Алкоголик - хороший человек!

    Однажды в зимние школьные каникулы я, тогда ученик десятого
класса, поехал из своей сельской местности в областной центр — в
гости к двоюродной сестре. На дворе, как выражаются в старинных
романах, стоял 1971 год. Моя кузина, моя ровесница довольно
серьезно занималась волейболом. Не знаю, как сейчас, а тогда были
ДЮСШ, что расшифровывается как детско- юношеские спортивные
школы. Следует сказать, что она ранее рассказывала мне о своих
занятиях волейболом, о том какой у них тренер, как хорошо он сам
играет в волейбол. Например, что он может послать ударом мяч в
любую точку площадки. Эти рассказы пробудили у меня тоже
повышенный интерес к волейболу и я потом много лет увлекался
волейболом. Да, она еще сказала, что тренер у них алкоголик.
     В какой-то из дней кузина сказала, что она идет на тренировку, и
спросила не хочу ли я сходить с ней на тренировку, ну, в основном,
чтобы посмотреть на их спортзал, конечно. Пошли. Посмотрел я
спортзал через открытую дверь. Хороший спортзал. А далее стал стоя
в коридоре ждать окончание тренировки. Через некоторое время к
тренеру пришел знакомый, и тренер вышел из спортзала и между
ними начался разговор. Я стоял рядом с ними и невольно стал
слушателем. Тренер, высокий спортивного сложения мужчина лет
тридцати поведал своему приятелю — А я опять вчера нажрался
грозы унитазов по рубль две копейки. (Тогда было вино плодово-
ягодное по такой цене). Про грозу унитазов, надо сказать, я тогда
услышал в первый раз. Но одна из следующих фраз поразила меня
еще больше, было произнесено — Алкоголик, хороший человек.
И тут у меня случился когнитивный диссонанс. Но тогда я еще
не знал, что это был когнитивный диссонанс. Теперь-то, лет
пятнадцать уже, как я знаю, что это такое. Термин из психологии.
Означающий состояние психического дискомфорта индивида,
вызванное столкновением в его сознании конфликтующих
представлений: идей верований, ценностей или эмоциональных
реакций.
    Итак у меня случился когнитивный диссонанс, на самом же деле,
говоря простым языком, я был в недоумении и некоторой
растерянности. До этого момента я всегда считал алкоголиков
плохими людьми. Правда у меня не было знакомых алкоголиков и это
мое отношение к ним сформировалось общественным мнением. Тогда
в моем представлении алкоголик выглядел как человек,
напивающийся до беспамятства, а потом валяющийся в канаве или
под забором. И такой человек по моим представлениям, ну никак не
мог быть хорошим человеком. Но ведь я собственными ушами
слышал фразу — Алкоголик, хороший человек. Как это понять?!
     Данная фраза запомнилась мне на всю жизнь, и я время от
времени вспоминал ее и пытался разобраться, как же её следует
понимать. Надо сказать, что в девятом классе, когда уже пришла пора
задумываться о том, на кого пойдешь учиться после окончания
школы, я подумывал — А не пойти ли мне учиться на психолога?!
Для меня в ту пору оставалось загадкой поведение человека. В
частности, на пример, почему человек совершает поступки, которые
будут грозить ему большими неприятностями. В первую очередь,
конечно, было непонятно, почему люди совершают уголовные
преступления, зная, что за это им грозит тюрьма. И вот я считал, что
если бы я стал изучать психологию в институте, то все тайны
человеческого поведения стали бы мне понятны — примерно такие
мысли были в моей голове. Надо сказать, что в те далекие времена
психология вовсе не была такой популярной, как в наши дни. И
возможно это, плюс то, что моим любимым предметом в школе была
физика, отвратило меня от поступления на психологический
факультет какого-то института.
    Но тяга к раскрытию причин поведения человека осталась.
Частенько думал о том, почему какой-то конкретный человек
поступил именно таким образом, а не другим, и т. д. И в своих
мыслях возвращался и к фразе — Алкоголик - хороший человек.
И к каким же выводам пришел? И каким путем шел к этим
выводам? Мои рассуждения начались с того, что видимо, следует
определиться с тем, что все мы вкладываем в понятие хороший
человек. В нашем общем понимании хороший человек - это человек
добрый, честный, совестливый, работящий, добросовестный,
живущий согласно морально-этическим принципам, выработанным
прогрессивным человеческим сообществом. А теперь рассуждал я,
давайте посмотрим, кто у нас становится алкоголиком. Всех людей в
мире по-моему мнению можно очень грубо разделить на две
категории: 1- люди, которые благодаря своим психофизическим
данным успешно вписались в окружающий мир; 2- люди, которые из-
за своих психофизических данных не могут успешно вписаться в
окружающий мир, или считают, что им не дано от природы это
сделать.
     Люди первой категории имеющие сильную нервную систему,
крепкие мышцы, хорошо работающий мозг, волевые и зачастую
циничные, представляют большой интерес с точки зрения
психологии, но не в этот раз. Сейчас наш интерес распространяется
на людей другой категории.
    Многие из людей другой категории — добрые, честные,
совестливые, работящие, умные, то есть те, которые выше были
отнесены к хорошим людям, зачастую считают, что жизнь им что-то
не додала. Да и само мироустройство — какое-то несправедливое.
Ведь я-то хороший, а вот окружающий мир, он жестокий. Мне,
такому хорошему, в нем поэтому неуютно, плохо... Похоже, что этом
мире добрым и честным людям жить тяжелее, чем наглым, сильным,
нахрапистым. Надо бы этот мир изменить, изменить таким образом,
чтобы в нем стало больше справедливости. Но как это сделать?! Мир
огромен, а ты маленькая былинка в нем, или даже пылинка. Ну, что
ты в таком случае можешь сделать?! Разве тебе под силу изменить
этот огромный мир в лучшую сторону?! А человек, это такое
существо, мозг которого, с легкостью убеждает своего хозяина в чем
угодно. Тем более, что для изменения мира надо прикладывать
огромные усилия, а приняв невозможность изменения мира. вообще
не надо прикладывать никаких усилий в этом направлении. И вот уже
человек убежден, что в этой ситуации сделать ничего невозможно, но
проблема -то остается и ее надо как-то решать.
    Психологи (или иные советчики) в таком случае дают
следующий совет — Если вы не можете изменить этот мир, то
следует изменить свое отношение к нему. Рациональное зерно в этом
безусловно есть, так как мир изменить действительно сложно, а
изменить свое отношению к миру — полегче задачка будет. Но не
совсем уж такая легкая... Простите, а этому где-то учат? Тому, каким
образом можно изменить свое отношение к миру. Наверное, да. Кто
ищет, тот находит, кажется так гласит старая истина. Можно, видимо
обратиться к психологу, кому-то поможет чтение книг по психологии.
Но в целом очевидно, что человек может убедить свой мозг, его
глубинные структуры, если будет вести в этом направлении
серьезную работу. Да, надо убеждать свой мозг, доказывать ему, что
мир не так уж и плох. И главное, что-то практически делать, что хоть
на каплю, но улучшает этот мир. Разумеется, все это требует
приложения сил.
     Но есть и более легкий путь, для того чтобы изменить свое
отношение к миру. Но только на некоторое время, буквально на часы.
Путь, заключающийся в применении химических веществ,
изменяющих состояние сознания. В психологии это называется
состоянием измененного сознания (СИС). А вещества эти — алкоголь
и наркотики. О наркотиках говорить не будем, поскольку в заголовке
рассказика заявлен алкоголик... Но легкий путь заключающийся в
том, что принял дозу алкоголя и весь мир в розовом цвете, коварен.
Так уж получается из практики жизни, что кто-то может всю жизнь
умеренно выпивать, и не становится алкоголиком, то есть человеком
полностью зависимым от алкоголя. А кому-то достаточно нескольких
лет, чтобы стать неизлечимым алкоголиком. Для первых алкоголь
равносилен таблеткам легкого транквилизатора, для вторых
употребление алкоголя становится дорогой на дно. Психика человека
меняется настолько, что когда -то честный, добрый, совестливый
начинает обманывать своих самых близких людей чуть ли не на
каждом шагу, начинает распускать руки и т. д. А психика изменяется
настолько, что мозг говорит хозяину, да все нормально, все правильно
ты делаешь. Хотя, безусловно, бывают и моменты какого-то
просветления, но затем мозг снова убеждает своего хозяина — да все
нормально... Я — хороший человек, напрасно злые языки говорят, что
я плохой...
  Выводы: 1- действительно, очень часто алкоголиками становятся
люди изначально хорошие (но слабые).
2- да, действительно на самой первой стадии алкоголики еще
могут оставаться хорошими людьми.
3- когнитивный диссонанс возник из-за неточной формулировки
— Алкоголик - хороший человек.
    Правильная формулировка — алкоголик изначально был
хорошим человеком(любой человек изначально хороший), на
начальной стадии алкоголик еще может оставаться хорошим
человеком. Дальше — изменение в мозге и психике, вплоть до
потери человеческого облика.
                26.11.2022


Рецензии