Адъютанты ангелов

                Адъютант («помогающий») – воинское звание военнослужащего
                (как правило прапорщик, а на флотах мичман), который состоял
                при военачальнике… для исполнения служебных поручений или
                для выполнения штабной работы.

Сразу предупрежу, что данный материал никоим образом не связан с вопросами теологии. Речь опять пойдет о моих воспоминаниях из армейской жизни. Если конкретно – о забавных случаях, связанных с моими контактами с адъютантами некоторых членов группы генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР, так называемой “Райской группы”.

В этой связи сначала, для непосвященных, я должен объяснить, что такое “Райская группа”.

“Райская группа”

“Райской группой” в армейской среде называли группу генеральных инспекторов, которая была создана секретным постановлением Совета Министров СССР 30 января 1958 года № 149-63, как составная часть центрального аппарата в разгар кампании массовых сокращений Вооруженных Сил СССР, коснувшейся и высокопоставленных военачальников [1, 2].

С тех пор высшие военные руководители при естественном (по возрасту, болезни, когда они не могут работать с полной нагрузкой) или вынужденном (за недостатки в работе) освобождении от должностей, как правило, занимали кресла в Группе генеральных инспекторов МО СССР.

Группа генеральных инспекторов имела 3 категории членства, в зависимости от занимавшихся ранее должностей и званий:

- должности генеральных инспекторов составляли первую, высшую категорию. Они замещались маршалами Советского Союза, главными маршалами и адмиралами флота Советского Союза;

- следующая категория - военные инспекторы-советники. Эти должности занимали маршалы родов войск и генералы армии;

- третья категория - консультанты при группе. Эти должности предназначались для генерал-лейтенантов и вице-адмиралов.

График работы членов группы – свободный, нерегламентированный. Каких-либо заданий или регулярных обязательных поручений им не выдавалось. Некоторые из них назначались председателями государственных комиссий на выпускных экзаменах в академиях и училищах, время от времени принимали участие в инспектировании войск, открытии новых станций метро, разработке отдельных документов, как, например, концепции военной реформы, военной доктрины. Многие писали мемуары, в которых делились боевым опытом. Занимали они удобные кабинеты с видом на Москву-реку в здании Минобороны СССР на Фрунзенской набережной. Вместе собирались редко, как правило в разгар дачного сезона, или на партийных собраниях, лекциях о международном положении и т. п.

В группе в свое время состояли два бывших министра гражданской авиации, бывший министр внутренних дел СССР, бывший заместитель председателя КГБ, имеющие воинские звания маршалов родов войск и генералов армии.

Только денежное содержание членов Группы генеральных инспекторов превышало денежное содержание всех действующих командующих военными округами, вместе взятых [2]. Понятно, почему среди армейских офицеров и генералов эта группа издавна звалась "райской".

Любопытно, что Маршал Советского Союза Георгий Жуков никогда не являлся членом “Райской группы” из-за своей опалы. Зато бывший министр внутренних дел СССР Щелоков был. Туда его с занимаемого поста направил Андропов буквально через две недели после смерти Брежнева.

Первая попытка упразднить группу была предпринята в 1988 году министром обороны СССР Д. Т. Язовым. В результате группа была сокращена вдвое — из неё были уволены все генерал-полковники. Но полностью упразднить Группу генеральных инспекторов удалось Главнокомандующему Объединёнными вооружёнными силами Содружества Независимых Государств маршалу авиации Е. И. Шапошникову. Причиной упразднения называлось зачисление в группу гражданского человека — бывшего заместителя председателя Совета обороны, первого секретаря Московского горкома КПСС, секретаря ЦК и члена Политбюро Л. Н. Зайкова, никогда не служившего в армии и имевшего воинское звание старший лейтенант запаса. Это был второй, за историю существования Группы, гражданский человек. Первым был бывший министр тяжёлого и транспортного машиностроения СССР С. А. Афанасьев.

Группа была упразднена Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 11 января 1992 года № 13. Указ отправил в отставку 53 человека — главных маршалов родов войск и маршалов родов войск, генералов армии, адмиралов флота, генерал-полковников, адмиралов. Правовой основой упразднения Группы генеральных инспекторов стало установление президентом Российской Федерации предельного срока службы для генерал-полковников и генералов армии — 60 лет. Однако, расформирование Группы прошло безболезненно для её членов — им были сохранены пенсии со всеми надбавками, комфортное жильё, медицинское обслуживание, пользование служебными машинами Генштаба по предварительной заявке (с компенсацией расходов на бензин) и дачи. Да и получали они немало – только в январе 1992 года инспекторам и их помощникам выплатили денежное содержание в размере 353 тыс. руб. (еще не обесцененных наступившей вскоре инфляцией) [4].

Однако группа оказалась весьма живуча, как птица Феникс! А чему удивляться? Она же Райская!

В 2008 г. с легкой руки министра обороны России Анатолия Сердюкова произошла реинкарнация службы генеральных инспекторов. 26 июня 2008-го был издан приказ МО РФ № 345 "О Службе генеральных инспекторов Министерства обороны". В 2017 году были разработаны малая эмблема и знаки различия по принадлежности к Управлению генеральных инспекторов МО РФ. По состоянию на 1 октября 2017 года в состав Управления генеральных инспекторов Министерства обороны Российской Федерации входили 28 человек [5].

Группа ангелов существует и сегодня. Да еще как! Совсем недавно состав небожителей пополнился новым членом - бывшим заместителем министра обороны РФ по тылу генералом армии Дмитрием Булгаковым, лишившимся поста на фоне грандиозного скандала с провалом обеспечения ВС РФ в ходе СВО и частичной мобилизации [6].

Ну, пора перейти, наконец, к “нашим баранам”.

За время своей службы в ВС я был знаком с тремя адъютантами высокопоставленных членов “Райской группы”:

- адмирала флота Касатонова Владимира Афанасьевича;
- маршала Советского Союза Батицкого Павла Федоровича;
- бывшего министра МВД, генерала армии Щелокова Николая Анисимовича.

С двумя последними знакомство было “шапочным”, а вот Алексея (Леху), адъютанта адмирала флота Касатонова, я знал довольно хорошо. Был даже свидетелем на его свадьбе. Почему не называю их фамилий? Потому, что среди друзей Алексей так и проходил “Леха Касатонов”, а имен и фамилий двух других уже и не помню. Никогда в жизни Алексей не говорил ничего негативного о Касатонове Владимире Афанасьевиче. Всегда только с восхищением, и только в превосходной степени.
 
О “Райской группе” Леха мне рассказывал довольно много. Чего-то уже не помню, что-то и спустя даже много-много лет оглашать не стану. Но про несколько забавных случаев (со слов Алексея) и своего личного опыта расскажу: несмотря на свои высокие воинские звания, некоторые из членов похулиганить вполне могли.
Например, постоянно срывали табличку с двери кабинета Щелокова после того, как его отправил в “ссылку” в группу Андропов, выказывая тем самым свое непочтение и презрение.

Однажды, один из членов “Райской группы” навеселе спустился по ступенькам здания МО и подошел к группе адъютантов, ожидающих выхода своих начальников. Указывая на фуражку своего адъютанта с возмущением спросил:

- “Что за говно на тебе надето?”

Он имел ввиду филигран над козырьком фуражки. Мичманам и прапорщикам полагался плоский кожаный черный филигран.

- “Витой золотой положен только офицерам” – отчеканил прапорщик.

- “Чтобы завтра же сменил на нормальный!”

- “Товарищ маршал, меня первый же патруль остановит!”

- “Значит так! Того, кто тебя остановит, присылай ко мне, а я уж его пошлю на х… Понял?”

Ослушаться адъютант не посмел и сменил филигран на офицерский. Ходил с ним недели две, пока начальник не забыл.

А что уж вытворяли адъютанты?

Пранкеры от “Райской группы”

Во время службы в академии РВСН им. Ф.Э. Дзержинского, тогда еще в чине капитана, я должен был заступить по графику на дежурство в качестве начальника караула. Мне позвонил мой коллега и попросил поменяться датами дежурства. Поначалу я отказался:

- “Я мог бы поменяться, но не могу, 12 октября у меня День рождения”.

Коллега очень-очень просил, и я сдался. Тем, более, что никаких торжеств на этот день не планировалось.

Прошел развод караулов, я заступил на дежурство. Подчинялся, естественно, дежурному по академии. Начальником караула к тому времени я был уже опытным, солдаты меня знали, а поэтому, когда дежурный по академии направлялся в караульное помещение с проверкой несения службы, с постов сразу же поступал звонок о предстоящем визите. Отношения начальника караула с дежурными по академии складывались по-разному, поэтому лучше было быть заранее оповещенным и подготовленным. Люди есть люди!
 
Короткое отступление: в качестве примера опишу один случай. В караульное помещение во время одного из моих дежурств прибыл дежурный по академии – полковник из числа “пиджаков”. Кто не знает, так в армии называли офицеров, не окончивших военных учебных заведений, а призванных в армию после институтов с гражданки. Вид строгий, самодовольный… Сразу потребовал в качестве проверки объявить команду “Караул, в ружье!”. Дело было за 10 минут до подъема отдыхающей смены.

- “Товарищ полковник! Давайте подождем 10 минут, пусть поспят, а я вместо команды “Смена, подъем!” отдам команду “Караул, в ружье!”.

- “Капитан, вы что плохо слышите? Выполняйте указание!”.

Я ответил “есть”, зашел в спальное помещение и заорал “Караул, в ружье!”.
Может быть, я слишком громко заорал, но один из караульных неудачно спрыгнул с кровати и сломал ногу.

Когда дежурный по академии понял, что случилось, перепугался не на шутку, его аж затрясло. Тут еще я, наглец, добавил:

- “Я, товарищ полковник, рапорт о случившемся подам!”. Конечно, все это были понты, но до конца дежурства я его больше не видел. Да и ногу, как позже выяснилось, караульный вывихнул, а не сломал.

Караул – субстанция тонкая! Под 30 гавриков-подчиненных, вооруженных автоматами с двумя снаряженными рожками, – не шутка. Панибратства допускать нельзя, но и зверюгой быть не следует!

Итак, вернемся после отступления в 12-е октября.

Я встретил дежурного по академии на пороге караульного помещения и отрапортовал:

- “Товарищ полковник за время несения караульной службы происшествий не случилось. Начальник караула, капитан Швыркин”.

Дежурный зашел в помещение. Лицо его светилось, он улыбался, чем привел меня в немалое смятение.

- “Ну что же вы, товарищ капитан, не сообщили, что у вас сегодня день рождения? Вот, лично зашел, чтобы поздравить вас!”.

Я вытаращился на него, не понимая, что происходит, пытаясь сообразить, в чем здесь подвох?:

- “Спасибо, товарищ полковник!”.

Дежурный продолжил:

- “Оказывается, вы и маршала Батицкого хорошо знаете? Он также просил передать Вам поздравления!”.

После этих слов тошнота подкатилась к горлу, и смутные подозрения возникли у меня в голове. Все стало окончательно ясно, когда я сменился с дежурства и позвонил Лехе. Он знал о моем дне рождения и требовал “накрыть поляну”. Я объяснил, что 12 октября буду в карауле, а поляну накрою позднее.
 
В этот день, как я потом узнал, он с порученцем маршала Батицкого выпивал в здании МО на территории “Райской группы”, и они решили поздравить меня. Вышли по телефону через дежурного по Генштабу на дежурного по Академии и попросили его от имени маршала Батицкого поздравить меня. Дежурный по академии четко выполнил “указание” Батицкого. Интересно, стоял ли он во время звонка по стойке смирно?

Я конечно высказал Лехе все, что думал по этому поводу в непарламентских выражениях. То же мне – Вован и Лексус, пранкеры, бля!

Подсудное дело

На протяжении многих лет, начиная с 1980 г., свой отпуск я проводил на турбазах МО “Красная поляна” и “Кудепста”: 10 дней в горах, а потом 10 дней на море, как правило в начале сентября, когда “промокашки садились за парты”. Удивительно, несмотря на то, что я ездил туда каждый год, легально получить путевку мне не удалось ни разу за все годы службы в ВС. Первое время мне помогали получить путевку знакомые в Генеральном штабе за бутылку хорошего коньяка. Позднее моим хорошим другом стал начальник КЭЧ “Кудепсты” Александр Иванович Афуксениди (понтийский грек, родом из Красной поляны), который и договаривался о моем приезде (и даже с друзьями) непосредственно на местах. Но был еще один случай.

Как-то на службу в Академию мне позвонил Леха:

- “Ты собираешься в Красную поляну – Кудепсту?”

- “Собираюсь, но пока нет путевок”.

- “Давай, бросай все и скачками в Управление по туризму, мы здесь тебя ждем, сделаем путевки”.

Еще одно короткое отступление. Управление по туризму и экскурсиям МО СССР в то время находилось на Фрунзенской набережной, недалеко от Генерального штаба, а возглавлял его генерал-майор Гащук Александр Павлович. Говорят, он писал диссертацию на тему армейского туризма. По моему сугубо личному мнению, он и загубил армейский туризм. До него было как: не желаешь идти в поход через три дня после приезда – воля твоя. Съезжай в частный сектор, освободи место для вновь прибывших. При его руководстве турбазы заполонили пенсионеры с женами и внуками. О каких походах могла идти речь? Турбазы превратились в дома отдыха.
Судя по всему, Гащук был человеком хитрым. На письменную просьбу выделить путевку по какой-либо уважительной причине, он не отказывал, а всегда писал положительное решение карандашом. Но важен был цвет этого самого карандаша, который и являлся целеуказанием для рядовых сотрудников управления!

Резолюция “Выделить!” зеленым означала действительно выделить. Ну уж, а резолюция “Выделить!” красным – или по возможности, или совсем наоборот.

Итак, я примчался в Управление туризма где-то в 12.45. Ровно в 13.00 помещение закрывалось на обеденный перерыв. Меня ждали все вышеизвестные адъютанты.

- “Где ты шастаешь?” – возмутился Леха. “На бумагу и бегом в кабинет Гащука за подписью. Через 15 минут все закроют на перерыв”. Бумагу он забрал у адъютанта Щелокова и отдал мне.

- “Это что?” – пытался понять я.

- “Да давай быстрее, потом объясним”, нетерпеливо отреагировал Леха.

Путевки очень хотелось получить, и я не раздумывая понесся к кабинету Гащука.
Получив от меня бумагу, прочитав ее, он на непродолжительное время замер в раздумии, а потом последовал вопрос:

- “Тот самый?”

Что означал этот вопрос, я совершенно не понимал, поскольку содержания бумаги не читал. Ну, уж не знаю, как и почему, выдавил из себя:

- “Так точно!”.

Гащук взял карандаш зеленого цвета и, как я потом увидел, наложил резолюцию “Прошу выделить”.

Как только я вышел из кабинета адъютанты отобрали у меня бумагу, подхватили под руки и потащили к окошкам, где девушки оформляли путевки. До закрытия на перерыв оставалось минут 5-7. Перед окошками еще находился народ, который надеялся оформить и оплатить путевки до начала обеденного перерыва.
 
Леха залез без очереди в одно из окошек, сунул в него бумагу и мои документы.
 
Народ зароптал, причем у всех окошек сразу. Дальше случилось страшное. Адъютант Щелокова (а человек он был неплохой, но недалекий) рявкнул:

- “Не шумите, это племянник Щелокова!”.

Как-то сразу наступила полная тишина. Несколько десятков пар глаз с интересом рассматривали меня. При этом я видел, что недовольство и раздражение сменилось любопытством. Я не просто сгорал от стыда, я полыхал, как облитый напалмом. Отдав деньги за путевки Лехе, а пулей выскочил из здания Управления. Через несколько минут вышли и трое адъютантов с радостными и довольными лицами.

Дальше случилось все то же, что и после поздравлений маршала Батицкого.

Как оказалось, адъютант Щелокова раздобыл бланк “Райской группы”, потом они напечатали обращение к Гащуку с просьбой выделить племяннику бывшего министра МВД путевки. Адъютант Щелокова подделал подпись и поставил печать.

“Вы что, идиоты? Это же подсудное дело!” – орал я. Но дело было сделано, и я поехал отдыхать на турбазы. Признаюсь, было стыдно!

Леха Касатонов, будем называть его по-прежнему так, был человеком весьма интересным. Здоровый как бык, с хорошим чувством юмора, добродушный, а уж по отношению к женскому полу, так просто неудержимый.

После того, как он женился во второй раз на молодой девушке, адмирала флота Касатонов Владимир Афанасьевич – легендарная личность (как и его сын адмирал Игорь Владимирович Касатонов – командующий Черноморским флотом ВМФ России в 1991-1992 г.) поспособствовал его переводу в Группу Советских Войск в Германии. Оклады тогда там были весьма приличные.

С тех пор наши пути больше не пересекались.


Источники

[1]. Группа генеральных инспекторов Министерства обороны СССР — Википедия (wikipedia.org)
[2]. О "Райской группе” МО СССР. "Чтоб я так жил!" | Архив | АиФ Архив (aif.ru)
[3]. Черёмин А.А. Книги по истории. «Райская Группа» Министерства Обороны СССР. https://alexandercherymin.wixsite.com/mysite
[4]. Ретро советикус от Минобороны / Армии / Независимая газета (ng.ru)
[5]. Маршальский аккорд - ВПК.name (vpk.name)
[6]. Семейный подряд Дмитрия Булгакова. (rus-republic.com)


Рецензии