К нам пришёл театральный слон Учуд

К нам пришёл театральный слон "Учуд"


Посчастливилось принять участие в театральной лаборатории "Учуд" театра "Спичка" Оксаны Половинкиной. Это стало событием, которым я прекрасно "проболел" три дня! Этюды по Островскому обрушивались как водопад, вызывали сонм чувств, иногда ставили в тупик, что вызывало особенное чувство - "учуд", и радость последующего открытия. Бесценно свободное общение и обсуждение представленных театральных эскизов, которые воспринимаешь как законченные работы. Сколько у нас талантливой молодёжи! Больше всего меня поразила "Снегурочка" из Нового Оскола, этюд на двоих актёров, а сколько там смыслов, и на сказочном фоне Островского! С нетерпением будем ждать нового прихода слона "Учуд"!


Все мы - "Без вины виноватые"

Открылся Белгородский театральный фестиваль «Учуд», можно сказать, актёрским капустником его «виновника» - театра «Спички», в который вылилась «читка» курсантами театра знаменитой мелодрамы «Без вины виноватые» «позднего» Островского. Основоположнику национального русского театра А. Н. Островскому исполняется в следующем году 200 лет, со дня рождения, и этот фестиваль стал первым подарком Островскому от родины великого нашего актёра М. С. Щепкина.


Хотя эту пьесу Островского читали курсанты «Спички», но во главе с режиссёром театра Оксаной Половинкиной. Поэтому «чудили» они как-то профессионально, без рефлексий, как будто всё так и было задумано: некоторые шероховатости сопровождались улыбками и смехом, и только усиливали комическое начало пьесы Островского. После таких вот «неприглаженных», искренних спектаклей хочется просто бросить всё и пойти в актёры, чтобы хоть раз «учудить» и приобщиться к великому таинству театра. Этот спектакль Островского - о жизни провинциального театра, в которой все — виноватые, а без вины — потому что люди. Здесь открывается Островский — философ жизни, не теоретической, с её благими вымыслами, а обычной, с которой мы сталкиваемся и сегодня на улице. Неправда, что он «устарел»: такого соединения возвышенного и комического, солидного и простонародного в нашем театре больше нет. Вот и на этой «читке» мы приобщились к его «смеху сквозь слёзы».

«Снегурочка» из Нового Оскола

Эскиз произвёл неизгладимое впечатление соединением волшебной «Снегурочки» с нашим сегодняшним Белгородом. Актёров - Киру Таланову и Александра Барышева, вдруг внезапно поражает амнезия, и они из сказочного «царства Берендеев» перемещаются на улицы сегодняшнего прифронтового Белгорода, с его резкими граффити, с его духом времени.


Мы ведь живём сегодня как бы в «царстве Берендеев», всё у нас есть, а в 50-ти километрах от нас — война. Это отчётливо прозвучала в «Снегурочке» из Нового Оскола и задело. Заканчивает этот театральный эскиз песня о войне старого солдата, совсем не из «Снегурочки», но, похоже, о сегодняшнем царстве «Берендеев»... Актёры из Нового Оскола сумели удивить нас своим прочтением Островского, тем, как слово великого прошлого может отозваться в нашем времени. При сохранении полного пиетета к нашему классику.

«Счастье» из Валуек

Сцена из пьесы Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» была представлена режиссёром из Валуек Михаилом Аляскиным в классическом прочтении, но она дала почувствовать всю глубину Островского.
Первые объяснения в любви главных героев пьесы такие неловкие, трудные для обоих, но такие искренние, такие проникновенные... Даже странно, что сегодняшние наши актёры могут выражать такие целомудренные чувства.

Такое чувство, что мы на «машине времени» перенеслись в XIX век, и видим, как любили тогда люди, актёры «Спички» умеют передать это с какой-то милой простотой, может быть, потому, что они не испорчены большой сценой?

Это важный эскиз из большой пьесы Островского о том, что такое «счастье», как зависит оно от случайностей судьбы. Островский заканчивает пьесу внезапным появлением «бога из машины» - отставного унтер-офицера Силы Грознова, который становится ещё и «богом любви» и соединяет молодые любящие сердца. Но в эскизе мы ещё далеки от концовки, и перед нами открытый, таинственный финал, когда влюблённые целуют одно яблоко, но ещё не надкусили его, и это яблоко обещает им рай…

«Свои люди...» из БГИИК

Эта пьеса Островского принесла ему бешеный успех у публики, и была запрещена к постановке цензурой, которая увидела в ней обидное изображение московского купечества. «Зря опубликовали, к постановке запретить», - распорядился Николай I. Островский был взят под надзор полиции, но после Николая критика стала называть эта пьесу русским «Тартюфом», за подобное же соединение комического и трагического.


Начало этой комедии мастерски представили актёры БГИИК и режиссёр Анастасия Ляховченко, - все они были прекрасные обманщики, под стать французскому Тартюфу, но без его божественных рассуждений, а с замоскворецкой речью, простотой и расчётом. Комическое начало пьесы великолепно, но мы понимаем, что дальше за этим последует трагедия...

«Свои собаки грызутся - чужая не приставай»
или «Новые приключения Бальзаминова»

Завершающий этюд фестиваля представил театр «Прометей» и режиссёр Артём Михайлов. Мы увидели очень смелую и свободную интерпретацию этой пьесы Островского, в результате чего от Островского осталась только фабула, которая послужила для режиссёра предлогом для размышлений о метаниях современного молодого «Бальзаминова» в интернет-сети, и каким прозаическим финалом всё это может закончиться сегодня.


К этому этюду жюри были высказаны критические замечания технического и композиционного воплощения, великого романтического Бальзаминова, который ассоциируется с великим актёром Вициным, который мечтал «женить всех богатых на бедных, и наоборот», мы не увидели, однако непосредственность и смелость режиссёра заслуживают похвалы.


Иногда театр вторгается в жизнь, а иногда жизнь вторгается в театр. Некоторых это шокирует, но... в такое время нам выпало жить.

Виктор Каменев


Рецензии