Курсант Одесско-технического

 Приказом  по  училищу,  от  4  августа 1964  года,  я  был  зачислен,  как  поступившего,  в  военное  училище.  После  этого,  нам  выдали  военную  форму,  бывшей  в  употреблении,  но  чистую.  Дали  сапоги  тоже  б\у – хорошие,  портянки,  ремень  и  головной  убор,  и  отвели  в  другую  казарму,  причислив   к   первой  батарее – 112  взводу,  то  есть  «1» - первый  курс,  «1» – первая  батарея,  «2» – второй  взвод.  Командиром  батареи  был  майор  Кравцов,  командиром  взвода – красавец – «гренадер»  старший  лейтенант  Генрих  Сырицкий,  слегка  стыдливый,  открытый  и  добрый  офицер.  Эти  два  офицера,  были  на  своих  местах  по  службе.  Они  были офицеры - педагоги.  Мы  их  очень  уважали  и  любили,  особенно,  нашего  комбата – майора  Кравцова.  Это  был  человек  с  чистыми  и  ясными,  добрыми  очами,  среднего  роста.  Удивительно  симпатичный  и  располагавший  к  себе,  офицер.  Он  был  человек  чести  и совести.  С  ним  было  легко,  доверительно  и  просто.
Начальником  ОВТУ  Войск  ПВО  страны  был  генерал – майор  Дуканич.  Кубанец.  Его,  очень,  все  боялись, от  его  заместителей  до  последнего  курсанта  и  солдата.  На  торжественном  вечере  7  ноября  1964  года,  за  успехи  в  учебе:  математике  и  других  предметах  я  был  поощрен  благодарственной  грамотой  от  начальника  нашего  училища.  Затем,  меня  назначили  внештатным   преподавателем  школьной  программы  курсантам  Кубы, которые  учились  с  нами.  В  этом  же  училище  учились  египтяне,  индонезийцы,  а  до  меня,  албанцы  и  иракцы,   но   это   уже  особая  тема.
В  противовес  начальствующим  первой  батареи,  был,  у  меня,  старшина   батареи  старшина  Василькевич,  сверхсрочник.  Службу  начинал  еще  при  Жукове  Георгии  Константиновиче – Министре  Обороны  СССР,  Маршале  Советского  Союза – Герое  Великой  Отечественной  войны.  Первую  свою  караульную  службу  наш  старшина    нес  по  охране  дровяного  склада.  Это  было  его  свидетельство.  Василькевич  Василий  Лукьянович  был  среднего  роста,  худощавый,  аккуратно  подтянутый.  Форма  сидела  на  нем,  как  литая.  Чистюля,  энергичный.  В общем  хороший  мужик.  Отлично  знал  Устав  и  службу.  Строевые  приемы  с  оружием  выполнял,  как  фокусник: ритмично,  четко, быстро  и  поразительно  эффективно.  Он  был  старше  нас  всех  на  лет  пять,  а  может   быть  и  больше,  сирота, детдомовец.   Потом  я  читал  его  личное  дело,  где  офицер  особого  отдела  ручался  за  Василькевича  Николая  Лукьяновича  в  том,  что  видит  в  нем  хорошего  человека,  и    по  его  ходатайству,   он  был  освобожден  из  заключения,  куда  он  попал,  в  своем  сиротстве,  за  преступление.  По  прошествии  времени,  жизнь  свела  его  с  цирком,  работал  фокусником,  а  делал  он  их  с  исключительной  ловкостью  и  на  высоком  профессиональном  уровне  и  выдумывал  новые  фокусы,  прямо  на  ходу,  имея  цепкий  наблюдательный  глаз  и  ловкость  рук…  Старшина  был  в  нашем  112  взводе.  Нагрузку  в  училище  он  нес  большую.  Нужно  было  учится,  как  всем  нам,  и  в  то  же  время  нести  службу  старшины  батареи – «мать  и  отец»  для  подчиненной  ему  батареи,  где   первоначально  было  более  120  человек.  Николай  Лукьянович  был  строг,  сгибал  в  «бараний  рог».  Меня  это  не  касалось.  Я  сразу  понял,  что  нужно  быть  послушным  и  все   будет  хорошо.  Но  его  грубость  и  натиск  угнетали  меня,  в  дальнейшем  мы  были  с  ним  очень  дружны,  он  многое  мне  попускал,  но  и  наказывал.  Как - то  получил  от  него  наряд  вне  очереди,  работал по  уборке  туалета  ночью.   В  последствии,  когда  мы   стали  офицерами,  то,  повторяюсь,  что  наш  Василькевич  «сидел»  в  каждом  из  нас  и  это,   нам  выпускникам  военного  училища, помогало  выполнять  службу  и  подчинять  себе  людей.  Мне  бы  очень  хотелось  встретиться  с  ним,  в  этой  жизни,  чтобы  поговорить  и  узнать  о  его  пройденном  пути,  семье,  службе  и  рассказать  о  себе  и  о   Христе.
Как  не  хранят  тайны  военные,  а  суть  секретов  просачивается,  так было  и  у  нас.  Уже,  после  первых  увольнений,  была  принесена  весть,  что  мы  больше,  в  Одессе,  учиться  не  будем,  а  всех  переведут  по  разным  училищам.  Ближе  к  Новому  году,  эта  новость  освещалась  в  тонкостях. Все  смеялись,  что  бабка,  продававшая  семечки  за  воротами  училища  это  все  знает.  Подойди,  купи  семечек,  поговори.  и  все  секреты  она  выложит  о  судьбе  военного  училища.  После  каждого  увольнения,  эти  новости  усиливались.  Командиры  взводов,  вылавливали  курсантов,  после  увольнения,  и  узнавали  новости  о  судьбе  училища,  кстати,  все  это  были  не  сплетни,  потом  все  подтвердилось.
Опишу, как  с  наступлением лета  1965  года  в  момент  предстоящих  экзаменов  по  одному  из  сложнейших  предметов,  мне  приснился  сон,  что  я  вытянул  билет  номер  пятнадцать,  где  я  прочел  три  вопроса  и  задачу.  Так  как  я  учился  на  отлично,  то  взводный  переживал  за  всех,  а  за  меня  особо,  чтобы  я  получил  только  «отлично».  Он  хотел  подсмотреть  какой–нибудь  билет  и  сказать  мне,  где  он  лежит,  но  не  успел.  Меня  вызвали,  по  списку,  сдавать  экзамен. Я  сказал:  «товарищ  капитан,  не  беспокойтесь.  Мне  приснился  сон,  что  я  возьму  билет  пятнадцать,  я  знаю  все  вопросы  и  задачу  и  как  ее  решать».  И  я  назвал  ему  вопросы  и  задачу,  а  потом  зашел.  Представился,  протянул  руку  к  билету,  повернул  стороной  с  текстом  билета,  посмотрел – билет  пятнадцатый.  Взводный  смотрел  в  щель  на  совершение  чуда?!?  Я  без  подготовки  стал  отвечать,  решил  задачу,  получил  «отлично».
Ведь  я  же  был  рожден  для  милости  Господа,  но  я  этого,  тогда,  не  понимал,  так  же,  как  с  той  задачей  по  тригонометрии  с  геометрией,  о  конусе  и  вписанном  шаре.
Справедливости  ради,  не все  получалось  у  меня  на  «отлично».  Начался  учебный  процесс,  после  поступления  в  училище,  приняли  присягу.  Одним  из  изучаемых  предметов,  был  курс  по  автоделу.  Техническая  подготовка,  правила – «отлично»,  а  вот  с  вождением  автомобиля  что – то  не  ладилось.  Старшим  по  вождению,  можно  сказать,  был  «кусок»,  то  есть  сверхсрочник,  водитель  может  быть он был  и  хороший,  но  человек  вульгарный  и  сквернослов.  Все  время,  кричал  до  истерики,  обзывался  нецензурной  бранью.  Его  поведение,  да  еще  за  рулем,  когда  вел  машину,  настолько  подавляло  и  возмущало,  что  трудно  было  с  ним  находить  общий  язык,  а  это  повторялось  день  ото дня.  Однажды,  когда  он  так  распинался  в  ругани,  на  одном  из  сложнейших  перекрестков  Одессы,  я  решил  газануть  и  врезаться  в  трамвай – надоел!  Аварии  не  произошло,  так  как  он  своевременно  переключил  педали,  но,  возможно,  понял   мои  преднамеренные  действия  и  прикусил  язык,  стал  молчать  и  я  благополучно,  вместе  с  ним,  приехали  в  училище,  в  парк.  Как  только  остановились  и  вышли  из  кабины,  этот  «кусок»  стал  выдавать  по – максимуму,  на  все,  на  что  он  был  способен  по  своей  скверноте, а   я  молчал  и затем пошел  на  занятия…  думал,  что  никогда  не  стану  водителем  и  сильно  переживал  по  этому  поводу.


  ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2022/11/29/1837


Рецензии