Триумф Джорджа Гэллапа. 50 лет после Вудстока

18 ноября 2022 года исполнился 121 год со дня рождения Джорджа Гэллапа (18 ноября 1901 – 26 июля 1984), человека удивительной судьбы, которому удалось отразить в своей деятельности многовековой опыт жизни его семьи в Америке, а также посвятить годы активному изучению настоящего страны и стремлению увидеть ее будущее.


Заслугу Гэллапа видят в создании инструмента изучения общественного мнения – методологии и процедуры обнаружения и фиксации установок, мнений населения. Безусловно, это одно из главных достижений демократии XX века. Одновременно, Гэллап сделал много большее, он начал открывать видение, понимание  людьми окружающего их мира, он стал первым историком общественного сознания миллионов.


Его далекий предок – Джон Галлоп прибыл в Америку с первой волной английских переселенцев, 4 сентября 1633 года, его жизнь и жизнь всех поколений его потомков сохранились в истории страны. Таким образом, Джордж Гэллап, относящийся к десятому поколению этого клана, обладает весьма интересной, содержательной предбиографией. Жизнь и творчество самого Джорджа Гэллапа отражена в ряде его книг, десятках статей и в тысячах опросов общественного мнения, проведенных за полвека им самим, а затем двумя его сыновьями и коллегами, а также созданной им аналитической организацией. Его жизнь – пример преданности делу и высочайшей эффективности всей его деятельности.


Без малого четыре десятилетия прошедшие после его смерти – редкостный случай богатой постбиографии, демонстрация жизненности его научного наследия. Оно – в современной культуре демократии, в методологии и технологии опросов общественного мнения, ставших глобальными, в огромном объеме информации о мнениях, установках всех слоев американского населения. Гэллап – наш современник и будет современником многих следующих поколений.
В последние годы я полностью сосредоточился на вопросах истории российской социологии и вынужден был отойти от анализа американской тематики. Допускаю, что два года, оставшиеся до новых президентских выборов – голосование состоится 5 ноября 2024 года, – вернут меня к анализу борьбы за Белый дом.
121 год со дня рождения Джорджа Гэллапа – не «круглая дата», но пусть этот текст будет «точкой поворота». Он был написан в 2019 году и показывает одновременно и удивительную прозорливость Гэллапа, и успехи американских полстеров в познании общественного мнения.

                ******

Я не думаю, что Лидия Саад (Lydia Saad), автор рассматриваемой ниже статьи, преследовала некие историко-социологические цели, но в действительности, ее материал – это не только анализ длинных рядов Гэллапа (и его последователей), но это и оцифрованная история изменчивости сознания нескольких поколений американцев. Статью Саад невозможно читать, не делая долгих остановок для размышлений о прошлом, настоящем и будущем.

Даже у многих россиян, ценителей рок-музыки, рок-культуры слово «Вудсток» вызывает массу дорогих воспоминаний и ощутимые грустные эмоции. А что говорить об американцах, родившихся в конце 40-х – начале 50-х? Посмотрите Google: Вудстокская ярмарка музыки и искусств (Woodstock Music & Art Fair, в разговорной речи Вудсток) — один из знаменитейших рок-фестивалей, прошедший с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм городка в сельской местности Бетел, штат Нью-Йорк. Событие посетило около 500 тысяч человек, а среди выступавших были исполнители, которые стали легендами рок-культуры. В 1970 г. был выпущен документальный фильм «3 дня мира и музыки» (Woodstock. 3 Days of Peace & Music), получивший в 1971 году премию «Оскар» и серию других высоких наград.


Неожиданный для организаторов наплыв желающих попасть на фестиваль вызвал транспортный коллапс на подъездах к месту действия. Люди бросали машины и шли пешком несколько километров. К тому же в дни фестиваля шел дождь, размыло и дороги, и сами площадки. Медицинская помощь, уборные, количество еды и воды не были рассчитаны на полмиллиона человек. В округе объявили чрезвычайное положение, а губернатор штата предложил организаторам привлечь к контролю за порядком несколько тысяч полицейских. Предложение не приняли. В целом, трехдневный концерт стал беспрецедентным стихийным проявлением самоорганизации и взаимопомощи людей. Претворился в жизнь многим казавшийся утопичным лозунг «Peace, love and happiness». Вудсток вошел в историю культуры не только как грандиозное музыкальное явление, но и как своеобразное политическое заявление: мир без насилия возможен. Возникли понятия; «Эпоха Вудстока» и «Поколение Вудстока», или первое поколение без войны и голода.
Уверен, сегодня у 70-80-летних американцев, участвовавших в этом шоу, Вудсток – одно из важнейших, самых ярких событий в их жизни.


Пост Лидии Саад «10 главных социальных изменений за 50 лет после Вудстока» [1] начинается такими словами: «Молодые люди, собравшиеся на музыкальный фестиваль в Вудстоке в августе 1969 года, олицетворяли контркультурные движения и изменения, происходившие в то время в американском обществе». Прошло полвека, и Лидия Садат, обращаясь к длинным рядам Организации Гэллапа, показывает характер изменений ряда ключевых характеристик сознания американцев. В моем понимании, сделанное Лидией Садат – иллюстрация реальных возможностей мониторингов общественного мнения для познания общественного сознания, это – огромное научное достижение американских полстеров и реализация давних замыслов Джорджа Гэллапа. Никакая страна – за исключением Америки – не обладает возможностью столь глубокого временнОго анализа динамики национального сознания. И что принципиально – в оцифрованном представлении.


Моя встреча с длинными рядами Гэллапа состоялась в начале 2000 года, один из подобных рядов рассмотрен в моей первой «книжной» публикации в американский период жизни, брошюре «Джордж Гэллап – наш современник» [2], увидевшей свет в Тюмени в первой половине января 2001 года. Базой анализа была статья Ф. Ньюпорта, Д. Мура и Л. Саад «Мнения сквозь столетие», которая к моей радости и сейчас размещена на сайте Организации Гэллапа [3]. Более систематически эти ряды были представлены мною в публикации 2006 года [4]. Рассматривался ряд вопросов, которые Джордж Гэллап начал задавать американцам в середине и во второй половине 1930-х годов, и которые в неизменном виде используются до сих пор.


Отношение Гэллапа к мониторингу восприятия американцами деятельности президента, обсуждалась в двух статьях «Гэллаповское наследие: прошлое и настоящее одного из наиболее известных социологических индексов» 2001 и 2002 годов [5], [6]. Речь в них идет об истории возникновения и начале использования известного индекса одобрения деятельности президента США ("Do you approve or disapprove…?"). Именно это исследование вывело меня на изучение биографии и природы творчества Гэллапа. Исходно меня интересовали вопросы методологии и техники измерения установок, общественного мнения, и лишь затем возник интерес к жизни и деятельности ученого.
В стремлении понять феменологию научных поисков Гэллапа было выделено несколько главных особенностей, ядерных структур процесса гэллаповского творчества. Одна из них заключается в том, что Гэллап, зная и прекрасно чувствуя прошлое и настоящее страны, активно смотрел в будущее. Он много раньше других начал проведение мониторинговых опросов (вторая половина 30-х) и кросскультурных исследований (начало 40-х). Видимо, в этом проявились оптимизм его отношения к миру и понимание им природы общественного мнения. Прежде всего – его динамизма и его детерминированности ценностно-нормативными особенностями массового сознания.


В качестве вывода, отмечалось, что каждая из выделенных черт творческого процесса Гэллапа по-своему ценна и значима, но их сочетание уникально и позволяет высказать предположение относительно центрального звена этого процесса. Формулировалась гипотеза о том, что Гэллап обладал очень нечастым и ценным аналитическим даром – способностью априорного видения предмета познания. Другими словами, главные свойства и многие детали того, что он исследовал, ему были видны до начала исследования. Он видел все целостно, ему не надо было подобно многим аналитикам, расщеплять предмет познания для того, чтобы потом «собирать». Например, Гэллап мог позволить себе действовать «не по правилам», нарушая классическую схему научного поиска. Во второй половине 1930-х можно было лишь догадываться о динамизме общественного мнения и о факторах, определяющих изменчивость установок. Академические традиции предписывают в таком случае начинать все с теоретической проработки познаваемого феномена, с выделения его признаков, которые прежде всего следовало бы подвергать динамическому анализу, и т.д. Гэллап со студенческих лет был хорошо знаком с логикой научного поиска, но он мог разрешить себя «опустить» некоторые шаги, так как видел финальное решение. И это давало ему силы для действия. Теоретическую проработку феноменологических проблем он мог оставить следующим поколениям ученых. Он, видимо, понимал, что они это сделают лучше, чем он.


Конечно, в значительной мере его «априорное» видение динамики социума и развития массового сознания было следствием многолетнего анализа результатов опросов, осмысления задач конструирования вопросов и выбора тем для будущих опросов. Гэллап имел дело с опытнейшими американскими журналистами, представлявшим разные политические силы, партии, а также с письмами, приходившими в редакции газет как отклики на публикации результатов опросов. Элмо Роупер, тоже один из пионеров проведения научных опросов общественного мнения отмечал, что, когда они собирались ввести в свои беседы с респондентами новые вопросы, отвечающие тем или иным новым веяниям в общественном сознании, выяснялось, что Гэллап уже имеет опыт изучения массовых представлений об этом «новшестве» и, более того, шкала, используемая им, валиднее, точнее, чем то, что изобреталось в лаборатории Роупера.


Рассматриваемая статья Лидии Саад продолжает демонстрацию познавательных, эвристических возможностей, присущих длинным рядам мнений. Их рассмотрение подталкивает к анализу изменчивости, порождает стремление понять динамику рядов и выводит на изучение подвижности социальной реальности. А это уже не просто анализ мнений, но глубокое социологическое исследование, обращение к истории общества, к ключевым моментам политики.
В свое рассмотрение изменчивости массовых установок за полвека Саад включила 10 социокультурных направлений, привела динамические ряды и следующим образом просуммировала свои наблюдения.

1. Исчезла религиозная привязанность (период: 1952 – 2019 гг.)
2. Получила поддержку легализация марихуаны (период: 1969 – 2018 гг.)
3. Повысилась расовая терпимость и получили признание межрасовый браки (период: 1958 -2013 гг.)
4. Выросло признание законности абортов в первые три месяца беременности (период: 1969 -2018 гг.)
5. Американцы стали готовы видеть женщину на посту президента (период: 1937 -2019 гг.)
6. Американцы готовы голосовать за черного президента (период: 1958 – 2019 гг.)
7. Американцы предпочитают меньший размер семьи (период: 1936 – 2018 гг.)
8. Добрачный секс перестал быть табу (период: 1973 – 2019 гг.)
9. Выросло предпочтение работы для женщин вне дома (период: 1974 – 2016 гг.)
10. Выросло признание законными однополовых сексуальных отношений (период: 1977 – 2019 гг.).


Удивительно, Гэллап, 35-36-летний полстер, лишь недавно начавший общенациональные опросы, сразу формулирует вопросы, которые живут и работают уже более 80 лет. Это ли не умение смотреть в будущее и понимание динамической природы общественного сознания? В мировой практике социальных исследование мы не имеем подобного.
По мнению специалистов, Вудсток оказался не столько катализатором социальных перемен, сколько сигналом об их приближении. Война во Вьетнаме, феминистические движения и борьба за гражданские права, экологическое движение, медицинские достижения в области контроля рождаемости и распространение домашнего телевидения – это лишь некоторые из факторов, которые способствовали социальным изменениям в 1960-х годах.


Оглядываясь назад, заключает свой анализ Лидия Саад, можно сказать, что молодежь эпохи Вудстока ожидала перемены. И далее: «...поскольку молодежь Вудстока в настоящее время является самой молодой когортой пожилых людей, постольку сегодня большая часть американского общества состоит из поколения Вудстока и его потомства».
Следует заметить, что значение длинных рядов Гэллапа выходит за пределы американского социума, они дают первую оценку процесса освоения обществом требований модернизации. До рубежа 1960-1970-х годов американское общество в целом оставалось консервативным, следовавшим давно сложившимся традициям. После Вудстока началось проникновение в сознание новых ценностей, нравственных ориентиров и политических императивов.


Литература:
1. Saad L. 10 Major Social Changes in the 50 Years Since // Aug. 16, 2019.
2. Докторов Б.З. Джордж Гэллап – наш современник. Тюмень. ТИМИЭП. 2001.
3. Newport F., Moor D. M., Saad L. Opinion Through the Century // Dec. 20, 1999. 4. Докторов Б. Оцифрованные голоса поколений // Телескоп:  2006. №1. С. 11-18. 5. Докторов Б. Гэллаповское наследие: прошлое и настоящее одного из наиболее известных социологических индексов. (Статья 1) // Телескоп:. 2001. № 6. С. 30-41. 6. Докторов Б. Гэллаповское наследие: прошлое и настоящее одного из наиболее известных социологических индексов (Статья 2) // Телескоп: 2002. №1. С. 26-36.


Рецензии