Новаторы украинские

     В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант. (А. А. Зализняк) 

     Среди украинских историков-фантазеров в первую очередь следует отметить Л. Т. Силенко, объявившего себя ни много, ни мало «пророком» новой религии, так называемой РУНВiри (Рідна Українська Національна Віра) – своеобразной смеси древних языческих верований и строгого монотеизма. В своем пространном трактате «Мага Віра» (Нью-Йорк, 1979), что переводится с санскрита как «Могучая Вера», ставшем своего рода «библией» последователей новой национальной религии, Л. Т. Силенко убеждает читателей, что в период обледенения жизнь на территории нынешней Восточной Европы не исчезла: «Выжили избранные, которых можно назвать сверхлюдьми того времени...»1 От этих «избранных», которых Л. Т. Силенко, собственно, и считал древними украинцами, отождествляя при этом с ариями, происходили, по его мнению, создатели первой цивилизации в Месопотамии – шумеры, гиксосы, завоевавшие Египет и основавшие Русалем (Иерусалим!)2, знаменитые амазонки, этруски, а также … Будда и Заратустра. 

     Отождествлял «древних украинцев» с ариями и С. П. Плачинда, который считал себя учеником и последователем «пророка» и пошел едва ли не дальше своего учителя в возвеличивании украинской нации, развивая его идеи в «Словаре древнеукраинской мифологии»3. Для примера приведем несколько отрывков из этой книги:

     «Амазонки (косачи, косачки) – воинственная община древнеукраинских женщин III–І тысячелетия до н. э. ... По современной гипотезе, А. – основательницы украинской козацкой вольницы.

     Анты – объединение древнеукраинских племен, которые в III–VIII вв. н. э. создали могущественное, стабильное и первое в истории украинского народа объединенное Украинское государство...

     Согласно административно-территориальному устройству Антское государство было первым в истории древней УКРАИНЫ унитарно-централизованным государством, что позволило объединить все древнеукраинские племена от Венедского (Балтийского) до моря Эвксинского (Черного) и от Лабы (Эльбы) и Одра (Одера) до Дона. Столицей Антии-Украины был Киев. 
    
     Этруски (русины, русы, «из русинов») – древнеукраинское племя, которое переселилось из Прикарпатья и Галиции в Северную Италию и создало государство Этрурию за 1300 лет до н. э. ...Этрурия породила два великих государства – Древнюю Грецию и Римскую империю.

     Один – бог света, добра и ума у древних скандинавов. О. – историческая личность, украинский воевода II–III вв. н. э. – повел свою молодую общину из Поднепровья в поисках «новых земель» не на юг, как это делали все его предшественники, а на север, в Скандинавию...

     О. научил скандинавов строить крепкие ладьи и плавать на них... Родовой злато-синий (знак Солнца и воды) штандарт Одина стал национальным флагом шведов... О. первый указал и проложил путь «из варягов в греки». После смерти вошел в пантеон скандинавских богов. Киевские князья из династии Рюриковичей – потомки Одина.

     Ории (арии) – самое древнее название давних украинцев. Первые землепашцы мира. Приручили лошадь, изобрели колесо и плуг. Первыми в мире окультурили рожь, пшеницу, просо. Свои знания о земледелии и народных ремеслах понесли в Китай, Индию, Месопотамию, Палестину, Египет, Северную Италию, на Балканы, в Западную Европу, Скандинавию. Племена ориев стали основой для всех индоевропейских народов». 

     Схожие взгляды обосновывал и Ю. М. Каныгин в своей книге «Путь Ариев», в которой самым решительным образом отверг многие ключевые постулаты всемирной истории. В частности, территория Украины, по его мнению, – не больше и не меньше, как «то мистическое место на Земле, где происходит передача эстафеты знаний от последовательно сменяющих друг друга рас: лемурийской, атлантической, арийской»4. Эта мысль перекликается с высказыванием Л. Т. Силенко: «Геология, геоботаника, зоология, палеонтология, антропология и другие науки, стремящиеся читать книгу планеты Земля, дают мне право утверждать, что наиболее благоприятным местом для рождения и становления человека была та часть Земли, которая находится к северу от Черного моря».5 Кроме того, благодаря Ю. М. Каныгину «выяснилось», что Иисус Христос –галичанин и является предком всех украинцев (о «доморощенной лингвистике», основанной в данном случае на созвучии названий Галилея и Галиция, мы поговорим ниже), что Моисей и фараон Эхнатон – одно лицо; а Ганнибал – славянин... Другие утверждения этого автора, например, о том, что Святослав не является сыном княгини Ольги, а Ломоносов, напротив, – тайный внебрачный сын Петра Великого, на этом фоне шокируют уже не так сильно.


     1. Силенко Л. Т. Мага Віри. Нью-Йорк, 1979. C. 65. Сразу оговоримся, мы критикуем лишь историческую часть учения Л. Т. Силенко. Что же касается философской части «Мага Віри», то предоставим ее оценивать профессионалам. Тем не менее, для Украины некоторые идеи Л. Т. Силенко в настоящее время приобрели особую актуальность:
     «Завоеванный народ (подчиненный духовно, милитарно, экономически) не имеет права на своей родной земле творить свою историю, у него отобрано право быть творцом – он поставлен в положение потребителя чужих идей; потребляя чужое духовное достояние, он сам себя обезличивает и превращает в чужака, а, значит, омертвляет, превращает в покорную тягловую силу, в пушечное мясо, в народ холуев, денщиков, бездумных певцов и танцоров, верующих в судьбу, в возможность «хорошо жить» под опекой завоевателей». (Мага Віри. Нью-Йорк, 1979. C. 73).
     «Дети, души которых искалечены школой чужой веры, повзрослев, не проявляют умения логически и самостоятельно мыслить, утверждать свою духовно-национальную сущность. Их мысли – бескрылое и беспорядочное нанизывание слов в основном в таком направлении: «Да Украину я люблю, а кто же ее не любит? Земля богатая, может ее кто-нибудь и сделает свободной, но украинскими делами я не интересуюсь, ибо знаю, что и так из этого ничего не получится». (Мага Віри. Нью-Йорк, 1979. C. 99).

     2. По Л. Т. Силенко, хананеи (доеврейское население Палестины) называли гиксосов русами, а построенный ими город «Руса салем» – «Русов постой» (Мага Віри. Нью-Йорк, 1979. C. 155).

     3. Плачинда С. П. Словник давньоукраїнської міфології. Київ: Український письменник, 1993. С. 8, 24–26, 39–40.

     4. Каныгин Ю. М. Путь Ариев: Украина в духовной истории человечества: роман-эссе. Киев: А.С.К., 2004. С. 69.

     5. Силенко Л. Т. Мага Віри. Нью-Йорк, 1979. C. 59.
   


Рецензии