Стрит-арт

Лирическая комедия
В двух действиях.
Действующие лица :
Самсон  Подковкин – 45 лет , художник , продавец в антикварной лавке . Картавит , в речи выделяет « я » , выделяет то сочувствие , то смех .
Марианна Васильева – 22 года , художница , работает учительницей .
Рэм Подковкин – 70 лет , отец Самсона Подковкина , вдовец .
Ром ( Ромуальд ) Подковкин – 70 лет , брат – близнец Рэма Подковкина , дядя Самсона Подковкина , художник , владелец галереи своего имени и антикварной лавки , в которой работает Самсон Подковкин .
Женя – 25 лет , уличный художник , лидер движения « Горизонт » , занимается с бригадой ремонтами квартир , сын  Светланы Горностаевой .
Светлана Горностаева – 50 лет , хозяйка картинной галереи « Свет » . мать Жени .
Евгений Сергеевич Заказник – мэр города Светломорск .
Марфа Белкова – 42 года , подруга  Ромуальда Подковкина .
Эпизодические роли :
Девушка -1 – Алина .
Девушка -2 – Ирина – 28 лет , дочь мэра .
Борис Брониславов – художник .
Цыганка .
Дети .
Уличные певцы ( группа ) .
Горожане .
Действие первое .
Самсон Подковкин стоит на фоне пейзажа города Светломорска . Он рисует . поставив мольберт с красками , повернувшись боком к зрителям .
Самсон говорит сам с собой : Я выбрал для очередного шедевра набережную родного города .Утро – лучшее время для творчества . С 7 до 10 пишется просто « на отлично » .
Пробегают спешащие дети . Останавливается один мальчик . Смотрит на работу Самсона . Смеётся и убегает .
Самсон : Плебей ! Да что ТЫ  понимаешь в живописи ?! Ни истории , ни терминов не знаешь . Иди в свою усреднённую школу . Учись на продавщица или банкира . А что в итоге ? Магазин закроется , банк обанкротится . А за душой у ТЕБЯ ничего !Только усреднённое образование и средненькая  жизнь с такой же , как ТЫ средненькой женой . Жалкий обыватель !
Подходит цыганка .
Цыганка : Здравствуй , парень ! ( смотрит на мольберт )  А что , похоже ! Живописец ! Поленов , не меньше .
Самсон отмахивается от неё , но плечи расправляет при упоминании Поленова . Кистью начинает водить аккуратно . Делает вид , что задумывается над каждым мазком .
Цыганка обходит его за спиной .
Цыганка : Давай погадаю . Удачу вижу . Хочешь расскажу ?
Самсон ( делает вид , что заинтересован ) : Так что за удача ?
Цыганка : Ручку позолоти , красавчик !
Самсон ( достаёт кошелёк ) : Тебе какую дать тысячу ? Эту или вот эту ?
Цыганка : Одну вот эту . А над остальными поворожу сейчас , чтобы водились у тебя деньги , чтобы бедности не знал . ( Она водит рукой над кошельком , над купюрами , водит деньгами перед глазами Самсона , прячет их в свой карман . Хлопает в ладоши перед лицом Самсона . И исчезает . )
Самсон смотрит в пустой кошелёк : Деньги . Люди ! Граждане ! Обокрали среди бела дня . ( хватается за сердце )
К нему подходят люди .
Бабуля : Как же тебя угораздило - то так ? Внучек , а ? Ведь не мальчик ты , чтобы с кошельком вот так стоять перед обманщицей ?!
Подходит полицейский : Гражданин ! Вы что кричите ? Жалуются на Вас .
Самсон : Меня обокрали . Цыганка . Да вон она стоит у ларька . ( Машет рукой вдаль .)
Полицейский : Какая цыганка ? Да Вы пьяны ! Табора у нас в Светломорске давно , лет десять не бывало .
Самсон : Как ? Но кто ж тогда она ? Аферистка ! ( Он бежит к цыганке ) Странно . Пропала . ( Возвращается , собирает мольберт )
Полицейский : Заявление писать будете ?
Самсон : Нет . Не буду . ( Его метит голубь ) Вот ещё и это . Не было ничего . Извините . Сам . Я всё сам .
Уходит. Толпа стоит в недоумении .

Галерея дяди Самсона .
Самсон : Дялюшка ! Утро доброе !
Ром : Доброе , Самсон ! Чего припёрся ?
Самсон : Дядя , я Ваш единственный племянник . И навещаю каждый божий день . Люблю Вас и горжусь родством с Вами . Мне приснилось , что Вы сломали руку .
Ром : Типун те на язык , Самсон ! Без моих рук и тебе конец придёт .
Самсон : Вот я и пришёл проверить .
Ром : Молодец . Молодец , что навещаешь старика .Как поживает твой отец ?
Самсон : Нормально всё . Давление только вот шалит .
Ром : В нашем – то с ним возрасте немудрено .
Самсон : У меня неприятность случилась . По дороге сюда цыганка обворовала . Выгребла из кошелька подчистую .
Ром : Это вот только с тобой и могло приключиться . ( смеётся ) Небось , малевал что – то ? Размечтался , а аферистка – тут как тут ! А – а – а , за помощью пришёл ?
Самсон : Да , дядя . Помоги . Что угодно для тебя сделаю . ( опускает голову )
Ром : Вот . ( достаёт кошелёк из кармана , подаёт племяннику пять тысяч , по одной бумажке , но пятую возвращает в кошелёк ) Чего ждёшь ? Целуй мне руку .
Самсон послушно целует . Дядя похлопывает рукой племянника по щеке , лохматит его волосы , как у пса , между ушами .
Ром : Ну , ступай . Пора тебе на работу , дружочек . А малевать ты бы бросил – всё одно толку как не было , так и нет .
Самсон уходит , качая головой .
Ром : Доверчивый юнец ! Несносный глупыш ! Жалкий и смешной . Помню , когда малышом он был , также верил всякому , кто подойдёт к нему . Да , мне смешно , и да , мне страшно за него . А как не бояться – родная кровь ведь . Пристроил в лавку к себе – авось , не разорит он меня ?! Дурачок местный ! Ох , дуряшка Самсон !

В антикварной лавке .
Самсон говорит покупателю : Среди дорогих вещей и ширпотреба иногда попадаются недурные вещицы . Вы ищете подарок на юбилей для кого ?
Мужчина : Для начальника .
Самсон : А в какую сумму нужно уложиться ?
Мужчина : 2500 .
Самсон : Рублей ?
Мужчина : Разумеется , рублей !
Самсон : А чем увлекается Ваш шеф ?
Мужчина ( в раздумии ) : Не знаю .
Самсон : Читает он что – нибудь ?
Мужчина : Только по работе . Да приказы издавать горазд .
Самсон : За границей он бывал ?
Мужчина : Да . В Чехию ездил с женой и детьми .
Самсон : Подарите ему вот этого коня .
Мужчина : Зачем ?
Самсон : Так . Понятно . Вот . Лучший подарок . Парусник в бутылке . И стоит всего ничего : 1700 .
Мужчина рассматривает : А что , не дурно ! Упаковывайте !
Самсон  украшает коробку с подарком пышным бантом . И подаёт чек на 700 рублей .
Мужчина : Это как понять ???
Самсон невозмутимо : Аппарат не пробивает 1000 .
Мужчина ( нервно посматривая на наручные часы ) : Ну ладно . От руки товарный чек напишите мне для отчётности перед коллегами .
Самсон : Вот . Пожалуйста и печать магазина присутствует . И подпись моя .
Мужчина : Благодарствую .
Самсон : Приходите ещё . Рекламируйте нашу лавку .
Мужчина : Всенепременно .(  уходит )
Самсон : Вот дурень ! ( перекладывает тысячу из кассы в свой кошелёк ) Как не выручить тысчёнку – другую , когда сами жаждут раскидать деньги на ветер ! Чем ценник выше – тем вернее не поскупятся – купят !
Заходят две девушки - подруги . Сразу подходят к украшениям : А из чего они ? Золото или платина ?
Самсон : Разумеется , платина .
Одна из них шепчет другой : Платина лучше , хоть и дороже .
Самсон кивает головой : И могу предложить ещё вот эту миниатюру под названием « След голубя » ( показывает на утреннюю свою работу )
Девушки : В какую цену ?
Самсон : Уступаю платину в 2500 , если бонусом картину берёте .
Одна из девушек : А без бонуса ?
Самсон : 4000 ровно .
Девушки : Значит , с бонусом .
Самсон : Приятно , что женщины нынче сами себе хозяйки стали . Может , познакомимся ?
Девушки смеются . Платят за покупку и уходят .
Самсон : Курицы ! Бижутерию не узнали . Содержанки несчастные !

Галерея Светланы Горностаевой .
Самсон заходит в галерею . Там идёт выставка Бориса Брониславова . Самсон ходит , фыркает , посмеивается . Борис со Светланой идут ему навстречу .
Самсон : И это – живопись ? Нелепые попытки , минимализм , это всё сделано за три минуты левой ногой !Три карандаша выложат – это искусство? Издевательство . Или какие – то там надписи небрежно нацарапают – и вот вам – воспоминания о детстве .Удивите меня . Это же всё полная профанация . Они друг друга все там хвалят . А я историю искусства учил . Если ты мастерством не удивляешь человека , то ты – полный ноль . Не вижу чуда . Хвастовство одно и бахвальство .
Борис : Ну вот снова он !
Самсон : Да , это я . А вот твоя наивная живопись – детский лепет .
Борис : Раз так не нравится – зачем пришёл ?
Самсон : Посмотреть , а вдруг ты чему – то всё ж – таки научился .
Светлана : Самсон Рэмович , доброта – вот что отличает наивную живопись Бориса от Вашей чёрной беспросветности .
Самсон : Благодетельница Светлана !Легко быть доброй при таких – то деньгах , оставшихся после убиенного бандита по кличке Горностай !
Светлана : Как Вы смеете упоминать имя моего супруга , да ещё нагло врёте . Я запрещаю ! Вы слышите , я запрещаю !
Борис успокаивает  плачущую Светлану , а прочие гости выгоняют Самсона .
Самсон оправляет пальто и идёт рисовать на своё привычное место .
К нему подходит девушка . Начинает восторгаться : «Да вы – художник ?! »
Самсон : Да .
Девушка : А меня нарисовать сможете ? ( встаёт в позу , как перед фотографом , подражая манекенщицам )
Самсон : Разумеется , смогу .
Девушка : Здесь и сейчас ?
Самсон : У меня есть студия . Обычно портретами я занимаюсь там .
Девушка : Отлично ! Вот мой номер телефона (протягивает визитку Самсону )
Самсон складывает мольберт : Мы можем встретиться сейчас .
Девушка : Забавно !
Самсон : Пойдём . Так в каком костюме желаете себя лицезреть , любезная …
Девушка : Алина .
Самсон : Самсон Подковкин .
Девушка – Алина : Ах , какое царственное благородное имя !
Самсон : А Вы , Алина , сжальтесь надо мною !
Алина : А что я Вам сделала ?
Самсон : Ничего . Это Пушкин сочинил .
Алина : Ваш знакомый ?
Самсон : В некотором смысле да . Вот мы с Вами и пришли . Первый этаж . Весь флигель мой . Прошу  ( открывает дверь пошире )
Алина входит . Самсон помогает ей снять пальто , вешает его на плечики . Ведёт гостью в свою комнату .
Алина : С чего начнём ?
Самсон достаёт бутылку вина и два бокала : За знакомство .
Алина : Ах , я всегда мечтала оказаться в мастерской художника ! Честно говоря , я Вас давно заметила . Просто не решалась заговорить . А тут иду , спешить некуда . Домой не хочется .
Самсон : А что хочется ?
Алина : Хочется выйти из зоны комфорта и познакомиться с кем – то необычным . Из меня ведь выйдет красивая натурщица , а , Самсон ?
Самсон : Да , Алина .
Алина : Класс ! Я буду знаменитой ! Мне сейчас сразу раздеться или постепенно ?
Самсон ставит лист на мольберт : В портрете обычно важно лицо , а не фигура . А впрочем , блузку с плеч можете приспустить .
Алина : Вот так ? Как мне сесть ? ( принимает разные позы , как в немом кино )
Самсон садит её возле ночника в кресло : Руки скрести на груди . Не улыбайся . Вспомни о грустном .
Алина : О чём ?
Самсон : О двойке по литературе .
Алина : Так я ж её исправила ! К Павлику не зря в кабинет после занятий две недели подряд ходила .
Самсон : Зачем ?
Алина : А  зачем непослушные девочки к молодому преподу ходят ? ( смеётся )
Самсон : О грустном подумай . О коте , умершем в детстве .
Алина : А вот это ты угадал . Мартика я любила . Когда умер , плакала долго .
Самсон : Как долго ? ( рисует )
Алина не успевает ответить , так как дверь открывается после короткого стука . Входит отец Самсона . Брат – близнец Рома Подковкина .
Рэм : Здравствуйте ! Сын , у тебя гостья ? ( посмеивается , переминается с ноги на ногу )
Самсон : Да , отец . В чём дело ?
Рэм : Выйди поговорить .
Самсон : Ты не видишь ? Я занят !
Рэм : Вижу . Но всё ж – таки , пойдём со мной .
Самсон : Ты что , не видишь , старый козёл , я занят ! ( выгоняет отца и запирает дверь )
Алина : Ай – яй – яй , Самсон ! ( укоризненно качает головой )
Отец плачет за дверью .
Алина : А вдруг у него что – то срочное ?
Самсон : Да что у меня за день сегодня такой ?! В начале ограбили , потом поучают . И кто ? Прости – господи , какая – то уличная девка !
Алина начинает одеваться и идёт к выходу .
Самсон следует за ней : Не обижайся . Лучше посмотри на свой портрет . ( показывает набросок )
Алина : Можешь делать с ним , что пожелаешь ! ( уходит )
Самсон возвращается в комнату .
Рэм : Сынок ! Она ушла ?
Самсон : Тебе – то что нужно ?
Рэм : Я обкакался . Помоги найти чистые трусы .
Самсон : Удачное завершение дня ! ( уродует набросок на мольберте )
Гаснет свет .
Самсон : Опять пробки выбило или дядя экономит ? ( зажигает свечи и идёт искать отца ) Эй ты , вылезай .
Отец появляется из –за большого кувшина .
Самсон : Переоденься . ( подаёт отцу семейники )

Утро . Тоже самое место , что и в первой сцене .
Самсон рисует  и говорит сам с собой : Что не так в этом мире ? Наив - не к месту , красота – без проблесков ума . Куда , куда , я вас спрашиваю , катится этот безумный мир ? И в чём я , бедный , несчастный , повинен перед тобой ? И кто ты после этого ? Какой же ты отец , Господь , раз допускаешь издевательства надо мной ?
Бабуля : Разве ж можно так себя накручивать ?
Самсон : Тебя забыл спросить !
Бабуля : Нехристь ты ! Тьфу на тебя !
Самсон : Иди давай к своим помойкам , там свежий чёрствый хлеб выбросили из магазина .
Бабуля : Правда , что ли ?
Самсон : Да – да . я только что мимо  проходил . Беги , пока другие пенсионерки не  растащили добычу по своим закромам !
Бабуля : Спасибо , мил человек ! ( убегает )
Самсон : Да , а ведь только что я был грешником ! Поразительно ! Но теперь я знаю , куда катится мир !
Подходит парень ( Женя ) : Это ж Россия , брат ! Вечно недовольный народ : Почему мало снега ? Почему зима снежная ? Почему лето жаркое ? Почему летом дубак ? А потерпеть не желаете ? Или научиться не зацикливаться на мелочах ? Жизнь – она такая , и другой не будет никогда .
Самсон : О , да Вы – философ ?!
Женя : Нет , политик .
Самсон : Из партии власти  ?
Женя : Нет . Я сам по себе .
Самсон : А разве остались у нас ещё неподкупные живые политики ?
Женя : Мужик , послушай !
Самсон : Я – весь одно сплошное ухо !
Женя : Мы – как грибы после дождя вырастаем . Сколько бы нас не срезали , вместо нас придут новые крепкие и сильные парни . И будут говорить правду .
Самсон : А нужна ли она им  ( он показывает на горожан ) правда Ваша ?
Женя : Нужна . Даже , если они думают , что мы думаем неправильно . Миром управляют психи .
Самсон : А ты не боишься стать одним из них ?
Женя : Я ничего и никого не боюсь . Эти улицы – наши , а не их .
Самсон смеётся : Наивный мальчишка ! Ничего – то ты не знаешь ! Говорят , план по революциям Россия уже выполнила .
Женя : Верить можно и этому . А можно поверить в себя и пойти по дороге новых свершений и реализовать мечты о свободе , равенстве и братстве !
Самсон : Что – то кушать я захотел от твоих пламенных речей ! Удачи тебе , безумец ! ( уходит )

Антикварная лавка .
Входит девушка ( Ирина ) . Она одета по моде начала 20 века .
Самсон : Доброе утро , сударыня !
Ирина : Доброе !
Самсон : Чем могу помочь Вам ?
Ирина : Выбираю подарок для папы .
Самсон : А папа кто у Вас ?
Ирина ( смущённо ) : Госслужащий .
Самсон : Верно метит высоко продвинуться по карьерной лестнице или секретарь чей – нибудь ?
Ирина : Зря Вы хамите мне . Он учился долго и работает честно !( разворачивается , идёт к выходу )
Самсон ( бежит за ней ) : Девушка ! Простите меня . А хотите , я Вам портрет Ваш нарисую . Вот будет славный подарок для Вашего папеньки ?
Ирина : Идея неплохая . Вы – художник ? И работаете здесь ?
Самсон : Да , я художник , и работаю здесь . Позвольте сделать несколько набросков , да бы Вы могли убедиться . что я не кадрю Вас ? Тьфу , этот Ваш прикид заставляет выражаться архаичным языком прошлого !
Ирина ( смеётся ) : Мне нравится этот стиль в одежде . Быть может , если я сниму пальто , Вы по – другому заговорите ?
Самсон : Сделайте милость … Ну вот , опять !
Оба смеются .
Ирина снимает шапочку – таблетку и пальто . Теперь на ней мини – юбка и водолазка , на ногах длинные сапоги .
Ирина : Так лучше ?
Самсон : Не то слово . ( делает наброски в блокнот , подаёт его Ирине ) Вот .
Ирина : Я впечатлена ! Как Вас зовут ?
Самсон : Самсон Подковкин .
Ирина : Погодите ! Ромуальд Подковкин  Вам не родственник ?
Самсон : Он мой дядя .
Ирина : Как тесен мир !
Самсон : И не говорите . Вы с ним знакомы ?
Ирина : Знакома . Его … подруга – сестра моей мамы .
Самсон : У дяди много друзей . Он популярен среди старшего поколения .
Ирина : Моей тёте 42 . Она его невеста .
Самсон : 42 года ? Невеста ? В дочки же годится ему !
Ирина : Вы не знали . Самсон , надеюсь , я Вас не огорчила ?
Самсон : Отнюдь . Я рад за дядю . И Вашу тётю , разумеется , тоже . Предлагаю встретиться и продолжить наше знакомство . С целью написания портрета Вашему папеньке ?
Ирина : Вечером . Сегодня вечером . У меня или у Вас ?
Самсон : У Вас . У меня неряшливая холостяцкая берлога с назойливым соседом . А Ваш муж возражать не будет ?
Ирина : Не будет . Я не замужем . Так , вот мои адрес и телефон . ( пишет на листке из его блокнота ) Можно , я возьму рисунок ?
Самсон : Да , Ирочка ! Я рад , что мы с Вами познакомились !

Ирина : Я тоже . До встречи , Самсон !( одевается и уходит )
Самсон : Господи ! Прости меня за утренние причитания ! Спасибо за эту встречу !

Квартира Ирины.
Ирина открывает дверь , услышав звонок . Самсон стоит с мольбертом на одном плече , с сумкой на другом и букетом цветов в руках .
Ирина : Добрый вечер , Самсон !Проходите !
Самсон : Ирина ! Это Вам ! ( протягивает цветы )
Ирина : Спасибо ! Вот тапочки . Идёмте в гостиную .
Самсон снимает пальто и шляпу , переобувается , идёт следом за Ириной .
Ирина : Чай , кофе ?
Самсон : Кофе , если Вас не затруднит .
Ирина : Не затруднит . ( уходит на кухню )
Самсон раскладывает мольберт и краски . Приходит Ирина с кофейником и чашками на подносе .
Самсон : Благодарю . И приступим сразу же к портрету . Ирина , а чем Вы занимаетесь ?
Ирина : Работаю в детском саду заведующей . Папа был против . К себе в начале устроил . Но я только неделю поработала «  ходилкой » с документами , а как увидела , что документы , переносимые мной из кабинета в кабинет – день за днём , с понедельника по пятницу , оказались в мусорной корзине , так сразу же заявление на увольнение подала . Не моё это – бесполезно тратить своё время .
Самсон : А в садике Вы чему учите детей ?
Ирина : Чтобы людьми выросли . Со своим мнением , с желанием учиться новому .
Самсон : Новому . Это компьютерам , да ?
Ирина : Да , за ними будущее . За детьми , понимающими проблемы Земли . мечтающими о космосе и роботах , не цепляющимися за материальное прошлое .
Самсон : Это легко говорить , когда деньги есть .
Ирина : Я живу скромно . Сами видите . Это бабушкина квартира , Мне осталась в наследство .
Самсон : И одежда тоже её ?
Ирина :  Да . Она со мной когда – то нянчилась , в музеи и театры водила . И я не вижу плохого в том , что ношу её вещи .
Самсон : И они Вам очень идут .
Ирина : Спасибо .
Самсон : Садитесь на вот этот стул рядом с пальмой . Что бы Вам дать в руки ? ( задумывается )
Ирина : А может , я просто ладони сложу , как в молитве ?
Самсон : Отличная идея ! Ирина , из Вас выходит неплохой организатор !
Ирина : Сплошные реверансы в мою сторону !
Самсон : Вы –добрая , Вас обижать не хочется . А какая у Вас тётя ?
Ирина : Тётя ?
Самсон : Та , что встречается с моим дядей .
Ирина : Её зовут Марфа …
Самсон : Как Посадницу ! Звучит впечатляюще .
Ирина : Она весёлая , много где бывала .Написала книгу о пост – советской ближней загранице . И она искренне восторгается Вашим дядей и его творчеством . Называет его новатором на стыке стилей .
Самсон : Из Ваших слов я могу сделать вывод , что она его любит .
Ирина : Да , любит . Ей никогда не встречался человек добрее Ромуальда .
Самсон : Да Вы что ?! Но он ей в отцы годится !
Ирина : Любовь выбирает нас , а не мы её .
Самсон : Как – то нелепо .
Ирина : Вы бы порадовались за них !
Самсон : А я и радуюсь . Уж так радуюсь !( смотрит на часы ) Пора завершить наш сеанс . Предлагаю встретиться завтра .
Ирина : Как скажете , Самсон . В это же время ?
Самсон : Да .
(Самсон  уходит )

Самсон идёт по улице . При свете фонарей замечает парней – граффитчиков .
Самсон : Малюют что – то опять  .Эй вы , ироды ! Недоучки , недохудожники ! А ну  брысь с улиц моего города !
Парни смеются и продолжают рисовать баллончиками .
Самсон : Вы что , не слышите меня ? Я – Самсон Подковкин . Я –царь улиц Светломорска ! Святым именем искусства заклинаю тебя – ИЗЫДИ ! ( Он бросается на самого крепкого и  высокого из граффитчиков . Парень побеждает его . Мольберт падает на дорогу . Самсон тоже . Самсон теряет сознание . Парень подходит  к нему .
Его друзья кричат : Атас , Жека ! Валим !
Жека берёт кисть и что –то подрисовывает на холсте Самсона . Затем бросает его рядом с Самсоном и убегает вслед за парнями .

Самсон приходит в себя в больничной палате на койке  . На голове у него бинт . Рядом сидит Ирина . Она хватает его за руку , которая лежит поверх одеяла .
Ирина : Не волнуйся , всё хорошо .
Самсон ( трогает бинт на голове ) Меня ранили ?
Ирина : Сотрясение  мозга от падения на асфальт .
Самсон : Какой ужас ! Он меня бил . А за что ? Я просто сказал , что граффити  не место в моём городе …
Входят журналисты .
Корреспондентка : Мы находимся в больнице . От рук уличных хулиганов пострадал продавец антикварной лавки Самсон Подковкин .Он племянник художника Ромуальда Подковкина . Как Ваше самочувствие , Самсон ?
Самсон : Болит голова . Их поймали ?
Корреспондентка : Нет . Но рядом с Вашим телом , ой . простите , рядом с Вами был обнаружен портрет . Скажите , чей он ?
Самсон : Я его нарисовал . Я как раз шёл от Ирины ( показал он рукой на девушку ) , когда заметил банду , уродующих стену своей бездарной мазнёй .
Корреспондентка :Мы с вами побывали на месте преступления , ой , простите , нападения , и убедились воочию , что у Самсона не было иного выбора , как защищать родной город ценой своей жизни ! Спасибо Вам , Самсон ! Жму Вам руку ! И мы будем ждать выставку в галерее Вашего дяди !
Самсон : Какую выставку ?
Корреспондентка : Вашу , разумеется !  так , до встречи , Самсон ! С вами была Марья Поднебеснова и канал « Новости Светломорска » !
Корреспонденты уходят .
Самсон : Вот дела ?
Ирина : Тебя можно поздравить ?
Самсон : Господь меня услышал ! Жизнь меняется ! Мне наконец – то повезло !

Действие второе .
                Выставка Самсона .
Ромуальд отобрал картины для выставки . Их устанавливают в галерее .
Ромуальд и Марфа ходят среди гостей .
Ром : Волнуюсь я , Марфушка !
Марфа : Да что ты переживаешь –то , дорогой ? Не все его картины хороши , но пусть попробует он славушку – то на вкус .
Ром : А ты права , дорогая ! Пусть вместо всегдашней критики своей получит в ответ разные отзывы . Скоро ли он придёт ?
Марфа : Ирочка сказала точно к 16 :30 прибудут . Выставка началась в 16:00 . Пусть народ походит , посмотрит .( Марфа чокается  с женихом  своим бокалом )
Ром : Что ж , пусть .
Входит Ирина под ручку с Самсоном .
Ирина : Ты рад ?
Самсон : Да . Непривычно как –то . ( поводит плечами )
Ирина : Привыкай .
Самсон обнимает её : Спасибо , что ты рядом .
(Самсон и Ирина идут по галерее . На встречу им Борис и Светлана  .)
Борис улыбается : Привет , симулянт ! Ну , как ты ?
Самсон : Отлично . Как сам ?
Борис : Вот пришли со Светланой полицезреть , так сказать , твоё творчество .
Самсон : Ну и как ?
Борис : Ты знаешь , местами ничего . Ничего хорошего . И это странное название « Хоррор » . Чёрные тона с яркими пятнами .
Светлана : Но есть пара вещей , необычных для Вашей манеры письма .
Самсон : Так уж и пара !
( Самсон чокается  со Светланой и Борисом шампанским . Самсон и Ирина идут дальше  .)
Ром и Марфа идут им навстречу .
Ром : Ну , как ты ,Сам ?
Самсон : Нормально . Спасибо , дядя , за выставку !
Ром покровительственно обнимает племянника за плечи : Однажды любому художнику выпадает шанс показать себя публике .
Марфа : Здравствуй , Самсон !
Самсон : Здравствуйте , тётя Марта !
Ром : Эй , племяш ! Попочтительней с моей невестой !
Самсон : Куда уж почтительней – то ?!
Ирина уводит его подальше . Подходят они к толпе людей у одной из картин .
Ирина : Папочка ! Здравствуй !
Один из мужчин оборачивается . Это Запасник Е . С .
Запасник – Ирине : Доченька ! А мы тут на портрет твой любуемся .
Ирина подталкивает к нему Самсона : Вот – художник Самсон Подковкин . Он – автор всех картин  сегодняшней выставки .
Запасник жмёт ему руку : Вы – просто герой !
( Вспышки фотоаппаратов )  Самсон оборачивается к портрету Ирины . Видит цветы , льющиеся из её пальцев .
Самсон : Но я это не рисовал ! Это граффитчик изуродовал портрет .
Ирина : Самсон , верно ты забыл , что нарисовал всё сам ?
Самсон : Его надо поймать . И привлечь к ответу . Его Жекой сообщники называли . Как нашего мэра Запасника – Паскудника .
Раздаётся дружное покашливанье .
Запасник : За что ж Вы его так – то ? Что он Вам сделал ?
Самсон : Лично мне – ничего . Ни хорошего , ни плохого . А вот светломорцам в души плюнул . Напроказничал . Новые дома построил в историческом центре города вместо того , чтобы увеличить спальные микрорайоны .
Запасник : Вот кого в наш градстройсовет приглашать было нужно ! Он бы дал нам всем прикурить  !
Самсон : Я не курю .
Ирина : Самсон  , Запасник  Евгений Сергеевич – мой отец .
Самсон : Да ? Тем лучше . Можно пару ласковых ещё добавить .
Запасник : А , так это ещё не всё ?
Самсон : Нет .
Запасник : Вот он – глас народа .
Самсон : Я могу сказать Вам следующее . Вы – жируете за счёт народа . Живёте , оторвавшись от земли и развлекаетесь так , как пожелаете . Берёте то , что вам не принадлежит . Грабите простой народ , а больным детям на лечение собираете смс – ками . Бессовестные вы жулики и воры  !
Запасник : Спасибо за честность ! Я целиком и полностью на Вашей стороне , Самсон !  ( пытается пожать ему руку )
Самсон вырывается и убегает , крича : Жалкие тупицы , плюгавые байстрюки , ничего не смыслящие в высоком искусстве !
Ирина бежит следом : Самсон , всё , что ты сказал не имеет к моему отцу никакого отношения . Он не такой чиновник . Если бы ты только знал , какое тяжёлое у него было детство !
Самсон : Перестань , ты не знаешь ! У них у  всех было такое детство . Вот сейчас и отыгрываются на бедных людях .  Прощай , Ирина Евгеньевна ! Надеюсь , встретишь ты своего принца Уэльского ! И забери себе этот поганый портрет !
Уходя Самсон прихватывает открытую бутылку шампанского .

Самсон с открытой почти пустой бутылкой шампанского вваливается в дом . Отец его в халате , накинутом поверх пижамы , выходит из своей комнаты .
Отец : Самсон , как всё прошло ?
Самсон : А ты до сих пор не спишь ?
Отец : Не сплю . Волнуюсь . Как выставка ? Жалею , что меня там не было .
Самсон : Не о чем жалеть , отец . ( Самсон начинает плакать , садится на пол , допивает шампанское из горлышка )
Отец подходит к нему , неловко садится рядом , толкает сына в бок , шампанское проливается мимо рта Самсона .
Самсон : Ах ты , остолоп Царя небесного ! Я нечаянно . Я неуклюжий . Что же теперь делать ? Ну казни меня за это ! ( Кладёт голову на колени сына ) .
Самсон : Отвяжись от меня . Уйди , дай с сердцем уходиться .
Отец ( поднимаясь , старается не опираться на него ) : Злой ты ! ( уходит )
Самсон : А с вами по – другому нельзя . Хватит щёки – то подставлять . То одну ( ударяет себя по правой  ) , то другую ( ударяет – по левой ) .
Терпел Самсон , да вот , дамы и господа , судари и сударыни , неуважаемые нетоварищи , терпение его закончилось . Я ведь знаю , что местным дурачком меня все считают . И дядя , и отец , все . Хочу потеряться , чтобы не нашли  . Хочу объявить войну , наплевав на мнения обывателей . ( проверяет бутылку ) Закончилось . Пойду – ка  я спать . Утром , на трезвеющую голову , подумаю о мести , о картинах без цвета и запаха , о птицах без голосов и крыльев , о мире мрачном за окном на погибающей планете . Буду открывать мир своей израненной души и страдающего сердца . А сейчас спать , Самсонушка , спать .
( Уходит в свою комнату )
Конец первого действия .
Занавес .

Действие второе .
Солнечное утро .
 Самсон стоит на улице , рисует с натуры ( на картина у него выходит мрачной ).
Самсон : Вот он – ваш мир ! Из чрева  Земли рвётся фонтан грязи и грехов . Вот вам – цветы в руках , из пальцев растущие , чёрные , и вот тебе , Ирина , неприкрытая нагота тела , из которого расцветает чёрный цветок гордыни и лжи . Добро пожаловать в мой мир ! Приходи на выставку , господин  мэр , любуйся на доченьку !
Он отвлекается от работы , так как замечает невдалеке девушку с мольбертом , так же рисующую фонтан .
Самсон : Эй , девушка ! Детский сад с его деревянным зверинцем через два квартала отсюда .
Девушка продолжает рисовать .
Самсон : Алло , Далида ! Среагируй , кивни , что ли ? ( Он подходит  к ней )
Самсон : Наушники . ( Встаёт перед ней . Девушка убирает наушники )
Девушка : Что – то случилось ?
Самсон : Да ! Шла бы ты отсюда со своей мазнёй !
Девушка : Я Вам мешаю ?
Самсон : Да , мешаешь . Проваливай !
Девушка : Улица – общее место . Я рисую , где хочу .
Самсон обходит мольберт : И что ты там  « рисуешь » ? Фи , натурализм ! А где же мысли твои , живописец ? Ты – отстранённая посредственность и ничем не лучше сотен других бездарей , мнящих себя художниками , меняющими мир .
Девушка складывает краски , палитру и мольберт и спокойно идёт к его картине .
Самсон : Ты что задумала ?
Девушка : Посмотреть на мастера .
Самсон : Ну и как ?
Девушка : В целом неплохо . Но зачем Вам этюд , если почти всё , что я вижу , придумано ?! Возможно , пережито , но мрачность красок не даёт вникнуть в происходящее и понять Вас .
Самсон : А мне и не нужно , чтобы меня понимали !
Девушка : Все творческие люди хотят , чтобы их понимали . Необязательно любили , но понимали и ценили .
Самсон : А я – бесценен !
Девушка : Добавьте цвет и будете более понятным .
Самсон : Вот ещё , меня учить вздумала ! Поищи себе соратников в школе .
Девушка ( смотрит на часы на руке ) : Мне пора . Удачи Вам !
( Она уходит  , солнце тоже уходит  , надвигаются тучи над Самсоном )
Самсон : Ушла , мерзавка , и солнце с собой забрала ! Того гляди , дождь начнётся . ( Самсон уходит )

Утро следующего дня .
Место тоже .
Самсон побрился и переоделся в другие джинсы и ярко – оранжевый свитер .
Самсон рисует другую картину . На ней много солнца : он рисует девушку  , рисующую фонтан  и девушку с мольбертом , которая рисует фонтан , у которого стоит девушка с мольбертом .
Приходит Девушка ( одета также , как и вчера ) и начинает рисовать . Она замечает Самсона . Подходит к нему .
Девушка : Здравствуй , художник !
Самсон : Здравствуй ! Как тебя зовут ?
Девушка : Марианна .
Самсон : А меня – Самсон .
Марианна  : Рада знакомству .
Самсон : Я тоже .
Марианна смотрит на его творчество : Да ведь это же я ?
Самсон : Нравится ?
Марианна : Нравится . Получается , как матрёшка !
Самсон : Приём не нов .
Марианна : Ты действительно очень талантлив !
Самсон : Спасибо ! Может быть , попозируешь мне ?
Марианна : Встать так , как на твоей картине ?
Самсон : Да .
Подходят уличные музыканты и начинают петь .
Самсон : Пошли вон ! Не мешайте наслаждаться тишиной !
Марианна : Самсон , не ворчи ! Ребята , а можно вас попросить спеть что – то джазовое ?
Музыканты : Конечно , можно !
(поют джаз )
Марианна : Самсон ! Ведь хорошо же поют ?
Самсон : Ну да , неплохо .
Марианна : Потанцуем ?
( Танцуют )
Самсон : Мне пора на работу .
Марианна : Мне тоже .
Самсон : Предлагаю встретиться вечером  . Я  работаю в антикварной лавке  « Сокровищница » до 8 вечера . Придёшь ?
Марианна : Никогда не бывала в « Сокровищнице » !  Приду .
////////////
Вечер . За окном лавки зажглись уличные фонари .
Входит Марианна . Самсон уже ждёт её . Они не успевают сказать « добрый вечер » , как входит дядя Ромуальд .
Самсон : Дядя ? Что привело тебя сюда в столь поздний час ?
Ромуальд : В начале обслужи покупательницу .
Марианна : Простите , я не покупательница .
Ромуальд : О , какой ты быстрый , а я думал – рохля ! ( достаёт кошелёк ) На – ка  ,побалуй девушку ! ( даёт несколько тысяч )
Самсон : Благодарю , дядя . Ты хотел о чём – то поговорить ?
Ромуальд ( смотрит в начале на Марианну , затем  на Самсона ) : Это подождёт . Потом как – нибудь .
Самсон  : Ладно , потом , так потом .
( Ром уходит )
Самсон поясняет : Мой дядя .
Марианна : Я поняла .
Самсон : Бывает невежлив . Хам редкостный .
Марианна : Можно рассмотреть сокровища « Сокровищницы » ?
Самсон : Можно .
Марианна  ходит по лавке и рассматривает товар , выставленный на полках .
Самсон : Картины , практически все , рисовал мой дядя .
Марианна : Талантливо , но не в моём вкусе ?
Самсон : А какие в твоём вкусе ?
Марианна : Мне твоя сегодняшняя понравилась .
Самсон : Ещё раз , спасибо .
Марианна ( смотрит на витрине ) : Украшения интересные . У меня есть знакомая , она делает бижутерию из ювелирной смолы .
Самсон : Пусть приносит , посмотрю .
Марианна : О , куклы – шкатулки ! А я тоже такие делаю . В подарок знакомым и своим ученицам .
Самсон : Может быть , пойдём ? Уже полдевятого . Я столик заказал на 9 часов .
Марианна : Далеко отсюда ?
Самсон : Нет , через два дома .
Марианна : В бистро « Казачок »?
Самсон : Не угадала .
Марианна : Но там же больше ничего нет .
Самсон : А вот пойдём , и увидишь .
\\\\\\\\\\\\\\\\\
Ресторан .
Самсон : Нравится ? ( произносит он с такой гордостью , словно он – владелец этого ресторана  )
Марианна : Сколько раз проходила мимо , а ни разу не замечала , что здесь ресторан .
К ним подходит администратор .
Самсон : У меня заказан столик на имя Самсона Подковкина .
Администратор  кивает головой , сверяясь с записями  : Прошу , проходите в зал . ( Ведёт их к столику )
Самсон говорит Марианне , когда они садятся за столик : В 90 – е старую баню переделали в казино . Потом казино закрыли , затем был подпольный игровой зал , пока и его не прикрыли . И вот уже лет 20 здесь этот ресторан .
Марианна : Чего только не бывает , да , Самсон ?(она берёт в руки салфетку )
Самсон , не одолжишь ручку или карандаш  ? Спасибо . ( она лёгкими штрихами рисует чайку над волнами )
Самсон рассматривает меню : Может , выберем  что – то поесть ?
Марианна : Ох , прости , задумалась ( она оставляет рисунок  и раскрывает меню ) А что такое кокован ?
Самсон : Петух в вине .
Марианна : Так просто ? А название  - то какое витиеватое !
Самсон : Что ты хочешь – ресторан ведь не столовка !( его слышит официант , неодобрительно качает головой ) Что , братец , не нравятся тебе мои слова ? Не по нраву ? А ты терпи . Сам же прислугой нанялся .
Марианна : Самсон , не обижай мальчика !
Самсон : Прости , дорогая . Я что –то не в духе сегодня .
Марианна : Из –за дяди ?
Самсон : Да при чём тут дядя ? Нога что – то разболелась – к дождю , должно быть … Заказ у нас примет кто – нибудь ?
Марианна : Успокойся . Мы здесь вдвоём . И важно лишь это . Ты побрился , переоделся . Стал другим .
Самсон : Да , верно . Вот , посмотри , джинсы из секонд – хэнда с дырками на коленках были , так я их зашил …А где наш официант ? Куда запропастился этот гадёныш ?
Марианна пытается его успокоить , кладёт свою ладонь поверх его ладони .  С соседнего столика мужчина в стильном костюме , поправив галстук , по – спортивному расправив плечи , обернулся к  Самсону : Мужик , ты чё борзый такой ?
Самсон : Борзыми щенки бывают , а я пришёл культурно отдохнуть . И с Вами знакомство заводить не планировал .
«Спортсмена » начала успокаивать его дама с модельной внешностью : Не смотри на него – на меня смотри . ( « Спортсмен » то сжимал , то разжимал кулаки  )
Самсон : Заказ примет кто – нибудь у меня ?
Подходит администратор : Вас просят уйти .
Самсон : Позвольте поинтересоваться причиной столь необычной просьбы ? Деньги у меня есть . Я такой же посетитель , как и другие . Моя дама не хуже прочих .
Администратор : Нам не нужны скандалы . Мы подарим Вам и Вашей даме « комплимент от шефа » - его фирменное блюдо и завернём с собой для вашего удобства . Но не приходите больше к нам .
Марианна : Самсон , пойдём . ( она уже встала из –за стола )
Самсон : Спасибо за угощенье ! За подарки ! ( Берёт пакет у официанта )
Самсон и Марианна идут к выходу . Самсон оборачивается : ХАМЫ !
///////////
Самсон и Марианна снова в антикварной лавке .
Марианна : Так даже лучше . Романтичней и спокойней  .
Марианна  распаковывает угощение , а Самсон приносит бутылку вина из подсобки . Самсон  берёт два кубка с витрины и позолоченное блюдо .
Марианна : В « Сокровищнице » можно знатно потчевать королевских особ !
Самсон : Прошу к столу , леди Марианна !
Марианна : Благодарю , мессир Самсон ! За что выпьем ?
Самсон : За дураков и их хозяев !
Марианна : Какой забавный тост !
Самсон : Твой черёд ! За что пьём ?
Марианна : За нашу случайную встречу !
Самсон  снова наполняет бокалы .
Марианна : Самсон , а попробовать ресторанную пищу не желаешь ? ( она рисует без скрипа вилкой по тарелке  )
Самсон  опьянел : Да , желаю . ( смеётся )
Марианна : Предлагаю потанцевать . ( включает на телефоне вальс )
Самсон церемонно приглашает её на танец . Постепенно гаснет свет и музыка затихает .

Утро в « Сокровищнице » .
Входит дядя Ромуальд , открыв дверь своим ключом .
Самсон и Марианна спят на диванчике , укрывшись пледом . Вчерашняя одежда разбросана по креслам .
Самсон просыпается и видит дядю .
Самсон : Дядя ?
Ром : Доброе утро , племянничек ! А ты , значит , со своей девкой тут и заночевал ? Об отце забыл . Ай – ай – ай , а я хотел тебе лавку в наследство оставить . Вчера приходил сказать об этом , да ещё на свадьбу свою пригласить .
Самсон : Свадьбу ?
Ром : Мы с Марфушенькой узаконить свои отношения задумали .
Самсон : Лавку … Мне ?
Рэм : Тебе , кровинушка . Тебе . А теперь вот и не знаю , что подумать . Ладно , хоть не обокрала она тебя . Рядом вон как посапывает . ( смеётся )
Марианна  открывает глаза . И инстинктивно прикрывается пледом .
Ром : Утро доброе , голубушка ! Вчера увалень мой нас и не представил друг другу . Оболтус он и болван редкостный . Как же тебя , девка , угораздило –то ?
Марианна  : Меня Марианна Васильева зовут .
Ром : Ромуальд  Подковкин . Очень приятно .
Марианна :  Ваш племянник добрый и честный человек .
Ром : Влюбилась в него ?
Марианна : А почему бы и не влюбиться ?
Самсон : Дядя , мне скоро лавку открывать …
Ром ( перебивает его ) : Не мешай . Марианна , я Вас и балбеса этого приглашаю на свадьбу мою . Вот приглашения . ( отдаёт ей два конверта )
Марианна : Спасибо .
Самсон смотрит на него враждебно .
Ром : Ладно , ребята ! Оставлю вас . Самсон , вот документы на лавку . Дарственная .
Самсон : Спасибо , дядя ! (Вскакивает и , прикрываясь пледом , тянется к дяде , но Марианна тянет плед на себя , и Самсон падает рядом с ней .
Ром  смеётся : До встречи , голыши ! ( уходит )
\\\\\\\\\\\\\\\\
Свадьба Ромуальда и Марфы .
Кричат гости : Здоровья молодым !
Входят Ромуальд ( нарядный жених в фраке ) и Марфа ( фата на голове , платье с вырезом до средины бедра , виден чулок на подвязке )
Ирина в длинном блестящем точно по фигуре платье похожа на змею . Она стоит рядом с родителями .
Входят Самсон и Марианна . Самсон несёт плоский квадрат  в цветной упаковочной бумаге .
Ром и Марфа стоят посредине зала .
Ром : Марианночка ! Племянник !
Все целуются в щёчки : Ром обнимает и расцеловывает Самсона по – генсековски , Марианну – тоже . Марфа целует воздух возле их щёк .
Марианна : От нас подарок .
Марфа распаковывает : Я чувствую , что это – картина .
Ром : Не уж – то Самсон научился создавать шедевры ?
Самсон : Это не я . Марианна нарисовала .
Все начинают рассматривать картину . Восторги со всех сторон . Аплодисменты !
Светлана Горностаева : Детка ! Да у тебя талант ! Можешь ещё что – то показать мне , скажем , завтра ?
Борис : Послезавтра .
Светлана : Да , после праздника , после завтра .
Марианна : А куда принести ?
Светлана : В мою галерею . Да вот Самсон же знает , где она . Пусть принесёт .
Самсон : Самсон – не носильщик ! Самсон – художник …
Борис дополняет : Любитель .
Марианна : А может быть и картины Самсона посмотрите ? У него есть несколько новых . Необычных .
Светлана : Нет , спасибо . Только твои . Самсон , раз не хочешь помочь девушке , сейчас найду помощника . Женя !
На её зов оборачиваются мэр и ещё один парень .
Мэр : Светлана ! Звала ?
Светлана : Звала , но не тебя . Сына . Женя , подойди сюда . Вот , Марианна , мой сын Женя . Он поможет . Ведь поможешь же ?
Женя : Смотря в чём . Если убить кого , то вряд ли .
Светлана : Юморист . Прекрати паясничать . Завтра …
Борис : Послезавтра .
Светлана : Послезавтра  от Марианны доставишь картины .
Женя : Ок . Адрес и телефон ?
Марианна отрывает от упаковки бумажку и пишет ручкой Самсона .
Женя : Договорились . Мама , я полетел .
Светлана : Опять дела ?
Женя : Извини .
Светлана : Одна радость , что в подоле не принесёшь !
Борис : Гуляй , пока семьи нет , парень !
Женя уходит .
Светлана : Марианночка , можно с тобой поговорить ? Мне важно знать о стилях , понимании истории , да и вообще о жизни . Пойдём .
Они отходят . Борис уходит в другую сторону . Самсон остаётся один .
Ирина : Не кислись .
Самсон  отворачивается от неё .
Ирина : Я радуюсь за тётю .
Самсон : Не могу ответить тем же .
Ирина : Уведут у тебя девушку .
Самсон : Иди , поищи себе принца , воспиталка !
Ирина : Грубиян и невежда ! ( уходит )
Возвращается Марианна . На её лице улыбка , в глазах радость .
Самсон : Как лапша ?
Марианна : Какая лапша ? Тут подают только канапе и анчоусы .
Самсон : Светлана умеет превозносить , а потом разбивать все планы в осколки .
Марианна : Почему ты всегда такой ?
Самсон : Какой – такой ?
Марианна : Язвительный . Обижаешь всех , даже тех , кто по – доброму к тебе относится .
Самсон : Перестань . Ничего ты не знаешь .  Но ничего , узнаешь ещё какие они на вкус – их канапе да анчоусы !
Марианна : Мы расстаёмся .
Самсон : Уходи . И не возвращайся .
Марианна убегает в слезах .
Самсон ( сам себе ) : Вечер удался на славу .
Ром подходит к нему : Племянник , ты обидел хорошую девушку и талантливую художницу . Зависть  . Она однажды съест тебя изнутри и ничего от тебя не останется . Мы все не безгрешны . Но зачем же всякий раз ты – жертва , а мы – палачи . Ты никогда не думал , что в нас есть что – то хорошее ? По –настоящему хорошее .
Самсон : Ты помнишь , как я в детстве пришёл к тебе с первой картиной ? Мне нужна была поддержка , а ты меня высмеял . Сказал , что я не живописец .
Ром : Помню . Ты хотел её мне продать . О деньгах речь вёл , а не о творчестве . Ты завидовал мне раньше , а теперь завидуешь Марианне . Но в пустую чёрные чувства . И свет её подарка тебе не потушить своей завистью . Девочка и правда – талант . И добрая , пусть и наивная . Пусть . Мы  все бываем наивными . С годами всё реже и реже . А жаль . Видеть мир , доверяя ему , прекраснее чувства нет . Мы будем беречь её подольше от дурного общества , и от такого раздолбая , как ты . Ты получил от меня наследство . Делай с ним , что пожелаешь ! Разорись , продай , проиграй в карты или сохрани . Мне уже всё равно . Но галерею Марфа сбережёт , я в том уверен . Уходи , с глаз моих исчезни , негодник !
Самсон молча уходит .
///////////
Улица . Самсон видит , как Марианна и граффитчик рисуют на стене . Они смеются .
Самсон : Нашла себе достойную компанию ? Быстро же ты , голуба моя , утешилась !
Марианна и парень оборачиваются . Самсон узнаёт Женю , сына Светланы .
Самсон : Ты ?!! Это ты покушался на  меня и испортил мою работу !
Женя : А –а – а , ругающийся гражданин ! Больше  с собой ничего не носишь , чтобы я мог подправить ?
Самсон : Марианна ! Берегись ! Они все – все , абсолютно все , жулики и воры . Общество прогнило насквозь . Куда ты лезешь со своей чистотой  ? Они изнасилуют тебя , переварят и выплюнут , как жалкий и ненужный объедок . И оставят один – на – один с покалеченной душой и испоганенным  мировосприятием . Так было и со мной .
Женя : Не верь ему . Мама мне рассказывала иначе .
Самсон : Лгунья она !
Женя : Она сказала , что ты всегда был таким , как сейчас . И из –за своего склочного характера упустил немало шансов . Марианна , я предлагаю погулять по ночному Светломорску . Пусть город будет нашим сегодня . А завтра …
Марианна : А завтра будет утро . Пойдём отсюда . Прощай , Самсон ! Нет сил более слушать твоё нытьё .
Марианна и Женя уходят .
/////////////
Галерея Светланы Горностаевой .
Выставка Марианны  « Конфетти » . На стенах : пейзажи , натюрморты , портреты .
Самсон ходит по залу с недовольным видом . Он снова оброс , лохмат и неопрятно одет . Возле каждой картины останавливается , причмокивает , шепчет громко : Безобразие , убожество . На дурака . Зачем же так ?
Зрители выставки  смотрят на него неодобрительно , обходят его стороной . Самсон доходит до Марианны и глядя ей в глаза говорит с улыбкой : Мазня !
Женя , стоящий рядом с ней , молча вышвыривает его из галереи .
Марианна  - Светлане : Знаю , что не плохо нарисовала . Но сейчас , когда он пришёл и так высказался о моих работах – мне не по себе . Я теряю уверенность , теряю силы и желание творить .
Светлана : Девочка ! К критике нужно привыкать . Даже если её произносит столь неприятный тип , как Самсон Подковкин .
Женя возвращается . Он говорит Марианне : Забудь о нём .
Марианна : А ведь я его почти любила ! Как можно было так ошибиться ?! ( рисует в воздухе пальцами разбитое сердце )
Светлана : У всех бывают ошибки . Мы теряем друзей и подруг по разным причинам . Многие из них сходят с дистанции , испытывая зависть , обиду , недопонимание . Были ли они настоящими – эти друзья ? Или только притворялись ради корысти , бонусов , вещей или популярности ? Обманщики , готовые ударить в спину крепкими словами . Они улыбаются , видя наши печали и даже горе … Их проблемы кажутся им меньшими . Корыстливым плутам не место в твоей жизни , Марианна !
Женя : И потом . У тебя теперь есть я .
Он обнимает Марианну за плечи .
Марианна : Спасибо вам ! Вы мне стали родными . Я вас люблю !
Женя : Я люблю тебя .
Светлана : Вы оба такие милые ! ( плачет )
//////////////////////
Самсон идёт по набережной . Он плачет , вытирает щёки от слёз .
Самсон :Обижают . Нашли себе развлечение . Выставляют посмешищем . Экспонатом для битья . Треплют , издеваются , выбрасывают . А я ведь Человек ! Я – талант , непризнанный гений , невезучий , измученный художник с истерзанной душой к  разбитым сердцем . Я тоскую по теплу и участию . Я  могу быть верным и добрым . Но чем дальше , тем меньше во мне доброты . Хочу найти слабые места в каждом встречном и лупить по ним словами и руками ! Замазать тёмной краской каждый миллиметр  этого грубого невежественного мира .
Самсон идёт к перилам  : Море . Так и манит уйти и забыться . меня забудут на другой день после похорон . Я буду свободен . Почему бы и нет ?
Он перелезает через перила . Подходит цыганка и тянет его назад .
Самсон : Ты ?! Воровка !
Цыганка : Помнишь , я тебе сказала , что богат будешь ? Сбылось  ведь ?
Самсон : Да , сбылось . Дядя оставил мне лавку  . Я теперь сам себе хозяин .
Цыганка : Вот этим и утешься . Живи . Ты заплатил мне малую часть и получил больше . Так ?
Самсон : Так .
Цыганка : Чем же ты недоволен ?
Самсон : Я хотел признания . Хотел славы .
Цыганка : Не всем нужно то , что они хотят . Бывает , хотят любви , а любить не умеют . Ведь любить – это значит отпустить . Твой человек всегда вернётся . Он придёт завтра или через несколько лет .
Самсон : Я хотел известности .
Цыганка : А что та слава дала бы тебе ? Головную боль от стараний не ошибиться .
Самсон : Ты не права . Ты не знаешь . Когда меня хвалят – у меня крылья за спиной , я улыбаюсь и дарю всем вокруг радость .
Цыганка : Вспомни , сколько несчастливых  талантливых людей дарили радость своим зрителям и читателям ? Их много . Не всегда творчество – это только радость . Это ещё и боль .
Самсон : Откуда тебе знать ? Ты же аферистка !
Цыганка : Откуда это знать тебе ? ( взмахнув перед его глазами рукавом , она исчезает , оставив после себя репродукцию картины « Цыганка » .
Самсон берёт её в руки : Знакомый портрет . Итальянская цыганка ! Вот так чудо ! А ведь она права ! Я могу жить , как захочу . И  моё счастье – во мне .
Его с небе метит голубь .
Самсон : Ну вот опять ! Этот мир надо мной смеётся !
Голос Цыганки : Этот мир тебе улыбается , Самсон ! Улыбнись и ты ему в ответ !
Самсон улыбается и машет руками .
Занавес .


Рецензии