Запах смерти

               
               


                Жертва

Пролетая над Исландией, пассажиры Ил-62, совершающего рейс Москва — Майями, мирно спали после аппетитного ужина, и тут из туалета экономкласса раздался сдавленный крик, который, правда, никто не услышал. Когда остров остался далеко позади, появились стюардессы и раздали всем желающим дополнительную выпивку.
Опер, Виктор Холмов открыл ещё одну сто двадцати пяти граммовую бутылочку сухого вина. Недавно он отметил своё тридцатилетие уже в звание капитана. Карьера складывалась удачно. За иллюминатором в триллионах километрах от самолёта светили звёзды. Всего лишь в десяти внизу — выпуклая поверхность, Атлантического океана, водным мостом соедининявшая Европу с Америкой. В сантиметрах перед Виктором, в сетчатом кармане для журналов, притягивал взгляд, красочно оформленный, Vogue Russia. Первый номер — только что выпущенный в сентябре 1998 года. На обложке две западные топ-модели, радостно улыбаясь, позировали на Красной Площади.
Когда Лена вернулась из туалета в конце салона экономкласса, Виктор увидел, что любимая сильно озабочена.
— Всё в порядке? Нужно было брать мясной гуляш вместо рыбы?
— It’s okey/С этим всё нормально. Там девушка, вся в крови! На голове рана!
Самолёт качнуло. Чтобы сохранить равновесие, Лена раскинула руки в стороны. В такой позе она обычно рассматривала себя в платьях перед зеркалом. Лена была небольшого роста и очень хорошо сложена. Правильные черты лица придавали дополнительной привлекательности. Острый носик и веснушки нисколько не портили, а добавляли кокетливого озорства.
Тряхнуло ещё раз, и вино, цветом похожее на венозную кровь, выплеснулось Виктору на джинсы. Он молча допил то, что осталось, и с хрустом сжал в кулаке пластмассовый стаканчик.
Лену не удивила реакция Виктора. Им предстояло провести медовый месяц у её дяди в США. Казалось, что эти несколько часов полёта унесли их от жизни в Москве, с утомительной чередой расследований. Совершенное преступление за минуту всё изменило. Виктор энергично встал с кресла.
— Лена, иди к туалету и никого туда не пускай! Я в кабину. Сообщить о том, что случилось и представиться.
Первый пилот, узнав о происшествии, разъяснил ситуацию.
— Я запрошу экстренную посадку. Но, мы над Атлантикой, до ближайшего аэропорта несколько часов. Самолёт — это территория России. Холмов, вы сотрудник милиции. Так, что расследуйте!
— Со мной жена, — Пояснил Виктор. — Она консультирует в особых случаях.
— Отлично, муж и жена — одна сатана. Приступайте!
Самолёт был заполнен пассажирами наполовину. Пожилую пару из бизнес-класса, к их радости, пересадили в первый. Салон освободился, и в нём можно было разместить пострадавшую. Молоденькая стюардесса Аня сказала, что будет помогать. Она подняла подлокотники двух кресел в одном из рядов. Получилось что-то типа спального места. Девушку перенесли в салон. Она пыталась говорить, временами теряя сознание. Густые светло-каштановые волосы на затылке в месте удара, настолько пропитались кровью, что выглядели совершенно тёмными. По внутренней трансляции объявили, что требуется помощь медицинских работников, если таковые имеются на борту.

                Первые шаги

Призыв нашёл отклик и в бизнес-классе появились двое. Они подошли к первому пилоту, рядом с которым стояли Виктор.
— Надежда Петрова, врач, — представилась молодая, не больше тридцати лет, симпатичная женщина.
— Анатолий Зотов, водитель со «скорой», но у меня есть диплом на оказание первой помощи, — отрекомендовался, в свою очередь, коренастый парень.
Осмотрев рану, Петрова сообщила, что дело очень плохо. В любой момент девушка может умереть. Скорее всего, требуется трепанация черепа, для которой пострадавшую нужно доставить в больницу. Она, с помощью Зотова, наложил бинт на голову, и сказала, что они будут наблюдать за состоянием девушки. Стюардесса Аня, стараясь быть хоть чем-то полезной, принесла ещё покрывало.
В кабине Виктор ознакомился со пассажирским манифестом, и затем вернулся в экономкласс. Когда он подошёл к туалету, Лена продолжала поиски улик.
— Пострадавшая — Евсюкова Ирина Константиновна, — Сообщил Виктор. — Нашла что-нибудь?
— Зеркало в туалете разбито от удара затылком Евсюковой. Кто-то сильно толкнул. В сумочке всего двести долларов. А обратный билет через месяц.
— Ну и что? Едет к кому-то, как и мы. Деньги на всякий случай, если в аэропорту разминутся. На такси доехать.
— Соглашусь, но другая странность. Купюры новенькие и номера подряд. Значит из одной банковской упаковки!
— Лен, точно! Знаю такие. По десять тысяч долларов в каждой!
— В обменниках вряд ли могли быть. Там много денег не держат. Видно не простой, кто-то, собирал её в дорогу. И ещё. На полу обнаружила шейный платок.
— Евсюкова всё время в руке держала буклет с выставки «Современный фарфор» пока её переносили. Боялась выронить. Наверное, была в шоке, — сказал Виктор.
После того как туалет был осмотрен, они вернулись на свои места. Одна из стюардесс заблокировала дверь и вывесила столь привычную для всех табличку — «Не работает».
— Мы сидим на первом ряду. Я точно помню, что после ужина никто из пассажиров других салонов у нас не появлялся. Преступник из нашего экономкласса, — предположил Виктор.
— Вить, стюардессы приходили. Одна из них тоже могла напасть.               

                Убийство

Лена встала и стала медленно прохаживаться по салону. (Это не могло привлечь внимания. Многие пассажиры в дальних перелётах так разминали ноги). Нужно было найти хотя бы, намёк на возможного преступника. Виктор забрал ручную кладь Евсюковой из багажного отсека над сиденьем и пошёл в бизнес-класс. Там он собирался заняться изучением содержимого сумки и заодно узнать о состоянии девушки.
Большинство пассажиров, откинув назад спинки кресел, полулежали с закрытыми глазами, пытаясь заснуть. Немногие, надев наушники, смотрели в мониторы, укреплённые у потолка салона, и пробовали сосредоточиться на развлекательной программе. Лена всматривалась в лица. Кто из них?
Неожиданно Виктор пришёл назад и быстро подошёл к Лене.
— Что случилось?
— Евсюкова мертва!
Когда они вошли в салон бизнес-класса, то рядом с телом девушки увидели стюардессу Аню, Зотова и Петрову.
— Что здесь произошло?
Аня в ответ на вопрос Лены расплакалась. Зотов рассказал, что они договорились по очереди дежурить у пострадавшей. Он не вернулся в экономклассе, а решил устроиться в первом, где были свободные места. Хотелось спать, и стоило больших усилий сосредоточиться на просмотре фильма, но веки всё-таки сомкнулись сами собой. Когда Зотов снова открыл глаза, то понял, что заснул и проспал свой выход на дежурство. Он поспешил к пострадавшей, но, войдя в пустой салон бизнес-класса, застал Евсюкову уже мёртвой.
Петрова подтвердила всё сказанное. Она тоже не вернулась в экономкласс, а села в соседнем с Зотовым ряду и уснула.
Успокоившись, Аня, в свою очередь, сообщила, что не пошла на места экипажа в конце экономкласса, а решила поспать на свободном кресле в первом. Петрова и Зотов разбудили и рассказали о происшедшем.
Когда в салоне Лена осталась с Виктором наедине, то подошла к телу Евсюковой и оттянула ворот водолазки. На шее девушки были отчётливо видны мелкие тёмно-розовые прямоугольники, которые соединялись в тонкую цепочку.
— Строганцикулярная борозда, — профессионально заметил Виктор.
— Да, это убийство, — согласилась Лена.

                Подозреваемые

Началась турбулентность и сразу зажглось табло «Пристегните ремни». Тело Евсюковой сползло с кресла, и ноги перегородили проход в центре салона. Когда самолёт качало особенно сильно, они вздрагивали, как будто девушка оживает и собирается пуститься в пляс. Нарушая все правила о неприкосновенности места преступления, Лена и Виктор усадили труп в кресло и пристегнули ремнём безопасности.
— Зотов, Аня и Петрова были в экономклассе, когда на Евсюкову напали в туалете, — отметила Лена.
— И только кто-то из них мог незаметно пройти в бизнес-класс из первого и задушить. Ты не заметила ничего подозрительного? — продолжил Виктор.
— Когда Петрова делала перевязку, на ней были очки. Потом в них же смотрела фильм на мониторе расположенным достаточно далеко. Похоже, что стёкла простые? Зотов на вид крутой, а был очень растерян. Говорил много, как речь защитную готовил. Аня всхлипывала, но выглядело как-то фальшиво.
— Лен, мне тоже так показалось..
Нужно было осмотреть ручную кладь Петровой и Зотова. Виктор позвал обоих в бизнес-класс под предлогом уточнения показаний о смерти Евсюковой. Когда они ушли, Лена быстро сняла сумки с багажных полок над сиденьями.

Для досмотра она расположилась в небольшой раздевалке, которая была в конце салона за туалетами. В сумке Петровой, кроме обычной женской мелочёвки, она обнаружила дорогой электрический фэн. У Зотова буклет с выставки «Современный фарфор», такой же, как у Евсюковой.

Едва только Лена успела положить сумки на место, в салон вернулись Петрова и Зотов. Поравнявшись с ними, она улыбнулась. Петрова ответила тем же.
«Очки у неё точно с простыми стёклами» — подумала Лена.
Когда она пришла в бизнес-класс, то увидела, что Виктор сидит за несколько рядов от тела Евсюковой. Конечно, он был привычен к виду трупов, но так было комфортнее. При появлении Лены, Виктор улыбнулся. Ему не терпелось начать рассказывать.
— Представляешь, оказывается, Аня была знакома с убитой! В сумке Евсюковой фотография, на которой они вместе. Между ними рослый красивый мужчина. Он и Аня с обручальными кольцами!
— А, сейчас у неё на пальце ничего нет! — отметила Лена.
— Думаешь, любовный треугольник? Что у тебя?
— У Зотова в сумке буклет с выставки. Один к одному, как у Евсюковой.
— Странно, он не производит впечатление человека, который ходит по выставкам фарфора.
— Петрова тоже подозрительна. Зачем-то носит очки с простыми стёклами? Фэн почему-то в  ручной клади, а не в чемодане.
Первый пилот уже знал о смерти Евсюковой, но пора было сообщить, что это убийство. В кабину на разговор отравился Виктор. Лена решила ещё раз осмотреть туалет, где произошло нападение, чтобы попытаться найти ещё какие-нибудь улики.

                Смертельная опасность

Она прошла к выходу из пустого бизнес-класса мимо тела Евсюковой. Подойдя, подняла руку, чтобы отдёрнуть занавес, закрывающий проход в кухню-буфет. Вдруг тяжёлая материя зашевелилась. Кто-то крепко схватил в районе запястья и рванул так, что Лена оказалась повёрнутой лицом к салону. Сразу же она почувствовала, как удавка больно резанула по шее и начала сжимать горло. Потом её рванули назад. Она вцепилась руками в занавес, чтобы удержаться. Пыталась дышать, но каждый следующий вдох был короче предыдущего.

— Пусти её! — проревел голос Виктора откуда-то издалека.

Сдавливание ослабло. Лене удалось сорвать ремешок с шеи. Через боль она с усилием сделала глубокий вдох. Не смогла удержаться на ногах, и упала в проход навстречу Виктору, который подбегал по пустому салону бизнес-класса со стороны кабины. Он попытался её перепрыгнуть, но споткнулся и упал. Когда Виктор встал, то помог Лене подняться и сесть в кресло. Преследовать нападавшего было уже поздно. На всякий случай он прошёл в экономкласс. В салоне продолжалась размеренная пассажирская жизнь. Все трое подозреваемых были на своих местах. Вернувшись, он сел рядом с Леной.
— Появился вовремя, — сказала Лена после того, как пришла в себя.
— Видела кто это?
— Нет, всё время была повёрнута спиной
— Я тоже не рассмотрел. Кто-то выключил свет в кухне-буфете.
Лена окончательно пришла себя.
— Вить, мне кажется, подозрительным, что Петрова держит фэн в ручной клади, а не в чемодане.
— Ну и что?
— Что собиралась сушить волосы в салоне? Нужно посмотреть багаж!
— Ну, это только после посадки
— Надо спросить командира. Может быть, есть возможность попасть в багажное отделение прямо сейчас!

                Схватка

Сообщение Виктора и Лены о нападении сильно встревожило пилотов. На вопрос о том, возможно ли попасть в багажное отделение, командир ответил утвердительно. Есть лючок. Пассажиров немного и найти нужные чемоданы будет несложно.
Лена начала спускаться первой.
— Странно, что темно, — удивилась она. — Командир говорил, что здесь есть освещение.
Холмов зажёг фонарь и последовал за ней.
— Витя, давай искать чемоданы.
Он вытянул руку с фонарём, стараясь осветить как можно больше пространства, но луч упёрся в преграду. Прямо перед собой Виктор увидел Зотова. В его глазах была злость, и он торопливо накручивал ремень с массивной пряжкой на кисть правой руки. Рядом с ним стоял чемодан. Виктор слишком высоко поднял правую для защиты, и пропустил удар левой Зотова в печень.
«Знает, куда бить, гад!» — успел он подумать.
После падения следующего удара не последовало. Виктор почувствовал, как его придавило к полу тело рухнувшего Зотова. Зажёгся свет, и он увидел второго пилота. В его руках была сумка-аптечка с крупным красным крестом на боку. От сильного удара она раскрылась и на спину преступника сыпались цветастые пачки таблеток.
— Вот и пригодилась, — заметил пилот.

                Запах смерти

В салоне бизнес-класса стало многолюдно. Зотова посадили рядом с окном и подняли откидные столики перед соседними сиденьями. Аню и Петрову расположили через два ряда от него. Виктор, Лена и второй пилот встали, напротив в проходе.

— Кто убил Евсюкову? Пока ещё можно оформить явку с повинной! — начал Виктор.
Ответом было молчание. Потом Зотов начал говорить.
— Я не убивал. Наоборот, выполнил, что Евсюкова сказала.
Лена достала буклет с выставки «Современный фарфор»
— Когда вы увидели это?
— Да. Должен был помочь тому, кто предъявит. Вроде как пароль. Евсюкову несли из туалета. Афишка в руке. Значит, мой человек. Пока в сознании была, шепнула, что бирки на чемоданах поменять нужно. Я не работаю на скорой помощи. Бывший механик по самолётам. Для меня было просто до багажного отделения добраться.
— Кто нанял?
— Такой представительный мужик. Вот задаток. Двести долларов.
Лена взяла две новенькие стодолларовые купюры, и сравнила с теми, что у Евсюковой нашли. Номера у всех четырёх шли подряд. Они были из одной пачки.
— Чемодан с биркой «Зотов», — это Евсюковой?
— Да, в Майами я должен был получить, как свой.
Когда чемодан открыли, то в нём оказались вещи совсем неподходящие для отдыха во Флориде такой симпатичной девушки, какой была погибшая Евсюкова. Какие-то тёмные блузки, выношенные кофты, стоптанные туфли тридцать восьмого размера, и совершенно ничего ценного!
В чемодане с биркой «Евсюкова» обнаружились вещи Зотова. В его показаниях всё сходилось.
— Вы не имеете права! — пыталась возразить Петрова, когда перешли к чемодану, где на бирке была её фамилия.
Когда чемодан открыли, то в салоне стало как-будто немного светлее. Настолько в нем было много цветастых блузок, юбок и кофт. И два, совершенно умопомрачительных купальника бикини — зависть любой девушки.
Лена вынула пару красных лаковых туфель тридцать шестого размера и повернулась к Петровой.
— Попробуйте надеть! Может случиться чудо, которое не произошло в сказке, и эти туфли подойдут к вашим ногам, которые не меньше чем тридцать восьмой. Этот чемоданчик Евсюковой в Майями взять собирались?
— Умная, гадина! Обо всём догадалась, — злобно выкрикнула Петрова.
Лена достала нашейный платок и ремешок, который использовали при нападении на неё.  После досмотра личных вещей Петровой и Ани, рядом положила два флакончика духов.
— Предлагаю чистосердечно признаться!
Молчание. Лена открыла первый, из сумки Петровой. Это были духи Opium.
— Бальзамический сладкий запах. Весенние ландыши, элегантный жасмин, роскошная календула, амбра. И за всем этим слышно ваниль. Петрова, прекрасный выбор!
— Я не убивала.
— Сейчас проверим.
Лена смочила тонкую полоску бумаги духами Opium и положила перед собой. Потом в одну руку взяла шейный платок, а в другую ремешок, и начала прислушиваться к запаху от всех трёх предметов.
— Шейный платок! Вы только травмировали Евсюкову в туалете. Поздравляю! Срок у вас будет меньше.
Аня привстала со злобным лицом и тут же села.
— Хотите сделать заявление? — обратился к ней Виктор.
— Нет!
— Хорошо продолжим, — сказала Лена.
Она открыла флакон с духами Poison.
— Бальзамический и белоцветочный. Древесный, фруктовый, тёплый. Дополняется запахом мягкой сливы и лесной ягоды.
Лена повторила процедуру и вынесла вердикт.
— Запах духов Poison на ремешке, которым Аня меня хотела задушить. Уверена, что более доскональная экспертиза покажет, что она совершила убийство и Евсюковой.
— Аня, так вот зачем поменялась с Катей и напросилась с нами в этот рейс! — не удержался второй пилот
— Муж изменил с Евсюковой, мы расстались, я хотела отомстить.
Преступную троицу до конца полёта оставили в бизнес-классе. Сиденья в там были удобнее, чем в экономклассе, но это их не радовало. Виктор и Лена разместились в другом конце салона.
— Мотив Ани — ревность, но зачем они хотели завладеть чемоданом Евсюковой? — начал Виктор.
— Вероятно, она перевозила какие-то ценности.
— Там только обыкновенные вещи да какой-то рисунок в рамке! Точно, что не да Винчи или ван Гог.
Лена достала из чемодана картинку, размером чуть больше листа обычной книги.
— Акварель, причём очень любительского уровня, — заметила она.
— Я же говорил!
— Не спеши.
Лена вынула рисунок из рамки и перевернула. Обратная сторона листка, с небольшим отступом от краёв, была обрамлена витиеватым орнаментом. Внутри, на поверхности бумаги в светло-зелёных разводах, располагался убористый текст на английском. В правом верхнем угле шестизначный номер красного цвета.
— Лен, странная бумага. Печатей нет. На документ непохожа.
— My sweet heart, в смысле мой дорогой, — нежно проговорила Лена. — Кстати, о пользе изучения иностранных языков. Попробую перевести.
Лена стала рассматривать листок и через какое-то время победоносно улыбнулась.
— Теперь понятно! Это облигация на предъявителя американского центробанка. На сумму в пятьсот тысяч долларов.
— Как же таможня пропустила?
— Они ищут валюту, драгоценности, а здесь бумага, да ещё на английском.
Лена задумалась, перед тем как продолжить.
— Аня хотела отомстить Евсюковой. Следила за ней. Увидела, что она встречается с крутым бизнесменом. Может быть их вместе на той выставке современного фарфора видела. Месяц назад дефолт был. Доллар за одну ночь стал стоить вместо пяти рублей тридцать. Многие разорились. Начали друг на друга банду насылать, долги выколачивать. Вероятно, этот знакомый Евсюковой тоже обанкротился. Ему оставалось только бежать из страны, захватив с собой, что можно. Вероятно, Аня узнала, что Евсюкова повезёт облигацию. Вот, и решила месть совместить с ограблением.
— Зачем ей нужна была Петрова?
— Бирки поменять в багажном отсеке просто, что Аня сама и сделала. Но, как получить чемодан в Майами? У экипажа отдельный выход. Не думаю, что они хотели убивать. Достаточно было, чтобы Евсюкову отправили в больницу после самолёта. Когда она начала приходить в себя, у них уже не было выбора. Петрова, скорее всего, и не врач. Бинтовала как-то неумело.
— Как в этой истории оказался Зотов?
— Ты посмотри на него. Нос деформирован, коренаст, кулачищи. Типичный боксёр. Многие из них сейчас в бандитских бригадах. Чего ему не согласиться. Его использовали втёмную. Бирки то Зотов перевесил, но сделал это после Ани. Так, что в Майами он получил бы чемодан не Евсюковой, а Петровой.
— Зачем Аня на тебя напала?
— Разнервничалась, когда мы начали следствие. Не ожидала такого поворота.
— Аня и Петрова надушились, чтобы чувствовать себя комфортно, а получилось дали улики. Губит вас женщин стремление быть всегда красивыми..
— Ну это, когда как, Витя!


Рецензии