с бортика. Время от времени они прохаживаются по кругу, обходя бассейн. Делают и по три круга и по четыре. Разминаются. Потом опять: беседы, разговоры. Потом появляется Серёжина мама: с работы идёт. Серёжа за руку деловито прощается с Сашей и бежит к маме навстречу. Всё! Они уже вошли в подъезд. Теперь и Саша может идти домой.

  Однажды, вот так же к концу их встречи, появилась Серёжина мама. Но в этот раз Серёжа помрачнел и говорит, тихо так говорит:
   - Ну, всё! Мама будет сегодня меня очень ругать. Понимаешь, я уроки не закончил. Хотел к тебе на минуточку придти, а потом забыл. Ой! Что мне будет? Что мне будет?
  Серёжина мама остановилась, ожидая, когда сын попрощается с Сашей и подбежит к ней. Но Серёжа не двигался. Вдруг Саша сорвался с места и помчался к Серёжиной маме.
   - Тётя Ляля! – начал он, задыхаясь. – Тётя Ляля! Не ругайте сегодня Серёжу. Он не виноват! Это я виноват. Я рано пришёл.
   - Подожди, подожди. Я ничего не понимаю. За что мне Серёжу не ругать?
   - Он не все уроки сделал. Это я виноват. Я рано пришёл, а он вышел и забыл.
   - Так. Значит, он не закончив уроки, пошёл гулять?- Саша кивнул. – Но ты, надеюсь, понимаешь, что он поступил плохо? – Саша кивнул.
   - Он доделает! Не будете ругать?
   - Я подумаю, посмотрю, как он остальные сделал…
  Саша не дал ей договорить. Он встал, выпрямился, просто в струнку вытянулся, сжал кулачки, набрал полные лёгкие воздуха и…
   - Если вы, если будете, если будете Серёжу ругать, я, я… я вас… я вас убю. Я вас убю! Убью -  поправился он совсем тихо и опустил голову.
   Ляля присела на корточки.
   - Ну и как ты меня убёшь? – насмешливо спросила она.
   - Не знаю. Только не ругайте сегодня Серёжу, - попросил он, и посмотрел своими светлыми чистыми глазками на Лялю.  В них было столько страдания, что никакое сердце  не выдержало бы. Она повернула Сашу и легонько подтолкнула.
   - Иди!
  Саша пошёл медленно, опустив плечики, склонив головку. Наверно, плачет, подумала Ляля.
   - Стой! Вернись! Она присела перед ним на корточки и всмотрелась в личико. Господи, Сколько горя в этом маленьком личике, - подумала она. – Что же я делаю? Сашенька! Прости меня. Я тебя не поняла. Конечно, я сегодня не буду ругать Серёжу. А ты скажи ему, чтобы больше так не делал.
У Саши мгновенно просохли слёзки.
   - Спасибо! Ну, я пойду, скажу ему?
   - Постой. Спасибо тебе, Сашенька! Я очень рада, что у моего сына есть такой надёжный
друг. Настоящий друг! Ну, беги!
  И Сашка побежал вприпрыжку к своему лучшему другу. Он бежал и махал руками.
   - Серёжа! Мама тебя ругать не будет, а ты так больше не делай, ладно? Если я приду раньше, то буду ждать. Ты не торопись, хорошо делай уроки, а я подожду. Подожду! Я же друг! Настоящий друг!
  Серёжа обнял Сашу, поцеловал его в головку, махнул рукой и побежал к маме. Мама обняла его за плечи, и они вошли в подъезд. Саша постоял ещё немного и радостный пошёл домой. Радостный, потому что он помог другу.
   


Рецензии
Мы - временные люди.
И смысл наш - в нашей временности. И печаль.
Временно всё, временны наши отцы, наши матери.
Сами мы вечны, но лишь пока живы.

Как говорит великой Садхгуру, человек уходит лишь тогда, когда заканчивается его время и его энергия.
Но бывает, что закончится что то одно, но останется второе.
И это ещё большая печаль.

Я читаю ее рассказы.
Читал ли я их раньше?
Некоторые.

И, в основном, я видел в прозу наряженные знакомые с детства пересказы известных событий, избыточно подробные, красочно-расписные, с деталями, которые интересны только близкому кругу знакомых.

И я не видел в них особых феноменов литературы.
Да и она сама не считала их литературными шедеврами.
Так - коротала одиночество. Искала общения. Читала вслух тем, кто согласен был слушать. Пересылала тем, кто мог быть хоть как то причастен.

Читаю рассказы матери, а перед глазами её иссохшая рука в пустоту.
И в глазах нет чего то простого, типа пить, есть .......
В них другое .... жить?
Зачем ты оставил меня?

Читаю.
И теперь уже точно не смогу с нею их обсудить.
Читаю, и понимаю, как недалеко я упал от яблони.

Там и про меня, где я себя не узнаю, и про отца, где я его не узнаю. И про американцев на Луне, и про инопланетян и про друзей, про сотрудников и тех, о которых я слышал с самого детства. И их я тоже не узнаю.

Я почему- то не узнаю того, что мне слишком хорошо знакомо.
Она лежит под проводами.

Её тексты лежат тут, на её страничке.
Тексты будут оживать каждый раз, когда их будут читать.

Кто читает человека?
Оживает ли человек?

=======================================================
три забавные истории матери,
как тут любят писать "дважды номинанта на писателя года":

"Хотите верьте, хотите - нет. 1. Предисловие".
http://proza.ru/2016/05/25/191

"Хотите верьте, хотите-нет. 2. Сигнал издалека"
http://proza.ru/2016/06/01/52

"Хотите верьте, хотите - нет. 3 Пришелец"
http://proza.ru/2016/08/30/1335

её страница:
http://proza.ru/avtor/larisasevbo

Андрей Севбо   03.02.2024 00:00     Заявить о нарушении
Андрей, если можно открытым текстом
Ваша мама Лариса Азимджанова жива?


Новелла Лимонова   18.04.2024 07:27   Заявить о нарушении
Она умерла 22 марта
http://proza.ru/2024/03/26/1331

Андрей Севбо   18.04.2024 09:35   Заявить о нарушении
Спасибо.Мои искренние соболезнования.

Новелла Лимонова   18.04.2024 10:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Новелла

Андрей Севбо   18.04.2024 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.