Электронная эпидемия

Ничто не предвещало беды, но мои электронные весы, перестали веселить меня по утрам: они показали невероятные 150 кг и погасли, новомодное слово гаджет, по отношении к прибору превратилось: «Ну и гад же ты?!»

Мне захотелось разобраться, что же я приобрёл пару лет назад, благо инструкция сохранилась. Она убеждала: изделие сделано в Швеции, и гарантирует 3 года безотказной работы. Телефон помощи, ответил стальным голосом: “Вас приветствует центр обслуживания бытовой техники! Хотите узнать, про гарантии  нажмите цифру один, хотите узнать, что с устройством нажмите цифру два… и так далее. В процессе общения с несговорчивыми автоответчиками понял, чтобы договориться с магнитофоном, надо быть спокойным, смиренным и терпеливым, независимо от природного темперамента. Канитель учтивого внимания автопопугая разработана для тех, кто обладает особым виртуальным терпением. Я дождался окончания равнодушного монолога:
- Если вы ничего не поняли, дождитесь ответа оператора!

И заиграла популярная мелодия типа: «Моя малютка, моя сепулька,  жди ответа…».
После паузы автоответчик доложил:
- Ваш номер в очереди абонентов тринадцатый, извините, мы очень заняты, но рады вашему звонку?!
Я включил громкоговорящую связь, вернулся к инструкции и нашёл написанную мелкими буквами аббревиатуру: “Made in China”.

Вот и разгадка глобализации. Минут через двадцать дождался ответа, мне бодро сообщили, что центр не занимается ремонтом электронных весов - нет запчастей. Я объявил собеседнице, что успел стать пенсионером, и хотелось восстановить прибор. Оператор сжалилась и нежно произнесла:
- Дедушка, купить новые обойдётся дешевле, чем чинить старые, - и отключилась.
Имея техническое образование, понял: весы бесятся по какой-то простой причине, и вспомнил главную заповедь электрика:
«Прибор не работает, если нет контакта, где необходимо или он существует где-то в другом месте».

Проживая в СССР, я отваживался ремонтировать бытприборы, поэтому попытался добраться до электронной начинки. Вооружившись выпуклыми очками вертел устройство во всех плоскостях при усиленном освещении, но ничего похожего на советские крепления не обнаружил. Не теряя надежды, позвонил своему однокашнику, чтобы заинтриговать его китайско-шведской шарадой, потому что всегда считал Анатолия, так зовут моего друга, способным подковать любую английскую блоху, если она прыгает в радиусе двух метров. От моих комплиментов голова «Самоделкина» заработала, и он согласился на эксперимент, не гарантируя результат.

Дня через три друг радостно сообщил, что основной трудностью было вскрыть электронный блок. После этого тайна китайско-шведского союза удивила простотой. Причиной глюка оказался лопнувший провод между индикатором и блоком управления; Толик связь восстановил, и весы заработали. Я обрадовался и попросил:
- Нельзя ли перезагрузить гаджет, чтобы он показывал вес килограммов на двадцать меньше?
- Нет, барин, в программу не полезу ни за какие коврижки.

Настроение улучшилось, но ненадолго. Жена сказала, что хвалёный японский холодильник стал работать на нагрев, словно мы живём в Антарктиде, а не Краснодаре, и вручила мне кучу инструкций.
Я нашёл в талмуде аварийный телефон, начал бить в колокол. На этот раз мне ответил «Центр обслуживания холодильного оборудования», но всё повторилось «точь-в-точь», подтверждая мысль, что удобство обслуживания при помощи автоответчика,  придумали для отъявленно-терпеливых пользователей ибо, когда после тягучего ожидания слышишь:
- Вас обслуживает оператор номер 15, разговор записывается, претензии необходимо запомнить, чтобы изложить письменно службе контроля…, - вздрагиваешь и начинаешь в панике подбирать слова. А напоминание:
- Ваш номер в очереди абонентов восьмой, - становится заклинанием, которого ждёшь со страхом.

Мне удалось преодолеть барьеры фатального капиталистического сервиса: мастер пришёл через два дня. Он долго рассматривал холодильник, как будто видел его впервые, вставил штепсель диагностики в розетку, удивляясь колебанию стрелок и миганию лампочек. Диагноз оказался трагичным:
- Накрылся блок управления температурой. Электроника семь тысяч рублей, работа пять. Можем заменить хоть завтра, без гарантий на длительную работу. Оплата наличкой после ремонта, - равнодушно высказался мастер.
Я сидел и чесал затылок, когда позвонила дочь, с которой поделился холодильными проблемами.
- Отец, не расстраивайся, я позвоню Степану, члену родительского комитета твоей внучки, он мой рефрижератор, запустил за 20 минут.
- В современных родительских комитетах учат чинить холодильники? - спросил я.
- В нашей гимназии всему научишься, - засмеялась дочь. - Жди!
- А как я его узнаю? - успел спросить я.
- Он тебя отлично помнит: одноклассник Катерины, твоей младшей дочери, - ответила Анна.

Часа через два, молодой человек двух метрового роста, пригнувшись, протиснулся в кухню. Я его узнал: с пятого класса он был озорным Катиным одноклассником, придумывающим козни учителям. Часто приходилось заступаться за него на родительских собраниях, когда спесивые мамаши, забыв про свои школьные закидоны, готовы были сдать проказника "ментам" за пляску в ластах на уроке.
Мы обнялись. Степан водрузил на стол моднячий ноутбук, подключил его к холодильнику, через минуту сказал:
- Электроника пашет, где-то нет контакта. Сейчас разберёмся. Японская техника надёжная, - промурлыкал он себе под нос.
- А если её собирали на Филиппинах? – успел съехидничать я.
- Тогда она ещё надёжнее, - весело сказал Степан, в этот момент холодильник весело замигал лампочками и заурчал.
- Минут через тридцать можете загружать, - сказал Степан, что-то подпаял и стал собираться.
Конфузясь, я протянул ему пару сотен:
- На пиво, - сказал я тихо, - Только не отказывайся?!
Он поблагодарил и добавил:
- Наука о контактах - главная причина отказа передовой техники. Наши горе-мастера не рубят в современной электронике и нахлобучивают клиентов почём зря.
- 12 тысяч, совсем не зря, - отреагировал я.

Когда прибор измерения кровяного давления, которым пользовалась семья, стал «глючить», я понял: в доме началась электронная эпидемия. Поломался третий прибор за месяц, испытание надо было пережить, хотя что-то похожее на панику вспыхивало в голове. Устройство показывало давление и пульс, а утренняя частота сердечных сокращений самый объективный показатель здоровья, об этом мне говорил тренер по борьбе, когда мне было лет 15. Гаджет за 3 минуты высвечивал состояние здоровья, запоминал, анализировал и выдавал усреднённые показатели за неделю. Купил я это сокровище в 2013 году и такой камуфлет. Для пенсионера быть здоровым - главное преимущество перед старостью.

Жена, человек обстоятельный, нашла коробку из-под прибора, на которой большими буквами было написано: «Гарантия 10 лет!» По её вопросительному взгляду понял: придётся ждать ответа оператора.
На звонок мне ответили после трех гудков. Поздоровались, представились и спросили, чем вам помочь? После некоторой растерянности я сбивчиво объяснил, что прибор погас, а из семьи ушёл оптимизм.
- В каком городе живёте? – на этот вопрос я ответ знал.
- В Краснодаре сервисного центра нет, но есть представитель, который вам поможет, его зовут Сергей, - я записал телефон.

Немедленно позвонил, действительно ответил Сергей, и начал меня разводить, что ремонтом и обслуживанием гарантийных приборов он не занимается, но у них есть человек, по имени Роман, - я записал ещё один телефон.
- Но он сегодня на учёбе, звоните после праздников.
Разговор происходил 30 апреля, я знал на 100%, что майские праздники в России тянутся до 15 мая, о чём и сказал Сергею, он засмеялся:
- Позвоните Роману 3-4 мая и не расстраивайтесь.
«Точно разводит, - подумал я, - Не могут русские мужики работать в первых числах мая», - но 3 мая в 10-00 Роман ответил, внимательно выслушал, спросил адрес и сказал, что сможет приехать завтра в первой половине дня, если удобно. Такой изысканной вежливости моя жена удивилась и сказала:
- Посмотрим, что будет в реальности?

На другой день, в начале двенадцатого, раздался телефонный звонок, и Роман сказал, что будет через тридцать минут, но меня поразил вопрос:
- Мне можно подняться к вам или вы вынесете прибор на улицу? - некоторое время я находился в ступоре, но включился:
- Поднимайтесь на седьмой этаж, я встречу.
В комнату вошёл высокий, модно одетый молодой человек, с фирменной сумкой. Присел, протестировав неработающий аппарат, сказал:
- Видимо, полетела помпа, - и спросил, - Вы не будете возражать, если я заберу прибор, а взамен оставлю новый, но  с гарантией на пять лет?
Я с тревогой спросил:
- Сколько он будет стоить? – и замер.
- Тонометр на гарантии, поэтому замена бесплатная, художники изменили дизайн, но характеристики те же. Вас это устаивает? – спросил Роман и достал из фирменной сумки блестящую коробку, распаковал, и на столе появился блестящий радующий взор прибор. Механик запустил его, при помощи батареек из сгоревшего, а новый комплект питания оставил нам, так как он входил в комплект поставки. Тонометр заработал, давление Романа оказалось 125/80, пульс 60.
Он попрощался и вышел. Мы с женой посмотрели друг на друга, не понимая, что это было?
- Как-то неудобно получилось, - произнесла жена. - Человек приехал, подарил новый аппарат…
- А ты ему даже шоколадку не предложила, - съязвил я.
- А у меня и конфетки в доме нет по случаю похудания, - засмеялась жена. - Просто чудо твориться, как говорила моя бабушка.
- Учитывая предыдущие мытарства, твоя бабушка права, царствия ей небесного. Мы пережили пример, как продавец и покупатель становятся главными лицами в капиталистических отношениях, которые Маркс обозначил: «Деньги - товар – деньги, но уже со штрихом». Вот этот штрих, называемый прибылью – двигатель вежливости, - сказал я и удивился своему красноречию.

        Мы с женой оторопели от сказочного обслуживания, которое человеку с пониженным давлением улучшает самочувствие, а гипертония проходит сама.
Через три дня у нас потух экран телевизора, не смотря на то, что я редко сиживаю перед экраном, что-то сиротское поселилось в доме. Для жены поломка оказалось трагедией, потому что постоянный трёп из ящика, она воспринимала как собеседника, который не требует ответа, а просто болтает, что на экран взбредёт, а если дурость зашкаливала, она переключала аппарат на другую программу.

Пришлось вновь набраться отчаянного смирения и выслушать от автоответчика рекомендации, какие кнопки нажать, в зависимости, что меня беспокоит. Оператор приняла заявку и спросила: “Какого года аппарат?”
После моего ответа наступила пауза, скорее всего она заглянула в справочник и холодным голосом произнесла:
- Фирма гарантирует работу этой модели в течение 7 лет, вашему аппарату более десяти, желательно заменить телевизор на новый, ждите мастера, - и отключилась.
         Ждать чуда после такого монолога не приходилось. В это время на кухне послышалось движение, из любопытства двинулся на звук.  На столе красовался расписанный под Палех, давно забытый электросамовар, чайный сервиз выбрался из серванта и расположился между розеток с вареньями и шоколадкой «Вдохновение»
- Давай попьём чай с баранками, а то за шумным ящиком и поговорить некогда, - произнесла жена с улыбкой.
«Прав Сент-Экзюпери, роскошь человеческого общения существует, - подумал я. – Это чудо, которое всегда с нами».
                2015 г.


Рецензии