Проданная война. Глава II

 Эшелон шёл долго. Зависая на всех возможных и невозможных полустанках. Складывалось стойкое ощущение, что нас оттормаживали всеми силами. Наконец, добрались до станции города Пушкин и там наш эшелон дополнили ещё парой тепловозов и сцепкой из дополнительных вагонов. Офицеры, покучковавшись и пошушукавшись у состава, метнулись ко второму нашему эшелону с продовольствием, собранным горожанами и, набив полные рюкзаки "ништяками", быстро вернулись обратно. Нас, конечно, закусил такой расклад, но, как выяснилось позднее, они всё сделали правильно. Потому, что когда наш эшелон с добавленными вагонами пошёл на юг, состав с продовольствием продолжил движение на запад. Как говорится, кто владеет информацией - владеет миром. Так мы впервые познакомились с одной из бизнес-схем Березовского, пусть земля ему будет стекловатой. Ритуальное убийство этой гниды в ванной комнате английского отеля - совсем не то, чем он должен был заплатить за годы мерзостей. И это была не единственная его бизнес-тема на первой чеченской. Были и другие, не менее подлые, о которых я расскажу позже. А пока мы наблюдали то, как "молодые реформаторы" накапливали свои стартовые капиталы. А в добавленных вагонах оказался списанный много лет назад сухой паёк и продукты долговременного хранения.

Зацементированные галеты из этих сухпайков испытывали на прочность наши зубы, а запах тушёнки из послевоенного войскового резерва пропитывал вагоны плацкарта не хуже табачного дыма.

Крайние пять километров дороги перед границей с Чечнёй я помню до сих пор очень отчётливо. Каждый квадратный метр по сто метров в обе стороны от полотна дороги был заставлен техникой. Танки, самоходные орудия, МТЛБ, БМП и БТР, бесконечное кладбище уничтоженной техники. Эшелон не должен был останавливаться в этом месте, потому, что подобные вещи никаким образом не повышают боевой дух бойцов. Но он остановился. А мы, воспользовавшись моментом, бродили по этому кладбищу и недоумевали. КАК? КАК такое возможно, чтобы всего за несколько недель войны мы умудрились потерять столько боевой техники? Целый квадратный километр! И тут же пришло понимание, что это наверняка только часть, собранная в одном только месте. Вот в этот момент и пробежал первый холодок подлого страха. Не от созерцания гибели боевых машин, которые редко погибают без экипажа и десанта, нет. А от осознания резкого контраста между тем боевым опытом, что у нас сложился до этого момента и тем, что нас ожидает впереди. И только молодые солдатики натужно улыбались, всё ещё хорохорились и раздували щёки. Практически все они погибнут, но тогда они об этом ещё не знали.

С нами в вагонах ехали гражданские борт-проводницы. Зачем они там были нужны, совершенно неясно. Всю дорогу они просидели в своих купе и только иногда рявкали на нас за клубы табачного дыма. Разговорился с одной проводницей, матёрой и прожжённой бабой лет сорока, она рассказала, что в прошлый перегон войск в её смене убили начальника поезда и её напарницу. Кто-то ночью обстрелял поезд из пулемёта. Бойцы не пострадали. Спросил, зачем ездит, если опасно и бессмысленно, по сути. Ответила, мол, платят втрое больше за эти рейсы и реально платят сразу же, без всяких "потом, наверное, когда-нибудь", как в то время принято было делать. Да и солдаты имущество курочат без надзора если. Что есть, то есть. В нашем вагоне один особо одарённый срочник раскопал пулемёт, снарядил его и ночью влупил в окно, как ему показалось, отражая нападение. Стекло вдребезги, проём зашили куском фанеры и плащ-палатки, но тепла уже не было. Дебил, что тут скажешь. Но мне показалось, что покурил он что-то не то, вот его "на измену" и пробило.

Между тем, выяснилась причина остановки состава. Оказывается, сломались сразу два тепловоза из четырёх. В качестве отступления, скажу так. Между чеченскими войнами, во времена беспрецедентной безработицы, мне случилось поработать слесарем по ремонту подвижного состава и я точно знаю, что выход из строя даже одного тепловоза, дело практически исключительное. За полтора года работы мы перебирали двигатели только в рамках ТО. Ни одного сломанного я так и не увидел. А тут сразу пара полетела. Спустя много лет я понимаю, что над нашим эшелоном кружилась целая стая ангелов-хранителей, и, вполне возможно, что это наши обережники сломали тепловозы.

Мы простояли примерно часа четыре. А когда, наконец-то, пересекли границу и прибыли на место запланированной разгрузки, то не поверили своим глазам. Полотно дороги, разгрузочные пилоны, всё было снесено к чертям собачьим. Оказывается, в то самое время, когда мы должны были встать на разгрузку, этот квадрат был подвержен массированному обстрелу из "Градов". Тогда мы подумали на чеченцев, но не исключаю и то, что отработали наши по ложной наводке или за некую сумму денег. То, что такое возможно, нас научил горький опыт.

Машины пришлось практически сбрасывать на насыпь, подкладываемые брёвна самовытаскивания здорово помогли и потерь от разгрузки мы не понесли. Утрамбовали бэхи полковым барахлом, десанту места достались только на броне. Да, это много позже десант стал ездить только на броне, а наши командиры продолжали яриться, что пойдём на марш "не по уставу". Мы, успевшие уже повоевать, только облегчённо вздохнули. Парадным наступлением по линеечке, с одновременной остановкой всех машин, выгрузкой десанта, были сыты по горло ещё на стадии формирования и коротенького боевого слаживания. Но носить бронежилеты и каски нас обязали чуть не под страхом трибунала.

Наконец-то была озвучена боевая задача. Мы должны разблокировать дорогу на аэропорт Грозного - "Северный". И после выдвигаться к нему. Так и пошли. Полностью гружёные полковым имуществом, таща за собой на тросах рассыпающиеся на ходу бэхи. Битый битого везёт, битым погоняет.


Рецензии